Учиться, учиться и учиться!
Начнем с анекдота. Заключенному пришло очередное письмо от жены. «Ну, что пишут?»
вежливо поинтересовался его сосед по камере. «Да вот,» последовал удрученный
ответ: «Сына оставили на второй год». «Какой позор для семьи!»
В жизни каждого из нас важно научится соблюдать правильные пропорции, отличая
главное от второстепенного. Давайте вспомним, сколько часов мы уделяли в свое
время изучению географии и ботаники, тригонометрии и «отечественной» истории?
А теперь давайте поднапряжем еще нашу память и вспомним, чем отличается синус
от тангенса, что такое эпифора и метонимия, в каком году Адис-Абеба стала столицей
независимой Эфиопии, а главное, как часто все это нам пригодилось в жизни.
А с другой стороны, сколько времени мы уделяли науке «жизнь»? Какой парадокс!
Неужели мы были настолько наивны, что полагали, что знания именно этой, самой
сложной и самой нужной, науки придут к нам сами собой?! И хоть иногда мы сталкивались
с фразами вроде «старших надо уважать, младшим надо помогать», вряд ли кто-нибудь
делал «домашние задания» по подобным предметам и мало кто задавался вопросом:
а как же это сделать наилучшим образом – ведь от этого не зависили наши оценки
в дневнике.
А ведь наверняка в душе и наши родители, и наши наставники в первую очередь хотели
бы видеть в нас хороших людей, а не отличников и даже медалистов, ведь и мы,
не правда ли, ждем того же от наших детей…
Тора – не абстрактное знание. Ее цель – сделать нас лучше, и кому как не
Творцу Мира известен лучший путь как добится этого? И потому Тора не ограничивается
общими фразами «что делать», но и дает конкретные указания «как это сделать».
А для того чтобы воплотить эти правила в жизнь необходимо учиться и учиться.
Как сказал Гилель: « Не делай другому то, что не хочешь, чтоб сделали тебе. В
этом вся Тора. А теперь иди и учись!»
Недельная глава «Хукат»
В главе описывается последний год скитания евреев по пустыне Синай, смерть Мирьям
и Аарона, а также грех Моше-рабейну, за который он был также обречен умереть
в пустыне, не удостоясь ввести новое поколение евреев в Святую Землю.
Сегодняшняя глава чрезвычайно насыщена событиями. Начинается же она с описания
закона о красной корове – закона, смысл которого был скрыт даже от мудрейшего
из всех людей – царя Шломо (Соломона), постигшего все тайны Торы, закона, которого
сама Тора объявляет необъяснимым в рамках человеческого разума.
В общих чертах, пеплом красной коровы завершался процесс ритуального очищения
(не путать с чистотой гигиенической!) в Храме. Многие комментаторы приводят
достаточно прозрачную параллель между законом о красной корове и грехом золотого
тельца.
Когда сын служанки набезобразит в доме, где та работает, совершенно естественно,
что именно на ней лежит ответственность за уборку помещения. Точно так же последняя
стадия очищения евреев от духовной нечистоты, загрязнивших свои души скверной
историей с золотым телцом, происходит посредством матери теленка – коровы, чья
красная расцветка символизирует грех.
От коровы требуется быть цельной, без изъяна в противовес огромному духовному
изъяну, лишившему евреев первоночальной духовной цельности, порожденному грехом
золотого тельца. На этой корове еще не должно было быть ярма параллельно тому,
как евреи сняли с себя ярмо Небес, создав себе очередного кумира, на сей раз
в виде золотого тельца.
Корова передавалась священнику точно так же, как в истории с тельцом евреи обратились
в первую очередь к Аарону-первосвященнику.
Корова сжигается по аналогии с тем, как Моше-рабейну сжег золотого тельца.
Хотя сам по себе пепел красной коровы предназначен для очищенния ритуальной нечистоты
(не путать с нечистотой гигиенической!), все кто принимает участие в его приготовления
становятся...духовно нечистыми, соответственно тому, как сделал духовно нечистыми
всех, принимавших участие в его создании и поклонении ему золотой телец.
Ну вот, как все ясно, просто и логично! Так как же после всего этого сама Тора
свидетельствует, что перед нами – закон, чья суть необъяснима? Но в том-то и
дело, что все эти объяснения – лишь самая верхушка огромного айсберга смысла
данной заповеди, чья сокровенная сущность гораздо глубже, чем мы наблюдаем на
поверхности! Настолько глубже, что даже мудрейший из людей не стыдился признаться
в том, что она – выше его разумения!
Весьма похвально пытаться докопаться до смысла той или иной заповеди. Но при
все этом необходимо иметь в виду, что любая заповедь, пусть самая понятная на
первый взгляд помимо внешнего смысла скрывает все более и более глубокие пласты.
Исторический фактор – лишь один из множества аспектов еврейских праздников. Законы
кашрута не обусловлены сугубо климатическими условиями и обязывают всех евреев
независимо от места их проживания. И воскресный отдых не заменяет святость еврейской
субботы...
Жемчужины еврейского комментария.
«За то, что вы не поверили Мне и не освятили Мое имя в глазах всего еврейского
народа, вы не введете эту общину в страну , которую Я вам дам» (Бамидбар 20:12)
Многие комментаторы спорят, в чем же именно был грех Моше-рабейну. Вот как объясняет
ситуацию рав Горовиц в своей гениальной книге «Мадрегат Аадам». После смерти
Мирьям иссяк переносной источник воды, сопровождавший евреев в пустыне. Страдающие
жаждой евреи вновь обращаются с жалобой к Моше, и Всевышний обещает, что когда
Моше-рабейну обратится со словами к определенной скале, из нее польется вода.
Когда Моше повел народ к скале, евреи начали шушукаться между собой: «Конечно,
Моше – пастух со стажем и явно знает законы природы. Если он хочет доказать нам,
что речь идет о чуде, пусть извлечет нам воду из первой попавшейся скалы!»
Перед Моше встала серьезная дилемма. С одной стороны – есть четкие указания Всевышнего,
но с другой стороны – если действовать строго по указаниям и не подчиниться воле
народа, есть величайший риск, умалить тем самым величайшее чудо до размеров
обыкновенного закона природы. И Моше-рабейну принял решение, что наглядное доказательства
чуда будет лучшим проявлением Б-жественной святости, и стало быть важнее четких
исполнений инструкций Всевышнего. И вместо того, чтобы обратиться со словами
к определенной скале, Моше-рабейну ударяет дважды по первой попавшейся скале,
указанной ему строптивыми евреями. И в тот же миг потекла вода. Но масштабы чуда
превзошли все ожидания, и вода полилась не только из данной скалы, но из всех
скал в округе. Моше-рабейну не рассчитал, что Всевышний заранее предугадал сомнения
евреев, и точно такое же чудо случилось бы, обратись Моше-рабейну к скале, указанной
им Б-гом, а не пойди он на поводу у народа. Недостаток веры проявился в том,
что Моше-рабейну по своему разуму и усмотрению решил, что есть нечто более освящающее
Имя Всевышнего, чем твердое следование явным инструкциям Творца. При этом он
и не подумал, что изначальный план включает в себя и разрешение всех возможных
сомнений, и что никоим образом исполнение четких Б-жественных указаний не принесет
вред.
По выражению праведника нашего времени раввина Ицхака Зильбера «Все сказанное
в Торе , касается каждого из нас лично».Об актуальности этого комментария и в
наши дни судите сами.
Женский уголок
Кончину Аарона оплакивал весь еврейский народ, а еврейские женщины – в особенности.
Ибо мало кто настолько заботился о мире в каждой еврейской семье и настолько
посвящал этому все свое свободное время и все свои душевные силы, как Аарон-первосвященник.
А на что готовы пойти мы сами, чтобы упрочить мир в наших собственных семьях?
Освежающий салат.
Нарежьте кочан зеленого салата, добавьте кубики консервированного ананаса (две
трети банки), пол-стакана обжаренных орехов и большую морковь, натертую на крупной
терке. Посолите и залейте заправкой из майонеза или растительного масла, смешанных
с половиной стакана консервированного ананасого сока.
Сочная курица
Приготовьте стакан соуса из равного количества меда, воды, красного вина, горчицы
и соевого соуса. Полейте им разделанную тушку средней курицы, добавьте приправы
по вкусу и оставьте на ночь в холодильнике. Затем печь1,5-2 часа в духовке при
средней температуре, раз в 15 минут поливая соусом.
Над кем смеемся? Над собой смеемся!
-Доктор! Помогите! Моя жена Сарочка уехала в командировку и оставила меня с
нашим малышом. Я делаю все по ее инструкциям: и гуляю с ним, и занимаюсь гимнастикой.
Каждый день я его купаю, делаю ему массаж! А ребенок целый день все орет и все
теряет в весе!
-Действительно странно.А чем Вы его кормите?
-О Г-споди! Ну так и знал, что что-нибудь забуду!
Сын жалуется матери: все, не пойду больше в школу!
- Но, почему же, сыночек?
- Да ну ее! Опять учителя начнут ко мне приставать, да еще как всегда Рабинович
будет подножки ставить, а Абрамович – из рогатки стрелять. Надоело! Не пойду!
- Ну, Семочка, успокойся. Ты же сам прекрасно знаешь, что ты должен идти!
Во-первых, тебе уже сорок лет, а во-вторых, ты же все-таки директор школы!