Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

За пределами догмы

  Все выпуски  

За пределами догмы


За пределами догмы

Выпуск 34 (2 декабря 2007 г.)


Вселенская литургия

Часть IV

Пьер Тейяр де Шарден

Причастие

Огонь сошел в недра мира для того, собственно, чтобы охватить и поглотить меня, и поэтому мало просить созерцать его и поддерживаемой верой без конца удерживать вокруг себя его жар. Нужно, всеми силами способствуя освящению, заставившему его вспыхнуть, дать затем согласие на Причащение, дающее ему в моем лице пищу, за которой он, собственно, и пришел.

Я простираюсь ниц пред Твоим, Боже, присутствием в воспламененном мире, и в облике всего, что я встречу, всего, что со мной случится, всего, что я осуществлю сегодня, я желаю и жду Тебя.

Ужасно родиться и вдруг обнаружить, что тебя помимо воли безвозвратно уносит поток грозной силы, которой, кажется, хочет уничтожить все, что увлекает за собой.

Я хочу, Боже, чтобы поворотом сил, который только Ты один можешь осуществить, страх перед безымянными изменениями, готовящимися обновить все мое существо, сменился бы радостью преображения в Тебе.

Прежде всего я протяну, не колеблясь, руку к обжигающему горячему хлебу, который Ты мне предлагаешь. В этом хлебе, в который Ты заключил семя всякого развития, я узнаю начало и тайну предназначенного мне Тобою будущего. Я знаю, взять его – значит предать себя силам, которые мучительно отторгнут меня от меня самого и ввергнут в опасности, труды, непрерывное обновление мысли, суровую отрешенность в привязанностях. Съесть его означает согласиться ради того, что превыше всего, на такое ощущение и на такие узы, которые сделают для меня невозможными радости, окрашивающие мое существование. Господи Иисусе, я соглашаюсь на то, чтобы Ты обладал мною и вел непостижимою властью Твоего Тела, с которым я буду связан, к такому одиночеству, которого один я не посмел бы достичь. Как любой человек, я предпочел бы разбить мой шатер здесь, на Земле, на какой-либо из избранных верщин. Я, как и мои браться, также боюсь слишком таинственного и слишком нового будущего, к которому меня влечет время. И я вопрошаю себя с той тревогой, что и они: куда идет жизнь?.. Пусть же это Причащение хлебом ко Христу, облеченному властью приумножать мир, избавит меня от робости и лени. В вихре борения и сил я устремляюсь, Боже, к Твоему Слову, в котором разовьется моя способность улавливать и ощущать Твое Святое Присутствие. Тот, кто беззаветно возлюбит Иисуса, скрытого в силах, заставляющих расти Землю, того Земля матерински поднимет своими огромными руками и даст ему созерцать лик Божий.

Если бы Твое Царство, Боже, было земным по своей природе, то, чтобы уловить и удержать Тебя, мне достаточно было бы вернуться к силам, заставляющим нас страдать и умирать, ощутимо увеличивая нам – нас или же то, что нам дороже нас самих. Но поскольку Цель, к которой движется Земля, не только за пределами каждого отдельного предмета, но и за пределами всего сущего, поскольку работа мира состоит не в том, чтобы зародить в себе некую высшую действительность, а завершиться посредством единения в изначальном бытии, то оказывается, что для того чтобы достичь пылающего центра мира, человеку недостаточно жить для себя или посвятить свою жизнь какому-нибудь земному делу. В конечном счете мир может достичь Тебя, Господи, только своего рода переворотом, превращением, смещением центра, где временно утонет не только чья-либо удача, но даже видимость какой-либо человеческой победы. Для того чтобы моя сущность бесповоротно соединилась с Твоей, нужно, чтобы во мне умерла не только монада, но и мир, мне нужно пройти через мучительную фазу уменьшения, которую ничто осязаемое не возместит. Вот почему, собирая в чаще горечь всех разлук, всех ограничений, всех бесплодных разочарований, Ты протягиваешь ее мне: "Пейте все".

Как отвергну я эту чашу, Господи, сейчас, когда хлеб, который Ты дал мне вкусить, вызвал в самой глубине моего существа желание соединиться с Тобой за пределами жизни – через смерть. Освящение мира не завершилось бы, если бы Ты не возбудил силы смерти. Мое причащение осталось бы незавершенным (оно попросту не было бы христианским), если бы наряду с возрастанием, которое приносит мне новый день, я не принял бы ради себя и ради мира в качестве самого непосредственного участия в Тебе тайное или явное действие ослабления, старости и смерти, непрерывно подтачивающих мир во спасение его или ему на погибель. Я безоглядно предаюсь, Господи, страшному действию разрушения, в силу которого сегодня мое ограниченное "я" заменится – хочу слепо верить в это – Твоим Божественным Присутствием. Если кто всем сердцем возлюбит Иисуса, сокрытого в силах, умерщвляющих Землю, то Земля обнимет его, изнемогающего, своими огромными руками, и вместе с ней он проснется на груди Бога.

(окончание следует)


Рекомендую книгу:

Искусство любить. Эрих Фромм

Предыдущие статьи:

Благоговение перед жизнью. Часть I. Альберт Швейцер   |   Благоговение перед жизнью. Часть II. Альберт Швейцер   |   Благоговение перед жизнью. Часть III. Альберт Швейцер   |   Благоговение перед жизнью. Часть IV. Альберт Швейцер   |   Благоговение перед жизнью. Часть V. Альберт Швейцер

За пределами догмы

Связаться с ведущим рассылки

Мнение ведущего рассылки может не полностью совпадать со взглядами авторов, которых он публикует.


В избранное