Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

За пределами догмы

  Все выпуски  

За пределами догмы


За пределами догмы

Выпуск 33 (25 ноября 2007 г.)


Вселенская литургия

Часть III

Пьер Тейяр де Шарден

Огонь в мире

Свершилось.

Огонь снова пронизал Землю.

Он не пал с грохотом на вершины, подобно слепящей молнии. Разве хозяин взламывает дверь, входя к себе в дом?

Без толчка, без грома пламя осветило изнутри все сущее. От ядра мельчайшего атома до энергии всеобщих законов оно с такой естественностью охватило каждую частицу в отдельности и всю их совокупность, все пружины и связи нашего космоса, что он вспыхнул как бы самопроизвольно.

В новом зарождающемся сегодня человечестве Слово бесконечно продлило акт Своего рождения, и в силу Его погружения в лона мира великие воды материи, даже не вздрогнув, исполнились жизни. С виду ничто не шелохнулось под действием неисповедимого преображения. Таинственно и реально Вселенная, от соприкосновения с насущным Словом превратившаяся в огромную Жертву, стала телом. Вся материя, Боже, отныне воплощена Твоим воплощением.

Уже давно человеческая мысль и опыт признали за Вселенной удивительные свойства, делающие ее столь похожей на тело...

Подобно телу, она влечет нас прелестью своих изгибов и тайной своего взгляда.

Подобно телу, она распадется и ускользает от нас - от нашего анализа, упадка и своего собственного возраста.

Подобно телу, ее можно по-настоящему постичь только за пределами нам данного.

Эту волнующую связь близости и расстояния все мы, Господи, ощущаем с самого рождения. В наследии скорби и надежды, передаваемом от одного поколения другому, нет тоски горше, чем та, которая заставляет человека плакать от досады и желания Присутствия, неосязаемо и безымянно парящего во всем, что есть вокруг него.

Сейчас, Господи, освящением мира свет и аромат, источаемые во Вселенной, становятся для меня видимыми и ощутимыми в Тебе. То, что прозревала моя колеблющаяся мысль и требовало мое сердце, томимое сильным желанием, Ты мне щедро даешь: мало того, что твари Твои связаны между собой, так что ни одна не может существовать без всех остальных, но они настолько скреплены с одним реальным средоточием, что прожитая совместно истинная жизнь наделяет их в конечном итоге прочностью и единением.

Побори, Боже, дерзновением Твоего откровения робость ребяческой мысли, не осмеливающейся увидеть в мире ничего более значительного, ничего более живого, чем жалкое совершенство нашего человеческого организма! На пути к более смелому представлению о Вселенной дети мира сего ежедневно опережают учителей Израиля. Ты, Господи Иисусе, "в Ком все сущее обретает свою основательность", откройся же наконец тем, кто любит Тебя, как высшая душа и физический центр творения. Разве не видишь Ты, что речь идет о нашей жизни? Если бы я не мог верить, что Твое истинное присутствие животворит, умиротворяет, питает и самую малую из тех сил, которые пронизывают меня и соприкасаются со мной, разве, окоченев от холода и замерзнув, я не умер бы?

Благодарю Тебя, Боже, за то, что тысячью различных способов Ты направлял мой взор, пока ему не открылась безмерная простота сущего! Мало-помалу под воздействием постепенно развивавшихся склонностей, которые Ты вложил в меня, когда я был еще ребенком, под влиянием необыкновенных друзей, оказавшихся в нужный момент на моем пути, чтобы просветить и укрепить мой дух, под действием страшных и сладостных посвящений в таинства, которые Ты заставил меня пройти, я оказался уже не способен ничего видеть, ничего выбирать вне той среды, где все есть Одно.

В то мгновение, когда Твоя жизнь перешла с возросшей силой в освящение мира, мое сознание обострилось, обрело силу и спокойствие, и теперь я предамся опьяняющему созерцанию видения, ясность и гармония которого неисчерпаемы.

Перед лицом и в недрах мира, усвоенного Твоим Телом, ставшего Твоим, Боже, Телом, я испытываю не поглощенность мониста, жаждущего раствориться в единстве сущего, не волнение язычника, распростершегося у ног осязаемого божества, и не пассивную отрешенность квиетиста, отдавшегося на волю таинственных сил.

Заимствуя у этих разных течений часть их силы, но те толкая меня ни на какой соблазн, Твое присутствие в мире утверждает меня в такой позиции, которая является чудесным синтезом, где смешиваются, поправляя друг друга, три самые грозные страсти, когда-либо обуревавшие сердце человеческое.

Подобно монисту, я погружаюсь во всеобщее единство, но единство, принимающее меня, столь совершенно, что в нем я обретаю, теряя себя, окончательное завершение моей личности.

Подобно язычнику, я поклоняюсь осязаемому Богу. Я даже касаюсь Его поверхностью и глубиной материального мира, частью которого я являюсь. Но если я хочу уловить Его (чтобы просто продолжать Его касаться), я должен без отдыха идти дальше, сквозь всякого рода помехи, увлекаемый каждое мгновение тварями и ежесекундно отрешаясь от них, - в постоянном принятии и постоянной отрешенности.

Подобно квиетисту, я с наслаждением качаюсь на волнах божественной фантазии, но в то же самое время я знаю, что божественная Воля будет мне открываться только при моем предельном напряжении. Как Иаков, я коснусь Бога в материи лишь тогда, когда буду побежден Им.

И вот, когда мне предстала конечную цель, на которую направлено мое естество, все силы моего существа вдруг начинают вибрировать в ответ на невообразимо насыщенную Единственную Ноту, в которой я различаю, как само собой соединившиеся, совершенно противоположные стремления - страсть к действию и радость повиновения, наслаждение обладанием и упоение отречением, гордость возрастания и счастье растворения в большем, чем я.

Переполненный соками мира, я поднимаюсь к духу, который улыбается мне, облаченный в подобную красоту мира. И, погруженный в таинство божественного Тела, я не мог бы сказать, какое из этих двух блаженств лучезарней, что радостней: обрести Слово, чтобы возобладать над материей, или обладать материей, чтобы обрести Свет Божий и покориться Ему.

Сделай, Господи, так, чтобы Твое нисхождение в мир было бы не только желанным и дорогим мне, как плод философского рассуждения, но чтобы оно действительно стало для меня реальным Присутствием. И силою, и по праву, хотим мы этого или нет, Ты воплощен в мире, и мы живем в зависимости от Тебя. Но на деле Ты еще далеко не в равной степени близок ко всем нам. Мы все выношены в чреве одного мира, и тем не менее каждый из нас образует свой собственный мирок, и в нем Воплощение совершается независимо, с разной силой и оттенками, которые невозможно передать другим. Вот почему в нашей молитве на алтаре мы просим, чтобы освящение произошло для нас: "Чтобы было нам Телом и Кровью"... Если я твердо верю, что все вокруг меня есть Тело и Кровь Слова, то для меня (и в каком-то смысле для меня одного) происходит чудесная "Диафания", которая объективно обнаруживает в глубине каждого явления и каждой частицы свет и тепло одной и той же жизни. Стоит моей вере по несчастью ослабеть, и тотчас же свет гаснет, все вокруг меркнет и разобщается.

Ты только что сошел, Господи, в зарождающийся день. Увы! Как бесконечно отличается степень Твоего Присутствия в готовящихся для нас событиях. В тех же самых обстоятельствах, в которую окажусь вовлеченным я и мои братья, Ты можешь присутствовать частично, много, все более и более или отсутствовать вовсе.

Чтобы никакой яд не отравил меня сегодня, чтобы никакая смерть не подстерегла меня, чтобы никакое вино не опьянило меня, чтобы в каждом существе я обнаруживал Тебя и ощущал Тебя, - подай мне веру, Господи!

(продолжение следует)


Рекомендую книгу:

Искусство любить. Эрих Фромм

Предыдущие статьи:

Благоговение перед жизнью. Часть I. Альберт Швейцер   |   Благоговение перед жизнью. Часть II. Альберт Швейцер   |   Благоговение перед жизнью. Часть III. Альберт Швейцер   |   Благоговение перед жизнью. Часть IV. Альберт Швейцер   |   Благоговение перед жизнью. Часть V. Альберт Швейцер

За пределами догмы

Связаться с ведущим рассылки

Мнение ведущего рассылки может не полностью совпадать со взглядами авторов, которых он публикует.


В избранное