Все, что мы рассматриваем, имеет свойство уясняться. Этот общий закон восприятия распространяется и на космическое чувство. Стоит пробудить в себе ощущение Единого, как прежде неясные контуры вселенской Реальности по мере наших нащупываний начинают приобретать форму. У меня такое впечатление, что вплоть до этого момента возникновение моей веры было явлением почти органическим и рефлекторным, вроде реакции глаза на свет. Теперь, развивая свое видение мира, я различаю воздействие факторов, более явственно связанных
с нашим временем, моим образованием и моей личностью.
Первое, что открывается мне с очевидностью, которую я и не помышляю оспаривать, это то, что единство мира имеет динамическую, или эволюционную, природу. Я всего лишь обнаруживаю в себе, в общей и в то же время в личной форме, то открытие временной протяженности, которое за последний век так сильно изменило человеческое восприятие Вселенной. Помимо заворожившего Паскаля пространства, сейчас для нас существует Время, не вместилище лет, но время органическое, измеряемое развитием глобальной реальности. Раньше мы
рассматривали самих себя и предметы вокруг нас как замкнутые в себе "точки". Теперь живые существа предстают перед нами наподобие ровних нитей, которые прядутся в мировом процессе. Позади все погружается в бездну прошлого. А впереди все устремляется в бездну будущего. Своей историей всякое живое существо сопричастно всему временному протяжению, а его онтогенез есть лишь бесконечно малая частица космогенеза, в котором, в конечном итоге, находят свое выражение индивидуальность и как бы облик Вселенной.
Таким образом, мировое Единое, как и каждый его элемент, характеризуется в моих глазах особым, присущим ему движением. Но что это за движение? Куда оно нас влечет? На этот раз, ища ответ, я чувствую, как во мне шевелятся и группируются предположения и доводы, накопленные в ходе моих научных изысканий. И на правах историка жизни, как и на правах философа, я отвечаю всем разумом и всем сердцем: "К Духу".
Странное дело; человек, центр и создатель всякой науки, есть единственный предмет, для которого науке не удалось еще выработать представлений, увязанных с остальной Вселенной. Мы знаем историю его костей, но для его мыслящего разума не найдено еще постоянного места в природе. В космической среде, где первенство все еще отводится механике и случаю, мысль, этот грозный феномен, революционизировавший Землю и меряющийся силами с миром, все еще представляется необъяснимой аномалией. Человек остается огромной и непостижимой
удачей.
Чтобы избежать этого противоречия, я решил поменять местами составные элементы проблемы. Если человека объясняют, исходя из материи, он становится неизвестным членом неразрешенной функции. Почему бы не сделать его известным членом Реального? Человек представляется исключением. Почему бы не сделать его ключом ко Вселенной? Человек не поддается включению в механическую космогонию. Почему бы не создать Физику, которая исходила бы из Духа? Я попробовал на свой страх и риск так подойти к задаче. И тут же мне показалось,
что побежденная и освобожденная от пут Реальность упала к моим ногам.
Находя опору в бесконечных усилиях органического мира, мыслящее животное перестает быть исключением в природе; оно попросту является самой высокой известной нам эмбриональной стадией возрастания Духа на Земле. Человек сразу оказывается на главной оси Вселенной. И вот, в результате почти неизбежного обобщения этого первого факта передо мной открылись еще более широкие перспективы. Если человек - ключ к Земле, то почему Земля не может, в свою очередь, стать ключом к миру? На Земле мы наблюдаем постоянное "психическое"
возрастание во времени. Почему бы этому важнейшему правилу не быть самым общим из доступных нам выражений мировой эволюции? Эволюция, основанная на материи, не спасет человека, ибо все причинно-следственные связи, собранные вместе, не в силах дать ни грана свободы. Эволюция же, основанная на Духе, сохраняет в силе все установленные физикой законы, приводя, однако, прямо к Мысли, ибо масса беспорядочных элементарных свобод равносильна детерминированности. Она спасает сразу и человека, и материю. Следовательно,
ее нужно принять.
В силу главного своего свойства - представать в виде мировой эволюции - этот Дух носит вполне определенный характер. Он ни в коей мере не является сущностью, независимой от материи или противоположной ей некоей силой, заключенной или парящей в физическом мире. Под Духом я понимаю "Дух синтеза и возвышения", в котором кропотливо путем бесконечных проб и ошибок сосредоточивается сила единения, рассеянная в мировой множественности, - Дух, рождающийся в недрах функционирующей материи.
Из этих положений вытекает практический вывод: для того чтобы отыскивать путь в жизненном тумане, человек располагает абсолютно надежным биологическим и нравственным законом, заключающимся в том, чтобы самому постоянно двигаться к "наибольшему сознанию". Поступая так, можно быть уверенным, что придешь в место назначения вместе со Вселенной. Иными словами, в наших суждениях мы должны руководствоваться следующим абсолютным критерием: "Лучше любой ценой быть более сознательным, чем менее сознательным". Этот принцип
представляется мне самим условием существования мира.