Истоки идеи реинкарнации в раннеевропейской мысли
Часть II
Светлана Горячева
Однако самым известным и влиятельным защитником теории реинкарнации был Платон (ок. 428 – 348 гг. до н.э.). Восприняв теорию Эмпедокла о божественном происхождении души, ее падении и восстановлении, он углубил и завершил ее. Используя для выражения своих идей повествование, или myphos (Федр, 248 – 256), Платон учит, что первоначально души не только наслаждались блаженным существованием среди высочайших богов, но и жили среди предвечных идеальных Форм. Ум (nous), благороднейшая часть
души, созерцает предвечные образцы Красоты, Мудрости, Доблести, Справедливости, которые образуют идеальный духовный мир. Души наслаждаются этим великолепием не изолированно, но в состоянии единения. Однако они не могут выдержать вечного блаженства. Несмотря на привязанность к прекрасным Формам, род скуки в сочетании со страстями и эмоциями, составляющими низшую часть души, порождает смятение и борьбу, которые, в свою очередь, приводят к падению души, вынужденной в качестве наказания вести физическое, телесное
существование:
Мы же коснемся причины утраты крыльев, почему они отпадают у души. Причина здесь, видимо, такая: крылу от природы свойственна способность подымать тяжелое в высоту, туда, где обитает род богов. А изо всего, что связано с телом, душа больше всего приобщилась к божественному - божественное же прекрасно, мудро, доблестно и так далее; этим вскармливаются и взращиваются крылья души, а от его противоположного - от безобразного, дурного - она чахнет и гибнет.
Далее Платон пишет:
Закон же Адрастеи таков: душа, ставшая спутницей бога и увидевшая хоть частицу истины, будет благополучна вплоть до следующего кругооборота, и, если она в состоянии совершать это всегда, она всегда будет невредимой. Когда же она не будет в силах сопутствовать и видеть, но, постигнутая какой-нибудь случайностью, исполнится забвения и зла и отяжелеет, а отяжелев, утратит крылья и падет на землю, тогда есть закон, чтобы при первом рождении но вселялась она ни в какое животное.... Но туда, откуда она пришла,
никакая душа не во вращается в продолжение десяти тысяч лет - ведь она не окрылится раньше этого срока, за исключением души человека, искренне возлюбившего мудрость или сочетавшего любовь к ней с влюбленностью в юношей: эти души окрыляются за три тысячелетних круговорота, если три раза подряд изберут для себя такой образ жизни, и на трехтысячный год отходят. Остальные же по окончании своей первой жизни подвергаются суду, а после приговора суда одни отбывают наказание, сошедши в подземные темницы, другая же,
кого Дике (богиня судьбы. – С. Г.) облегчила от груза и подняла в некую область неба, ведут жизнь соответственно той, какую они прожили в человеческом образе. На тысячный год и те и другие являются, чтобы получить себе новый удел и выбрать себе вторую жизнь - кто какую захочет.
Заключенные в различные тела, гонимые от одного рождения к другому, души, однако, сохраняют смутное воспоминание о прежнем блаженстве и идеальных Формах, которые они когда-то созерцали:
Допущенные к видениям непорочным, простым, неколебимым и счастливым, мы созерцали их в свете чистом, чистые сами и еще не отмеченные, словно надгробием, той оболочкой, которую мы теперь называем телом и которую не можем сбросить, как улитка - свой домик... Благодаря памяти возникает тоска о том, что было тогда, - вот почему мы сейчас подробно говорили об этом. Как мы и сказали, красота сияла среди всего, что там было; когда же мы пришли сюда, мы стали воспринимать ее сияние всего отчетливее посредством самого
отчетливого из чувств нашего тела - зрения, ведь оно самое острое из них. Но разумение недоступно зрению, иначе разумение возбудило бы необычайную любовь, если бы какой-нибудь отчетливый его образ оказался доступен зрению; точно так же и все остальное, что заслуживает любви. Только одной красоте выпало на долю быть наиболее зримой и привлекательной. Восприняв глазами истечение красоты, он (человек) согревается, а этим укрепляется природа крыла: от тепла размягчается вокруг ростка все, что ранее затвердело от
сухости и мешало росту; благодаря притоку питания, стержень перьев набухает, и они начинают быстро расти от корня по всей душе - ведь она вся была искони пернатой.
Согласно знаменитому Платоновскому мифу об Эре (Республика, 10) те души, чей ум руководим низшими удовольствиями, сначала странствуют по Равнине Забвения и поселяются на берегах Реки Безразличия, "испив из которой, человек забывает обо всем", а затем переходят к последующим рождениям, подобно "бесчисленным падающим звездам".
Очевидно, что доктрина реинкарнации Платона очень близка к Эмпедокловой, отличаясь от последней лишь в двух пунктах: во-первых, Платон называет несколько сил или функций, составляющих душу, и, во-вторых, более ярко описывает процесс ее восхождения.