Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

За пределами догмы

  Все выпуски  

За пределами догмы


За пределами догмы

Выпуск 35 (9 декабря 2007 г.)


Вселенская литургия: Молитва

Часть V

Пьер Тейяр де Шарден

Молитва

Сейчас, Иисусе, когда, скрывшись за силами мира, Ты действительно стал всем для меня, всем, что есть вокруг меня, всем, что есть во мне, я соединю опьянение тем, чем владею, и жажду того, что мне недостает, в одно устремление и повторю Тебе, вслед за Твоим служителем, пламенные слова, в которых все явственнее будет прозреваться - я в это верю - христианство будущего.

"Господи, заключи меня в самую глубину, в самое лоно Твоего Сердца. И когда Ты будешь хранить меня в нем, опаляй меня, очищай, вдохновляй, сколько Тебе заблагорассудится, до полного моего истребления".

Господи! Наконец-то! В таинстве всемирного освящения и Причастия наконец-то я обрел Того, кого могу от всего сердца так называть! До тех пор, пока я видел в Тебе, Иисусе, только человека, жившего две тысячи лет назад, великого Моралиста, Друга, Брата, моя любовь оставалась робкой и скованной. Разве нет вокруг нас замечательных и превосходных друзей, братьев и мудрецов, к тому же более близких к нам? И кроме того, может ли человек полностью отдаться всего лишь человеческой природе? С самого начала мир, а не часть его, завладел моим сердцем, и никогда, ни перед кем другим я искренне не склонюсь. И потому, даже веруя, я долго блуждал, не зная, что люблю. Но сегодня силою сверхчеловеческой власти, данной Тебе Воскресением, Ты позволяешь мне, Владыка, прозревать Тебя во всех силах Земли, и я признаю в Тебе моего Царя и с упоением предаюсь Тебе.

Неисповедимы пути Твоего Духа, Боже! Два века тому назад, когда в Твоей Церкви начало отчетливо ощущаться притяжение Твоего сердца, могло показаться, что души пленило то, что в Тебе открылось более отчетливое, более определенное начало, чем само Твое вочеловечение. И вот все внезапно перевернулось! Теперь очевидно, что «откровением» Твоего сердца Ты прежде всего хотел, Иисусе, дать нашей любви возможность освободиться от слишком узкого, слишком ограниченного представления о Тебе. В Твоей груди я вижу только пылающий очаг, и чем более я смотрю на этот огненный центр, тем более мне кажется, что контуры Твоего Тела вокруг тают, что они увеличиваются до необъятных размеров, и отныне я не различаю в Тебе никаких иных черт, кроме облика воспламененного мира.

Христос в Славе: таинственное влияние, рассеянное в недрах материи, и ослепительный центр, в котором связываются бесчисленные нити множественного; сила, неукротимая, как мир, и огнедышащая, как жизнь; Ты, Чье чело белоснежно, взор пламенеет, а стопы блистают ярче расплавленного золота; Ты, Чьи руки обнимают звезды, Ты – первый и последний, живой, мертвый и воскресший; Ты, соединяющий в Себе Едином все очарования, все ощущения, все силы, все состояния; это Тебя хотело все мое существо желанием огромным, как мир. Ты истинно мой Господь и мой Бог!

"Заключи меня в Себя, Господи!"

Ах! Я верю в это (я так сильно верю, что вера эта стала одной из основ моей внутренней жизни); мрак, совершенно лишенный Тебя, был бы чистым небытием. Ничто не может существовать вне Твоего Тела, Иисусе, и далее те, кто оказываются отверженными от Твоей любви, пользуются еще, к своему несчастью, поддержкой Твоего Присутствия. Мы все неизбежно пребываем в Тебе - мировой среде плотности в жизни!

Но именно потому, что мы не есть нечто совершенное, что можно представлять безразлично-далеким или близким Тебе, именно потому, что в нас субъект единения возрастает вместе с самим единением, отдающим нас постепенно Тебе, - ради самой подлинной сущности моей услышь, Господи, желание того, что я осмеливаюсь назвать моей душой, хотя с каждым днем я постигаю, насколько она больше меня самого, во имя утоления моей жажды жизни сквозь сферы Твоей глубочайшей субстанции вплоть до тайная тайных Твоего сердца - влеки меня к Себе!

Чем глубже я Тебя обнаруживаю, Владыка, тем более всеобщим предстает Твое влияние; по этому признаку я в любое мгновение могу судить, насколько я продвинулся к Тебе. Когда я увижу, что все предметы вокруг меня, сохраняя свою суть и очертания, тем не менее собраны некоей таинственной силой в единое, бесконечно близкое и бесконечно далекое начало, когда, будучи заключен в сокровенный тайник Божественного святилища, я почувствую, что свободно блуждаю по небу всех тварей, - тогда я буду знать, что приближаюсь к центру, в котором сходятся сердце мира и сияние, исходящее из Божьего сердца.

В этой точке всемирного пылания подвергни меня, Господи, как огню, всем воздействиям, которые, будучи испытанными в меньшей близости к Тебе, оказались бы безрезультатными, двусмысленными и враждебными, но, будучи ожитворены энергией, "которая могла бы подчинить себе все", они превращаются в физических недрах Твоего сердца в ангелов Твоего победоносного дела. Своей любовью Ты чудесным образом сочетал прелесть тварей и их убожество, кротость их и их злобу, обманчивую слабость и устрашающее могущество, и я молю Тебя, возбуди поочередно восторг и отвращение в моем сердце; научи его настоящей чистоте, не той, что обескровливает и разобщает сущее, но той, которая вдохновляется всяческой красотой; поведай ему, что истинная любовь – не та, которая обладает могучей властью взламывать все двери жизни сразу; даруй ему, наконец, даруй ему прежде всего силою Твоего возрастающего всеприсутствия благую жажду раз за разом все лучше постигать, создавать и претерпевать мир, чтобы все глубже проникать в Тебя.

Вся моя радость и мое преуспеяние, весь смысл моего существования, вся моя любовь к жизни, Боже, зависят от этого главного прозрения, от созерцания Твоего соединения с миром. Пусть другие в соответствии с их более высоким назначением несут весть о великолепии Твоего чистого Духа! А я повинуюсь призванию, связанному с тончайшими струнами моего существа, и не хочу, не могу возвещать ничего иного, кроме неисчислимых следствий Твоей воплощенной сущности в материи, я ничего иного и не смогу никогда проповедовать, кроме тайны Твоего Тела, о Душа, проявляющаяся во всем, что нас окружает.

Твоему Телу во всем его протяжении, т е миру, ставшему в силу Твоего могущества и моей веры великолепным и живым горнилом, в котором все исчезает, чтобы возродиться, - всеми силами, которые вызвало во мне Твое зиждительное притяжение, всем моим ничтожным знанием, моими религиозными узами, моим священничеством и (что мне дороже всего) всей глубиной моей человеческой убежденности – я предаюсь, чтобы в нем жить и умереть, Иисусе.

Ордос, 1923

Перевод с французского З.А. Масленниковой

(Из книги: Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека. М: ООО "Издательство АСТ", 2002. стр. 435-448)


Предыдущие статьи:

Благоговение перед жизнью. Часть I. Альберт Швейцер   |   Благоговение перед жизнью. Часть II. Альберт Швейцер   |   Благоговение перед жизнью. Часть III. Альберт Швейцер   |   Благоговение перед жизнью. Часть IV. Альберт Швейцер   |   Благоговение перед жизнью. Часть V. Альберт Швейцер

За пределами догмы

Связаться с ведущим рассылки

Мнение ведущего рассылки может не полностью совпадать со взглядами авторов, которых он публикует.


В избранное