Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

За пределами догмы

  Все выпуски  

За пределами догмы


За пределами догмы

Выпуск 31 (11 ноября 2007 г.)


Вселенская литургия

Часть I

Пьер Тейяр де Шарден

Александр Мень о Тейяре де Шардене:

Как бы ни оценивать Тейяра и его миросозерцание, никто не может отрицать, что он - явление в высшей степени значительное и симптоматичное для нашего времени. Он отвечает на многие вопросы, которые волнуют сегодня мыслящих людей. Наука и религия, эволюция и грядущее преображение мира сплетаются в его "Феномене человека" в единое живое целое. Естествоиспытатель и священник, мыслитель и мистик, блестящий стилист и обаятельный человек - он как бы создан для того, чтобы стать властителем дум нынешних поколений. Католики гордятся им, коммунисты издают его книги, хотя и те и другие далеки от того, чтобы полностью принять его учение. Такова сила его притягательности.

Тейяр способствует разработке положительного идеала для христиан наших дней. Он указывает на любовь к Богу как на ведущую силу эволюции ноосферы. Она неразрывно связана с любовью между людьми, с активным преодолением зла и разделений в мире. Тейяр учит нас любовному отношению к миру. Вместо враждебного неприятия он предлагает идти к нему с проповедью Христа, но проповедью действенной. Его светлый взгляд на будущее обнаруживает в нем веру, которой нужно учиться всем. В противовес мрачной безнадежности, которая смирилась с обреченностью мира, Тейяр с упованием смотрит вперед, призывая людей к положительному деланию. Возможности помех к возрастанию не пугают его и не вызывают в нем покорного и пассивного отношения к действительности. Его личный религиозный опыт есть драгоценная жемчужина христианства всех времен.

Жертва приношения

Поскольку снова, Господи, но уже не в лесах Эона, а в степях Азии, у меня нет ни хлеба, ни вина, ни алтаря, я поднимусь над символами к чистому величию Сущего и, как Твой служитель, предложу Тебе труды и скорбь мира на алтаре всей Земли.

Солнце только что озарило краешек неба на востоке. И вновь над движущейся огненной пеленой живая поверхность Земли пробуждается, начинает шевелиться и приступает к своему тяжкому труду. Я возложу на мой дискос, Боже, ожидаемый урожай этого нового усилия. Я наполню свою чашу соком всех раздавленных сегодня плодов.

Моя чаша и мой дискос - это глубины души, широко открытой всем силам, которые через мгновение поднимутся от всех уголков Земного шара и устремятся к Духу. Пусть же мне вспомнятся те, кого рассвет пробуждает для нового дня, и я ощущу их мистическое присутствие!

Одного за другим, Господи, вижу и люблю тех, кого Ты мне дал в поддержку и на радость моему существованию. Одного за другим пересчитываю я членов этой и столь дорогой мне семьи, которую мало-помалу собрало вокруг меня из самых разрозненных частиц родство сердца, научных исканий и мысли. Не столь явственно, но все же вспоминаю я всех, чье безымянное воинство образует неисчислимое множество живых; всех, кто окружает и поддерживает меня без моего ведома; а особенно тех, кто истинно или заблуждаясь, в своих конторах, лабораториях и на заводах верит в прогресс тварного мира и будет сегодня страстно стремиться к свету.

Это беспокойное, смутное или явственное множество, пугающее нас своей огромностью; это людское море, чьи медленные и однообразные колебания вносят смятение в самые верующие сердца, - я хочу, чтобы сейчас все мое существо отозвалось на его глухой ропот. Все в мире, чему сегодня надлежит возрастать и чему предстоит убывать, все, что умрет, - вот Господи, что я пытаюсь собрать в себе, чтобы Тебе предложить; вот состав моей жертвы, единственной, какая Тебе угодна.

Некогда в Твой храм приносили первинки жатвы и отборных животных. Жертва, которая Тебе действительно угодна, та, в которой Ты таинственным образом ежедневно нуждаешься, чтобы утолить Свой голод и жажду, есть не что иное, как приумножение мира, увлекаемого всеобщим становлением.

Прими, Господи, эту жертву, которую побуждаемое влечением к Тебе творение предлагает Тебе на новой заре. Я знаю, что сам по себе этот хлеб, плод наших трудов, это всего лишь тщательно измельченная масса. А это вино, состоящее из наших скорбей, есть, - увы! - не что иное, как расслабляющий напиток. Но в глубину этой бесформенной массы Ты вложил – я верю в это, ибо я ощущаю, - непреодолимое и освящающеее желание, которое исторгает у каждого из нас, от нечестивца до верующего, вопль: "Господи, сделай нас едиными!"

Поскольку взамен духовного рвения и высочайшей чистоты Твоих Святых Ты дал мне, Боже, непреодолимое тяготение ко всему, что движется в темной материи; поскольку, что пожелаешь, я узнаю в себе гораздо более сына Земли, нежели дитя Неба, - сегодня утром я мысленно поднимусь к горним высям с грузом надежд и скорбей моей матери; и правом священнического сана, который, как верю, Ты Сам мне даровал, - на все, что готово во плоти человеческой родиться или погибнуть под восходящим солнцем, я призову Огонь.

(продолжение следует)


Рекомендую книгу:

Божественная среда. Очерк внутренней жизни. Пьер Тейяр де Шарден

Предыдущие статьи:

Благоговение перед жизнью. Часть I. Альберт Швейцер   |   Благоговение перед жизнью. Часть II. Альберт Швейцер   |   Благоговение перед жизнью. Часть III. Альберт Швейцер   |   Благоговение перед жизнью. Часть IV. Альберт Швейцер   |   Благоговение перед жизнью. Часть V. Альберт Швейцер

За пределами догмы

Связаться с ведущим рассылки

Мнение ведущего рассылки может не полностью совпадать со взглядами авторов, которых он публикует.


В избранное