Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Взгляд в вечность

  Все выпуски  

Взгляд в вечность Шабат шалом


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Теория относительности или о вкусах не спорят?
Один богатый молодой человек решил жениться и для этой цели обратился к профессиональной
свахе. «Я хочу, чтоб моя невеста была из хорошей семьи, умна, богата и, конечно,
красива!» объяснил потенциальный жених свои требования. «Насколько красива?»
поинтересовалась сваха. «Ну, прямо, как на картине!». После свидания с первой
кандидатурой «жених» набросился на сваху: «Я же просил красивую, как на картине!
А Вы меня с кем познакомили? Уши как лопухи, косит на оба глаза, верхняя губа
налезает на нижнюю!» Молодой человек задыхался от негодования, но сваха невозмутимо
пояснила: «Ну, знаете, о вкусах не спорят! Кому нравится Рафаэль, а кто без
ума от Пикассо!»
Наверное, не случайно именно еврей изобрел теорию относительности. Ведь самый
легкий (а также самый частый и самый «еврейский») способ оборвать спор об истине
- заявить: Ну что ж, в конце концов, все относительно. Каждому свое – конфуцианство,
христианство, марксизм, буддизм, иудаизм и примиряющим тоном заключить: Главное,
чтоб человек был счастлив, а о вкусах не спорят.
Действительно о вкусах не спорят, но лишь когда речь идет о прикладном искусстве,
о цвете глаз, о разнообразии утреннего меню, но никак не в случае принятия судьбоносных
решений, здоровья или моральных ценностей. И если с умозрительно-абстрактной
точки зрения найдется немало поклоников творчества Пикассо, фраза вроде «красавица,
как будто только что сошедшая с картины Пикассо» звучит, по меньшей мере, иронически-абсурдно.
Потому что истина здесь очевидна. Так неужели, говоря о цели и смысле жизни,
мы отмахнемся под предлогом «все относительно, о вкусах не спорят»?!

Недельная глава Шофтим.
До еврейского Нового Года – Рош-ашана – уже рукой подать. Уже, кажется, в воздухе
парят волшебные слова Новогодней молитвы: «А расскаяние, молитвы и пожертвования
отменяют суровость приговора!». А еще неделя – и начнется и новый учебный год.
А текущая недельная глава «Шофтим» («Судьи») в числе прочих законов приводит
и следующий: во время осады вражеских городов евреям предписывается не уничтожать…
плодовые деревья. Можно долго обсуждать о том, как Тора заботится о том, чтобы
и в моменты наивысшей жестокости – военной осады – Человек оставался Человеком,
чтобы вандализм не стал частью его натуры, чтоб рассудительность не покидала
его ни на минуту...Но, простите, какая же связь между еврейским Новым годом,
1 сентября и законом о плодовых деревьях ?
Дело в том, что точно так же как и в общепринятом календаре помимо «стандартного»,
первоянварского Нового года, существуют и несовпадающие с этой датой и новый
учебный, и новый финансовый год, у евреев кроме Рош-ашана существует несколько
дат «Нового года». В частности, 15 швата по еврейскому календарю евреи справляют
Новый Год Деревьев.
«Какое ребячество! Справлять новый год деревьям! Не веет ли здесь каким-то языческим
обрядом?» презрительно воскликнут те из нас для кого «нормальный», «человеческий»
Новый Год ассоциируется исключительно с разряженной Красавицей-Ёлкой.
Но у евреев все не так, как у всех. И вместо того чтоб, как христиане, самим
наряжать вечнозеленую, но бесплодную ель, евреи справляют так называемый «Ту
бишват», наслаждаясь «готовыми» плодами плодовых деревьев. И, несмотря на то,
что зачастую речь идет не о свежих, только что сорванных с дерева полдах,  а
в основном о сухофруктах, евреи не забывают об их настоящем источнике – дереве.
И эта «благодарность» источнику даже когда на первый взгляд утеряна прямая связь
является одной из основ этого праздника.
В сущности Нового Года Деревьев тесно переплетаются строгие рамки закона с глубочайшим
аллегорическим смыслом.  Так с алахической точки зрения эта дата необходима
для определения границ года для отделения десятины от фруктов, но весьма очевидно,
что одно это - не достаточный повод для праздника.
Понятие «дерева» (особено плодового) в иудаизме нередко символизирует…человека.
Подобно дереву у человека есть корни, и хотя у обоих они не видны на поверхности,
без них немыслимо существование. И подобно дереву у человека есть потенциал
«роста» (в том числе и в немаловажном духовном плане) и «плодов» (праведной
жизни, добрых дел, достойного воспитания детей и т.п.). Напоминаем, Ту би шват
– праздник именно таких, «плодовых» деревьев. И рубить именно эти деревья, даже
в стрессовых ситуациях, евреям запрещает наша недельная глава.
Но аллегория дерева не  замыкается только на человеке. Как говорят наши мудрецы
о Торе: «Дерево жизни она для придерживающихся ее и счастлив поддерживающий
его». Вот такой-то необычный Новый Год  - Новый год  деревьев, человека и Торы,
и празднуют евреи!
Жемчужины еврейского комментария
«Судей и смотрителей за порядком поставь себе во всех городах» - этими словами
начинается недельная глава Шофтим. В другой главе (Итро) уточняется, что на
каждые десять евреев по идее должно было приходиться по судье. Но неужели в
еврейском народе настолько распространены склочники и любители судиться? На
этот счет Магид из Дубно приводит следующую притчу.
Одному молодому деревенскому парню случилось побывать в городе. Вернувшись домой,
он начал рассказывать, какая ужасная там жизнь. «Вы и не представляете, какие
там больные люди! Там буквально каждый десятый – врач!»
«Глупыш!» засмеялся отец.«Наоборот, с таким количеством врачей, у каждого больного
есть шанс вылечить болезнь в самом начале ее развития. К тому же, иногда можно
обратиться к врачу и для профилактики, не чувтствуя угрызений совести, что ты
отнял драгоценное время приема у тяжело-больного.»
Точно также и в отношении оригинальной системе еврейского судопроизводства:
у каждого был шанс потушить огонь мелких ссор, еще до того, как они перешли
в стадию пожара, прибегая при этом к помощи компетентных лиц, которыми и являлись
так называемые «судьи-десятники».
По выражению праведника нашего времени раввина Ицхака Зильбера «Все сказанное
в Торе, касается каждого из нас лично». Об актуальности этого комментария и
в наши дни судите сами.
 .

Женский уголок
Как уже было сказано, еврейская кухня теснейшим образом связана с еврейскими
законами и традициями. И надо сказать, что зачастую именно они становятся «катализаторами»
разнообразия  наших кулинарных блюд. Благотворное влияние наших обычаев особенно
наглядно на праздничных столах –ханукальные оладьи (латкес) и пончики (суфганиёт),
треугольные «уши Амана» на Пурим, кнейдлах и другие разнообразные блюда из мацы
на Песах и из молочных продуктов на Шавуот. И это только самые броские примеры
широчайшего ассортимента еврейской, праздничной кухни. Ведь наряду с этими популярнейшими
традиционными блюдами каждая хозяйка старается в меру своей фантазии и возможностей
удивит своих гостей и домашних чем-нибудь оригинальным и экзотичным в рамках
«кулинарного духа» того или иного праздника.
Центральное место на новогоднем столе в Рош-ашана занимает мед и другие сладкие
продукты. Как так, зачем и почему мы постараемся рассказать вам в наших следующих
выпусках. Там же вам предстоит незабываемая встреча с традиционным медовиком,
а пока –

Сочная курица
Приготовьте стакан соуса из равного количества меда, воды, красного вина, горчицы
и соевого соуса.  Полейте им разделанную тушку средней курицы, добавьте приправы
по вкусу и оставьте на ночь в холодильнике. Запекайте 1,5-2 часа в духовке при
средней температуре, раз в 15 минут поливая соусом.
Обратите внимание, что несмотря на наличие меда в рецепте, курица не получается
сладкой!


Начинив ее перед запеканием стаканом варенного риса, смешанного с кубиками кислого
яблока и пригоршней изюма, вы получите еще более «новогоднее» блюдо.

Над кем смеемся? Над собой смеемся!
70-е годы. Новый репатриант из СССР продолжает в Израиле читать советские газеты.
- Не могу читать израильскую прессу, - объясняет он. - В ней пишут, что в Израиле
инфляция, коррупция, деморализация, и, вообще, Израиль накануне полного краха.
То ли дело советские газеты! Читаешь и видишь, что Израиль - мощная держава,
захватившая половину земного шара и собирающаяся захватить вторую!

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное