Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Взгляд в вечность

  Все выпуски  

Взгляд в вечность Shabbat shalo!


Информационный Канал Subscribe.Ru

Заветная записочка или «из искры возгорится пламя»
Стена Плача. Западная стена Иерусалимского Храма, единственная, чудом уцелевшая
в веках наперекор всем бойням и разрушениям. Место, куда стекаются со всех концов
земли евреи (и не только евреи) ортодоксальные и просто верующие, религиозные
и не совсем религиозные, мужчины, женщины, дети чтобы вознести здесь свои горячие
молитвы и сокровенные просьбы прямо к престолу Всевышнего.
Как сказано в «Песне Песней», гимне взаимной любви Б-га и народа Израиля, написанном
самим мудрейшим царем Шломо (Соломоном): «…Вот он (возлюбленный, аллегория Творца)
стоит за стеной…» и поясняет комментатор Раши: за западной стеной Храма, Стеной
Плача.
Однажды, изливая в слезах свое сердце, почти вплотную прижавшись к Стене, прямо
у строгих камней, сохранивших свое величие с древнейших времен, сквозь шепот
Псалмов Давида и личных молитв, я услышала недовольный ропот. «Они что, молиться
сюда пришли?» возмущалась одна русскоязычная девушка, неумело прикрывшая выданными
на входе платками оголенные плечи и джинсовые шорты. Вот уже минут пять она тщетно
пыталась пробраться к Стене, чтобы положить свою записочку с пожеланиями в щель
между камней.
От этого наивного вопроса мое сердце одновременно наполнилось и болью, и радостью.
Ведь он лишний раз наглядно показал с одной стороны, насколько мы отдаляемся
от первопричин, заменяя их каким-то вторичным смыслом, и вместо того чтобы от
души молиться и выполнять однозначные заповеди Творца, мы готовы отправиться
за километры и, невзирая на косые взгляды окружающих, положить-таки в щель заветную
записочку.
Но зато с другой стороны - что в каждом еврее, еще теплится искорка веры, всеми
силами пытающаяся добраться до Б-жественного Источника, как бы далеко от Него
он не отошел. Надо только не бояться разжечь ее в себе, чтобы вся наша жизнь
наполнилась истинным светом!


Недельная глава «Балак»
Новоизбранный царь Моава, Балак, опасается евреев и призывает к себе на помощь
величайшего колдуна и пророка того времени, специалиста по благословениям и проклятиям,
бывшего советника фараона и «по совместительству» ярого антисемита – Билама (Валаама),
чтобы последний проклял еврейский народ. Ввиду ряда личных причин Билам вначале
отнекивается, но затем соглашается. Однако, вместо проклятий у него вырываются
благословения. На прощание Билам дает Балаку дельный совет по окончательному
решению еврейского вопроса – соблазнить евреев развратом с прекраснейшими представительницами
слабого пола народов Мидьяна и Моава. План удается на славу. Среди евреев вспыхивает
эпидемия, унесшая жизни 24 000 из них, и только решительное вмешательство внука
покойного Аарона, Пинхаса, спасает положение и останавливает разврат, а с ним
и эпидемию.

У тех, кто поверхностно-бегло ознакомится с текстом текущей недельной главы (особенно
в переводе) личность Билама вряд ли вызовет особые симпатии, но и особой неприязни
 не спровоцирует. Так, малость слабохарактерен (пойти-не пойти?), корыстолюбив
(но ведь за это предлагают хорошие деньги!), за деньги готов на разные мелкие
подлости (проклясть слабого и беззащитного, например), а так – ничего особенно
страшного, слегка туповат (вон, даже его знаменитая ослица оказалась прозорливее
его и увидела на дороге препятствия, о которых он и не подозревал),  даже достаточно
б-гобоязнен (так прямо и заявляет делигации Балака, ничего, дескать, поделать
не могу – как Б-г захочет, так и будет). Какого же будет их изумление, узнав,
что основываясь на более глубоком и вникнутом прочтении текста и комментариев,
еврейская традициция говорит о Биламе как об  отъявленном негодяе, не погнушившимся
ни одним преступлением на свете, познавшим всю существующую в мире грязь и как
о злейшем враге еврейского народа! Что даже все его вынужденные благословения
скрывают под собой лютую ненависть к потомкам Авраама, Ицхака и Яакова! Что его
дружеский совет Балаку был лишь последним в веренице подобного рода различных
предложений и нововведений, преследовавших одну единственную цель - уничтожение
евреев - начиная с науськивания фараона топить всех еврейских мальчиков-младенцев
в водах Нила! Что при всем этом он был не наивным глупцом, а мудрейшим человеком
своего поколения, чей пророческий дар едва ли не превсходил уровень самого Моше-рабейну!
Но почему же Тора не пишет все это прямым текстом? Почему о злодейской сущности
Билама мы должны учить только из подтекста? Почему бы открыто не поставить  Биламу
в самом начале повествования яркий ярлык – «подлец», и все сразу станет на свои
места? Но в том-то и дело, что явное зло редко является к нам в своем истинном
облачении. Оно может рядиться в безобидные, мелкие пакости, разного рода вредные
привычки, склонности и отговорки, легкомысленные идеи и шаловливые мысли, а порой
и вовсе в одежды добра.
 Кто соблазнится ядом в пузырьке с черепом и костями? То ли дело, в виде различных
сладостей, копченностей и алкогольных напитков, травящих наш желудок! Или еще
лучше в виде широкого ассортимента «некошерностей» вроде ветчинки, кальмаров
и мясных щей со сметаной, травящих наши еврейские души!
Зло надо уметь разглядеть! Разглядеть всю его нагую правду под всеми внешне приличными
покровами и личинами! Чтобы проникнуть в злодейскую суть Билама, недостаточно
тех характеристик, что лежат наповерхности - необходимо гораздо глубже вчитываться
в тект! Чтобы уберечь себя от зла, недостаточно смотреть на ярлыки и этикетки,
надо искренне желать «во всем дойти до самой сути»!
Ну а как же насчет Биламовской б-гобоязненности? Мы уже подчеркнули, что Билам
был негодяем, но отнюдь не дураком. И то, что нам кажется б-гобоязненностью,
для него было всего-навсего осознанием реальности. Он мог всеми силами пытаться
бороться с ней, но отвергать ее?

Жемчужины еврейского комментария
«(Балак) послал посланников к Биламу... позвать его, сказав: Вот вышел народ
из Египта...» (Бамидбар 22:5)
«Сказал Билам Б-гу: Балак сын Ципора, царь Моава, послал ко мне (делегацию со
словами): Вот народ выходящий из Египта...» (Бамидбар 22:11)

Комментарий Кли-Якар обращает внимание на такую, казалось бы, мелочь, как изменение
глагола  прошедшего времени «вышел» в речи посланников Балака на причастие настоящего
времени «выходящий» в речи Билама. Необходимо иметь в виду, что Билам идеально
подобирал и выверял каждое свое слово. Еще бы! Ведь его основным оружием была
речь (= его всеизвестная сила проклятия и благословения), и пользовался он им
поистине виртуозно!
Так что же подразумевал этот гнусный злодей под тонкой грамматической заменой
«вышел» на «выходящий»? Выход из Египта для еврейской традиции является важнейшей
точкой. Это -  не просто историческое событие, не просто первая волна эмиграции,
а выход из рабства на свободу. Причем не только из рабства физического. А для
того, чтобы обрести свободу в полном плане, недостаточно улучить удобный момент,
чтобы сбежать от хозяина, а надо изменить всю свою рабскую психологию и почувствовать
себя свободным. Свободным от прихотей не только постоянных, внешних поработителей,
но и от собственных в том числе. Не быть рабом желудка, чувственных порывов,
сиюминутных соблазнов окружающего мира и своего эго. Порвать связь с комфортным,
привычным «египетским укладом жизни». Стать по-настоящему свободным и физически,
и духовно. И Билам это знал. Знал, что выход из Египта был не самоцелью. Знал,
что намного легче выйти из Египта, чем изгнать философию Египта из себя.
И как же профессионально, ловко и элегантно этот антисемит обвиняет еврейский
народ: «Народ, который вышел из Египта?! Куда там! Народ только-только выходящий
из Египта! Чуть что -  и сразу начинаются воспоминания о вкусной египетской рыбке,
да кастрюле с мясом для надсмотрщиков, вокруг которых подобострастно крутились,
принюхиваясь, еврейские рабы. И даже новое поколение, вырасшее в пустыне и все
свои знания о мощной египетской державе, получившее понаслышке, заразилось родительской
ностальгией и упрекает Моше-рабейну за то, что тот лишил их любимой отчизны....»!
По выражению праведника нашего времени раввина Ицхака Зильбера «Все сказанное
в Торе, касается каждого из нас лично». Об актуальности этого комментария и в
наши дни судите сами.

Женский уголок
Одно из самых знаменитых невольных благословений Билама – «Как хороши твои шатры,
Яаков, твои жилища Исраэль!». И хотя, конечно, вкусная еда – не единственный
залог хорошей атмосферы в доме, не будем забывать банальнейшую истину, что «путь
к сердцу мужчины лежит через желудок» и постараемся приложить все возможные усилия,
чтобы благословение Билама распространялись на дом каждой из нас!

Пестрый маринованный салат.
 Скипятите маринад из пол-литра воды с 9 столовыми ложками растительного масла,
8 столовыми ложками уксуса, соком небольшого лимона, 5 лавровыми листьями, 2
столовыми ложками соли и 6 столовыми ложками сахара. Нашинкуйте кочан красной
капусты, нарежьте по одному разноцветному болгарскому перцу. Залейте овощи теплым
маринадом. Добавьте 2-3 измельченных зубчика чеснока и зелень по вкусу. Оставьте
на ночь при комнатной температуре, а затем поставьте на пару часов в холодильник.

Печенье из кукурузных хлопьев.
2 яйца взбить с 150г сахаром в крепкую пену и добавить, помешивая, 200г кукурузных
хлопьев. На 20 минут поставить тесто в холодильник. Двумя столовыми ложками сформовать
продолговатые лепешки и выложить на смазанный маслом и посыпанный мукой лист.
Выпекать в умеренно жаркой духовке (150-180 град.).

Над кем смеемся? Над собой смеемся!
***
- Ну, вот и все, сыночек, что я мог рассказать тебе о моем скромном участии в
шестидневной войне. Нет ли у тебя каких-нибудь других вопросов?
- Есть, но только один. Зачем тогда израильской армии нужны были еще солдаты?!

***
- Мендель, ты не мог бы одолжить мне шекелей пятьсот?
- Я был бы рад, но, к сожалению, у меня нет с собой такой  крупной суммы.
- А дома?
-Дома все в порядке, спасибо, все живы-здоровы.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное