Учиться, учиться и учиться!
Начнем с анекдота. Заключенному пришло очередное письмо от жены. «Ну, что пишут?»
вежливо поинтересовался его сосед по камере. «Да вот,» последовал удрученный
ответ: «Сына оставили на второй год». «Какой позор для семьи!»
В жизни каждого из нас важно научится соблюдать правильные пропорции, отличая
главное от второстепенного. Давайте вспомним, сколько часов мы уделяли в свое
время изучению географии и ботаники, тригонометрии и «отечественной» истории?
А теперь давайте поднапряжем еще нашу память и вспомним, чем отличается синус
от тангенса, что такое эпифора и метонимия, в каком году Адис-Абеба стала столицей
независимой Эфиопии, а главное, как часто все это нам пригодилось в жизни.
А с другой стороны, сколько времени мы уделяли науке «жизнь»? Какой парадокс!
Неужели мы были настолько наивны, что полагали, что знания именно этой, самой
сложной и самой нужной, науки придут к нам сами собой?! И хоть иногда мы сталкивались
с фразами вроде «старших надо уважать, младшим надо помогать», вряд ли кто-нибудь
делал «домашние задания» по подобным предметам и мало кто задавался
вопросом: а как же это сделать наилучшим образом – ведь от этого не зависили
наши оценки в дневнике.
А ведь наверняка в душе и наши родители, и наши наставники в первую очередь хотели
бы видеть в нас хороших людей, а не отличников и даже медалистов, ведь и мы,
не правда ли, ждем того же от наших детей…
Тора – не абстрактное знание. Ее цель – сделать нас лучше, и кому как не
Творцу Мира известен лучший путь как добится этого? И потому Тора не ограничивается
общими фразами «что делать», но и дает конкретные указания «как это сделать».
А для того чтобы воплотить эти правила в жизнь необходимо учиться и учиться.
Как сказал Гилель: « Не делай другому то, что не хочешь, чтоб сделали тебе. В
этом вся Тора. А теперь иди и учись!»
Недельная глава Корах
Недельная глава повествует об очередном, одном из самых серьезнейших, бунтов
поколения пустыни против Моше-рабейну. Его двоюродный брат – знатный, богатый,
ученый – Корах собирает вокруг себя толпу «политически-недовольных» разного рода,
закоренелых скандалистов и «новичков», впавших в отчаяние совсем недавно - после
приговора о смерти втечении ближайших сорока лет всего поколения в пустыне Синай.
250 зачинщиков этого крупнейшего мятежа погибают страшнейшей карой с небес,
а трое главарей – сам Корах и его ближайшие соратники - Датан и Авирам – заживо
проваливаются в разверзтую «пасть земли».
Как мы уже упоминали, Корах был человек неглупый и даже ученый. Задолго до древнегреческих
философов он в совершенстве овладел искусством демагогии и без пособий Дейла
Карнеги достиг вершин в науке «как влиять на людей, выступая публично.» Один
лишь расчет времени подстрекательства чего стоит! Сам Корах почувствовал себя
обойденным и обездоленным не вчера и не неделю назад, а в самом начале «раздачи
чинов». Датан и Авирам – так те вообще пожизненно чувствовали себя «униженными
и оскорбленными». Но как собрать вокруг себя целых 250 единомышленников? И вот
нашелся самый что ни на есть удобный момент – народ на грани отчаяния после приговора
о не входе в Землю Израиля. Чем не подоплека для массового мятежа?
Но и сами по себе ораторские способности Кораха – уникальны! Он обращался и
к Моше, и к народу с интереснейшими притчами. Возьмем для примера одну. Нечто
в следующем роде:
«У бедной вдовы было поле. Только она начала собирать урожай для своей бедной
и несчастной семьи, пришел Аарон-первосвященник и потребовал по закону своего
любимого братца Моше свою огромную долю. Вдова подумала, что это ей настолько
невыгодно, что стоит продать свое поле и купить овечку. Только настал черед постричь
свою овечку, вновь прибежал Аарон и говорит: по закону первая стрижка полагается
мне! Вдова продала овечку, купила петуха. Прибежал Аарон. Вдова испугалась новых
требований жестокосердного закона и поспешила заранее объявить: «Чтоб тебе ничего
не досталось, я заведомо посвящаю все свое Всевышнему!» Лицо Аарона расплылось
в улыбке – все, что посвящено Всевышнему – принадлежит его священникам, т.е.
мне. Забрал петуха и ушел восвояси, оставив бедную вдову в горьких слезах.»
История совершенно гипотетическая. Все законы насчет прав священников на свою
долю совершенно верны, но естественно лишь после входа в Землю Израиля. Вот только
«совершенно нечаяно» «забыл» Корах упомянуть несколько немаловажных фактов. Например,
что в отличии от всех колен, колено Левитов, к которому принадлежали и священники
– не имело своего надела и существовало только засчет подобных «урегулированных
законом подарков». Или, что сама вдова имела свои права на точно также «урегулированные
законом подарки». Что нет и не было на свете законодательства, в подобной мере
заботящегося о нищих, вдовах и сиротах, как законы Торы.
Но самое главное, забыл Корах о внутренней, духовной стороне всего происходящего
в мире. Что в нашей жизни материальная сторона настолько переплетена с духовной,
что не существует висящих в воздухе гипотез. Так один из наиболее четко и безупречно
работающих в духовной плоскости законов - закон «отдавай одну десятую часть своих
доходов на нужды бедных, чтоб разбогатеть».
Забыл Корах о том, что «едина правда! Если рассечешь, ее любая половина – ложь!»
Забыл Корах об этом краеугольном камне иудаизма – единстве, единстве Б-га, единстве
еврейского народа, единстве душ, и долгожданный результат не заставил себя долго
ждать...
Жемчужины еврейского комментария
«Взял Корах, сын Ицхара, сын Кхата, сын Леви...»
Одним из самых ранних, самых почитаемых и самых дословных комментариев к Торе
является перевод Онкелоса. Его личность сама по себе заслуживает особого разговора
в следующий раз. Сегодня же обратите внимание – любой перевод Торы по своей сути
уже является комментарием, так как в каждом слове, в каждой еврейской букве скрыты
десятки пластов понимания. Итак, Онкелос перевел Тору на разговорный язык евреев
своего поколения – арамейский. И слово «взял» перевел как «отделил, отколол».
Он "откололся", отделил, отрезал себя и своих последователей от Моше-рабейну,
чтобы смутить весь народ.
Но комментатор Ноам Элимелех добавляет, что этим действием Корах «отколол» нечто
гораздо более существенное – свою связь с Источником, с правдой, с осмысленностью
жизни. Так и мы, каждым своим поступком мы способны закрепить свою связь с Источником
жизни, или «отколоться» от нее. Выбор – за нами.
Женский уголок.
Если хорошенько поискать подтверждение французского «шерше ля фам» в Торе, это
стоит сделать именно в нашей недельной главе. Согласно традиции, именно жена
Кораха начала подстрекать его против своего кузена и соответственно привела его
к гибели, тогда как жена одного из соратников Кораха – Она бен Пелета – своим
хитроумным поведением (вескими доводами и усердным добавлением спиртного) сумела
помешать своему мужу участвовать в бунте, и тем самым спасла ему жизнь. Как сказано,
«Мудрая жена строит свой дом, а глупая все рушит своими же руками!»
Так будем же мудры!
По просьбе дорогих женщин мы публикует рецепты нежных и слегка экстравагантных
салатов.
Салат Вальдорф
На крупной терке натрите 8 кисловатых яблок или груш, сбрызните лимонным соком.
Нарежьте кубиками 5 стеблей сельдерея. Добавьте 350 г орехов пекан (или грецких)
и небольшую банку консервированных нарезанных ананасов. Посолите. Заправьте майонезом,
разбавленным двумя-тремя ложками ананасового сока.
Нежные баклажаны.
2 спелых баклажана нарежьте кружочками. Слегка посолите и оставьте на полчаса.
Слейте темную жидкость, образовавшуюся от баклажан. Обжарьте с двух сторон на
растительном масле. Готовые баклажаны положите на бумажное полотенце, чтоб удалить
излишки жира. В том же масле пожарьте мелконарезанную луковицу. Порубите вместе
баклажаны, лук и 2 зубчика чеснока. Соль и перец по вкусу
Над кем смеемся? Над собой смеемся!
- У нас с мужем сказочные отношения, - хвастает перед подругой Эмма. - Не успею
я его о чем-нибудь попросить, как он тут же исчезает!
-Почему вы, евреи, всегда отвечаете вопросом на вопрос?
-(удивленно) Кто Вам это сказал?
Взгляд в вечность? Это - www.geocities.com/vzglad!