Лекция по Бхагавад-гите 1.1 (окончание) Лондон, 7 июля 1973 года
Когда планирование было завершено и поле битвы было подготовлено на дхарма-кшетре куру-кшетре. Дхарма-кшетре, куру-кшетре означает, что это место паломничества. Люди по-прежнему ходят понаблюдать религиозные ритуальные представления. В Ведах есть указание, куру-кшетре дхармам ачарет: «Если вы ходите выполнять какие-либо ритуалы, религиозные церемонии, тогда идите на Курукшетру.» Курукшетра – дхарма-кшетра. Это не надуманно, подобно словам так называемых толкователей,
которые говорят: «Курукшетра означает это [материальное] тело.» Это не так. Не так, как оно есть. Попробуйте понять Бхагавад-гиту, как она есть. Курукшетра – дхарма-кшетра. Это духовное место. И особенно, когда Кришна присутствовал там. Почему это здание? Почему это здание до нас было обычным зданием? Сейчас оно – храм. Оно – дхарма-кшетра, духовное место. Почему? Потому что Кришна – здесь. Кришна здесь. И также если вы берете Курукшетру, обычное место. Но потому что на поле битвы здесь был
Кришна, руководящий Арджуной, это уже дхарма-кшетра.
Когда-то люди были религиозно образованные. Они не могли произносить ложь на дхарма-кшетре. Это до сих пор существующий обычай. Также как в западном мире христиане ходят в церковь, они признаются, исповедуются: «Да, я сделал это.» Но это стало формальным. В действительности, человек должен признаться в святом месте: «Я сделал это.» Но это не означает, что вы признались и делаете это снова. Нет. Вы признаетесь однажды, тогда вы прощены. Но не делайте это опять.
И здесь Дхритараштра говорит: самавета йуйутсавах - «Все эти люди, мои сыновья, мамаках…» Мамаках. Это означает: «мои сыновья», и пандава - «сыновья моего брата Панды.» Самавета - «они собрались». В чем цель? Цель – йуйутсавах. Это слово йуйутсу все еще используется в Японии. Возможно, вы знаете, йуйутса, битва. Йуйутсу, те, кто желают сражаться. Итак, обе партии желали сражаться и собрались для этого. Почему он задает вопрос:
ким акурвата - «Что они сделали?» Потому что он несколько опасался, что «Эти парни, после того как собрались на дхарма-кшетре, куру-кшетре, что они могут изменить свои намерения, что они могли бы все уладить.» Действительно, сыновья Дхритараштры могли согласиться: «Да, Пандавы, вы на самом деле владельцы. Какая польза в ненужном сражении?» Он быль очень сильно обеспокоен, что они могут изменить свое решение. Следовательно, он – спрашивал. В противном случае, не было вопроса для вопрошания,
ким акурвата. Он… Как если бы вам давали пищу, если я спрашиваю кого-либо: «Такому-то и такому-то джентльмену были поданы вкусные блюда. Что он затем сделал?» Это глупый вопрос. Он должен был кушать. Вот и всё. (смех) Что это за вопрос: что он сделал? Подобным образом, когда уже решено, что они должны сражаться, нет такого вопроса, как ким акурвата, «Что они делали?» Но Дхритараштра задал этот вопрос, потому что опасался, не изменят ли
они свое мнение.
Ким акурвата санджайа - спрашивал он министра. Он был слеп, и его всегда сопровождал его министр Санджайа, очень преданный министр. И он [Санджайа] объяснял Бхагавад-гиту с помощью восприятия, вИдения в своем сердце. Это искусство сейчас не развито. У вас есть телевидение посредством машины, но существует другое телевидение – вы можете видеть внутри вашего сердца все, что происходит снаружи. И это телевидение было известно… Это будет объяснено Санджайей, что милостью Вьясадевы он научился этому
вИдению (телевидению), что он сидел со своим господином в комнате и на самом деле видел, как происходит сражение. И объяснял. Это главный принцип Бхагавад-гиты, я думаю, базовая платформа. Постепенно обсудим, одно за другим… Большое спасибо. Харе Кришна. (перерыв)
… лидер к Бхагавад-гите и стал садху, махатмой, и когда они пришли к заключению, что махатма – вождь, и что он великий знаток Бхагавад-гиты, и по пути все люди собирались вокруг него. И хотя он был политиком, он не знал, что делать с Бхагавад-гитой или махатмой, нет. (смех) Потому что определение махатмы дано в Бхагавад-гите. Вот определение махатмы: махатманас ту мам партха даивим
пракетим ашритах, бхаджанти ананйа-манасо. Это махатма. Махатма означает, что он нашел прибежище у Кришны на сто процентов, и его единственное дело – поклонение Кришне и прославление Кришны. Это – махатма. А Ганди никогда не верил, что существует Кришна, но он стал махатмой «по голосам избирателей». Вот и всё. Этот вид махатмы не признан в шастрах. Махатма – это…, главный признак махатмы – то, что он должен быть великим преданным Кришны…
Вот это – махатма… Махатманас ту мам партха даивим пракетим ашритах. И он не находится под контролем материального мира. Он – в духовном мире. Даивим пракетим ашритах. И в чем признак? Бхаджанти ананйа-манасо. Ананйа-манасо, без всяких отклонений, он просто предан Кришне. Это махатма. Всё есть в Бхагавад-гите, следовательно, я настоятельно прошу вас изучать Бхагавад-гиту полностью как она есть. Тогда вы становитесь в полной мере действенны, духовны. Теперь
воспевайте Харе Кришна.