Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

За пределами догмы

  Все выпуски  

За пределами догмы


За пределами догмы

Выпуск 36 (16 декабря 2007 г.)


Секс в Библии

Джеральд Ларю

От ведущего рассылки: Мы начинаем публикацию избранных фрагментов из книги "Секс в Библии" Джеральда Ларю. Думаю, она будет весьма полезна каждому читателю, вне зависимости от религиозной принадлежности. Многим верующим наверняка будет интересно узнать, что внимательный взгляд на Библию развенчивает один из мифов церковной пропаганды - что существует целостный и внутренне не противоречивый свод Божьих заповедей в отношении сексуального поведения и взаимоотношений полов. В действительности, многие сексуальные запреты - не более чем попытка освятить Божьим авторитетом общественные и культурные традиции общин, в которых создавались библейские тексты. Каждый человек свободен самостоятельно решать, насколько уместны для него подобные ограничения многовековой давности.

Введение

О сексе в Библии сказано куда больше, чем большинство из нас предполагает. И то, что Библия "говорит" о сексе и человеческой сексуальности, имеет мощнейшее воздействие на всю западную культуру - напрямую или косвенно. Ни один из древних документов столь сильно не влияет на нашу личную и общественную жизнь, как Библия. И даже те, кто не приемлют Библию в качестве руководящего источника в вопросах веры и поведения, тем не менее, так или иначе, испытывают на себе ее влияние опосредованно, через глубоко верующих клириков и членов синагоги. Даже если человек ни разу в жизни не раскрыл Библии, она все равно воздействует на его сознание.

С самого детства мы испытываем чувство вины, если нарушаем родительские запреты. Детям внушают, что они "должны" чувствовать себя виноватыми, когда им говорят, что они "нехорошие дети", что они "огорчили" родителей. А когда они становятся чуть старше, роль родителей в воспитании берет на себя церковь или синагога: молодежи излагаются "правила, заповеданные Господом", и концепция Его воли, изложенные в различных разделах Библии. Им объясняют: вот это "естественно", "нормально" и "хорошо", а то "неестественно", "ненормально" и "гадко". Нарушив эти нормы и правила, люди неминуемо испытывают чувства вины и стыда.

Как избрать правильный подход к теме человеческой сексуальности с полным осознанием влияния на нее Библии - прямого или опосредованного? В этой книге я предпринял попытку рассмотреть, с каких позиций Библия оценивает человеческую сексуальность. Я проанализирую некоторые отрывки из Библии, используя литературные, исторические и культурологические методы. В некоторых случаях отрывки из Библии будут рассматриваться через призму истории и культуры Древнего Востока и соседних народов. В других же случаях в центре внимания окажутся иудейские и христианские общины.

Кое-какие утверждения могут оскорбить некоторых иудеев и христиан. Разумеется, нужно всячески уважать верования различных еврейских группировок и всех христианских конфессий. Намерением моим было отнюдь не оскорбить кого бы то ни было, но дать читателю понять, что, несмотря на их верования и глубочайшую убежденность в справедливости определенных толкований библейских текстов, все же у мыслящего человека есть право на собственные толкования, а также он вправе судить, насколько соответствуют истине убеждения верующих. Никоим образом книга эта не умаляет ценнейшего вклада еврейских и христианских общин в мировую культуру и в личную жизнь верующих. Но в то же время нельзя игнорировать и тот факт, что их интерпретации не всегда полезны как для здоровья человека, так и для личности в целом.

Какие виды отношения к человеческой сексуальности мы находим в Библии? Из некоторых отрывков явствует с полнейшей определенностью, что секс - это довольно "сомнительное" занятие. В других главах перечисляются строжайшие табу, иными словами, человека предупреждают, что если он сделает то-то и то-то, он оскорбит Бога. С другой стороны, в Библии есть и откровенно эротические отрывки, в которых о сексе говорится как о чем-то совершенно нормальном, естественном и приятном; здесь нет ни божественного одобрения, ни осуждения - секс рассматривается как нечто, чем следует наслаждаться. Разумеется, ни церковь, ни синагога не оставили толкование этих отрывков на откуп пастве - а вдруг они все неправильно поймут? Это и привело к тому, что Песнь Песней (самый эротичный текст в Библии) толкуется религиозными лидерами следующим образом. Здесь ни в коем случае не может идти речь о человеческой любви, то есть о страстном желании, влекущем мужчину к женщине и женщину к мужчине. Плоть тут вовсе ни при чем. Вот и решили, что под прикрытием слов о любви между двумя смертными речь идет на самом деле о Божественной любви - любви иудейского Бога Ягве к народу Израиля. Или, в интерпретации для христиан, о любви Христа к Церкви. Абсурдность такого толкования очевидна даже для рядового читателя.

Читателю прежде всего потребуется светлая голова. Евреи и христиане должны спросить себя: "Имеет ли какой-либо смысл и значение для человека, живущего в конце двадцатого столетия, то или иное библейское утверждение, предписание, или же табу?"; "Почему я думаю, что древние евреи и христиане знали о человеческой сексуальности больше, нежели современные сексологи и сексопатологи, посвятившие этому предмету всю жизнь?" (Кстати, учтите, что и они допускают ошибки!) Потребуется немало здравомыслия, а также прикладной логики.

(продолжение следует)


Предыдущие статьи:

Вселенская литургия. Пьер Тейяр де Шарден   |   Благоговение перед жизнью. Часть II. Альберт Швейцер   |   Вселенская литургия: Огонь над миром. Пьер Тейяр де Шарден   |   Вселенская литургия: Огонь в мире. Пьер Тейяр де Шарден   |   Вселенская литургия: Причастие. Пьер Тейяр де Шарден   |   Вселенская литургия: Молитва. Пьер Тейяр де Шарден

За пределами догмы

Связаться с ведущим рассылки

Мнение ведущего рассылки может не полностью совпадать со взглядами авторов, которых он публикует.


В избранное