Лекция по Бхагавад-гите 1.2-3 (начало) Лондон, 9 июля 1973 года
Прадйумна (ведет воспевание и т.д.):
санджайа увача дрштва ту пандаваникам вйудхам дурйодханас тада ачарйам упасангамйа раджа вачанам абравит
Перевод: «Санджайа сказал: О царь, после того как осмотрел армию, собранную сыновьями Панду, царь Дурйодхана пошел к своему учителю и начал говорить такие слова:»
Прабхупада: Так Дхритараштра узнавал у Санджайи, ким акурвата: «После того как мои сыновья и сыновья моего брата собрались вместе для сражения, что они делают?» Вот в чем был вопрос. Чтобы ободрить его… Потому что Санджайа мог понять чувства своего господина, что он хотел сражения, без компромиссов, дух кшатрия: «Пусть мои сыновья и сыновья моего брата сражаются…» Это дух кшатрия. «Моих сыновей сотня, а их только пять, конечно мои сыновья выйдут победителями, и тогда царство будет
обеспечено». Таков был его план. И Санджайа, его секретарь, мог понять эти чувства. Конечно, в конце он будет воодушевлять иначе. Йатра йогешварах харих. В конце он говорил: «Мой Господин, не жди победы. Это невозможно. Потому что на другой стороне – Кришна, йатра йогешварах харих, и воин Арджуна, это выше твоего ожидания победы». Но вначале он говорит: «Не унывай. Не было компромисса. Как только твой сын Дурйодхана…» Он характеризует его сына как «раджу». Потому что Дхритараштру ободрило
бы, когда он хотя бы думает о том, как его сын становится царем. Следовательно, он сказал «раджа».
Дрштва ту пандаваникам. Дурйодхана не ожидал, что Пандавы будут способны достичь военной силы так безупречно, потому что они были лишены всех источников. Царство у них было отобрано, их деньги были незаконно захвачены, они были высланы в лес, так много бедствий. Но глупый Дурйодхана не знал, что прежде всего Кришна был на их стороне. Этого он не мог подумать. Следовательно, когда он увидел Пандавов хорошо экипированными с достаточным количеством солдат, пандаваникам, он был несколько
удивлен: «Как они смогли собрать так много солдат?» И немедленно [пошел], чтобы проконсультироваться с главнокомандующим Дроначарйей…
Дроначарйа был учителем всех, ачарйей. Ачарйа означает учитель. Ачарйам упасангамйа. Наставник в военном деле. Дроначарйа был военным наставником и Пандавов также. Когда все они были детьми, их отдали на обучение Дроначарйе. Дроначарйа был брахманом, но он знал военное искусство. Поэтому его назначили учителем для всех мальчиков, [для] Кауравов. Так… Но Ачарйа, Дроначарйа присоединился к Дурйодхане. Бхишмадева присоединился к Дурйодхане. Никто из них не присоединился к Арджуне. Потому
что ни Арджуна, ни Махараджа Йудхиштхира не были царями в то время, финансовый контроль не был в их руках, а эти люди, сыновья Дхритараштры, были в руководящей политической власти. Финансовый контроль был в их руках. И они дали достаточно денег на содержание Дроначарйи и Бхишмадевы. И те чувствовали себя обязанными. Конечно, они знали всё. Но внешне они чувствовали обязательства: «Арджуна, я получаю деньги от Дурйодханы. И в момент опасности, если я не присоединюсь к нему, это будет нехорошо выглядеть.
Я получаю финансовое содержание».
Конечно, Арджуна не спрашивал его. Арджуна был удовлетворен Кришной. И всё. Кришна также отделил Себя. Потому что это семейная ссора. Он сказал: «Я не могу принимать участие, ни с кем, и даже если Я принимаю участие, на стороне любого из вас, Я не буду сражаться. Напрямую Я не буду сражаться. Я могу быть на твоей стороне или на той стороне, но я не буду воевать». Тем не менее, Арджуна был удовлетворен. Кришна, для того чтобы удовлетворить Арджуну, [сказал]: «Я не буду сражаться, но я стану твоим колесничим.
Я буду управлять твоей колесницей». Так, битва была подготовлена, и когда Дхритараштра спрашивал, ким акурвата санджайа: «Что они делали?» Он (Санджайа) сказал: «Господин, не огорчайся. Не было компромисса. Сразу же твой сын, после того как увидел боевые порядки Пандавов и был удивлен, сразу же пошел к Дроначарйе». Он – верховный главнокомандующий. «Что делать?» Раджа вачанам абравит. И он начал говорить, чтобы проинформировать Дроначарйу. Итак, следующий стих.