Истоки идеи реинкарнации в раннеевропейской мысли
Светлана Горячева
Об авторе: Светлана Горячева окончила в 1993 году с отличием Российский Государственный Гуманитарный Университет по специальности "информатика". В настоящее время является сотрудником ФГУ "Российская Государственная Библиотека" и аспирантом ее учебного центра, работая над диссертацией на степень кандидата исторических наук, а также сотрудничает в качестве переводчика и редактора с Библейско-Богословским институтом св. апостола Андрея (г. Москва). Основные сферы интереса - история раннего христианства,
современное религиоведение, гендерные исследования.
Введение
Настоящий обзор ставит своей целью проанализировать различные документы - религиозную литературу, философские труды, поэтические фрагменты, притчи и высказывания - свидетельствующие об отношении к идее реинкарнации в античной, иудейской и раннехристианской традиции. Везде, где возможно, я старалась приводить подлинные цитаты древних авторов, причем отдельные из них переведены мною на русский язык впервые. Я приношу свою самую глубокую сердечную признательность Андрею Яшурину, вдохновившему меня на этот труд,
а также исследователю гностических текстов Алексею Моме за разрешение использовать отрывки из его перевода гностического трактата "Пистис София".
Часть I. Греко-римский мир
В Европе представление о перевоплощении впервые появляется в кругу философов - досократиков. Ученые спорят о том, пришла ли эта идея из Индии или же появилась в контексте шаманизма, например, представления о странствиях души. Неясно также, явилась ли она следствием процессов, протекавших внутри эллинской философской мысли, основанной на четком разделении души и тела.
Древнейшее письменное свидетельство относительно реинкарнации принадлежит поэту Пиндару (ок. 518 – 483 гг. до н.э.), который во второй из своих Олимпийских Од воспевает победу, одержанную неким Фероном, тираном Агригента (город на Сицилии) на Олимпийских играх. В строках 55 – 80 Пиндар в довольно мрачных тонах описывает судьбу мертвых, которые делятся на три группы: люди порочные, страдающие от ужасных наказаний в подземном мире; люди добродетельные, наслаждающиеся блаженным и беззаботным
существованием в обществе богов; и третья группа - люди, которые, воздерживаясь от недозволенных деяний в течение трех последовательных воплощений, в конце концов достигают Островов Блаженных, где и обретают вечное счастье:
Как ночью, так и днем, всегда наслаждаясь солнцем, добродетельные люди проводят жизнь безмятежно, не смущая земли силою рук, ни вод морских ради скудного пропитания; но все соблюдающие справедливость проводят бесслезный век у почитаемых богов: их не устрашает нестерпимое взору бедствие. Кто трижды смог, пребывая в обоих мирах, воздержать душу от всякой неправды, те совершают Зевсов путь к чертогам Крона, где тихие ветры Океана овевают остров блаженных; блистают золотые цветы, из которых одни произрастают
из земли, другие распускаются на прекрасных деревьях, иные питает вода. Сплетенными из них венками эти люди украшают руки и чело по справедливым решениям Радаманта, творящего суд по воле отца Крона, супруга Реи, восседающей на высшем престоле.
Идеи реинкарнации также приписываются древнегреческому мудрецу Пифагору (ок. 570 – 497/496 гг. до н.э.) и его последователям. Диоген Лаэртский в своей книге О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов (5,14) отмечает по этому поводу: "Говорят, он (Пифагор. – С. Г.) первый заявил, что душа совершает круг неизбежности, чередою облекаясь то в одну, то в другую жизнь". Однако, по-видимому, философ лишь обобщил концепции реинкарнации, уже циркулировавшие к тому времени в обществе.
Согласно Пифагору, "душа человека разделяется на три части: ум (nous), рассудок (phren) и страсть (thymos). Ум и страсть есть и в других живых существах, но рассудок – только в человеке. Власть души распространяется от сердца и до мозга: та часть ее, которая в сердце, – это страсть, а которая в мозге рассудок и ум; струи же от них – наши чувства. Разумное бессмертно, а остальное смертно... Сброшенная на землю, душа скитается в воздухе, подобная телу. Попечитель над душами Гермес, оттого он
и зовется Вожатым, Привратником и Преисподним, ибо это он вводит туда души из тел и с земли и с моря. Чистые души возводит он ввысь, а нечистые ввергаются эриниями в несокрушимые оковы, и нет им доступа ни к чистым, ни друг к другу. Душами полон весь воздух, называются они демонами и героями, и от них посылаются людям сны и знаменья недугов или здравия, и не только людям, но и овцам и прочим скотам; к ним же обращены и наши очищения, умилостивления, гадания, вещания и все подобное" (там же, 5, 30).
Пифагор допускал переселение душ людей в животных (не случайно как он сам, так и его приверженцы являлись строгими вегетарианцами). По преданию, сохраненному поэтом Ксенофаном и приводимому Диогеном Лаэртским, наблюдая за тем, как кто-то на его глазах избивал пса, философ остановил его, поскольку узнал в псе душу умершего друга:
Как-то в пути увидав, что кто-то щенка обижает,
Он, пожалевши щенка, молвил такие слова:
"Полно бить, перестань! живет в нем душа дорогого
Друга: по вою щенка я ее разом признал (там же, 5, 36).
Впоследствии люди в шутку утверждали, будто Пифагор знал все свои прошлые и будущие жизни (многие из них в телах животных) на протяжении десяти или двадцати поколений.
Эмпедокл (ок. 490 – 435 гг. до н.э.), врач, философ и религиозный деятель, учил о предсуществовании и божественной сущности души. Находясь в сетях метафизического противника, именуемого Раздором, души совершают убийства и прочие предосудительные поступки и потому должны очищать себя на протяжении многих последовательных существований:
Имеется право Судьбы, небожителей вечных решенье,
Давнее временем, вечное, мощной скрепленное клятвой:
Если кто-либо убийством руки свои запятнает,
Или кто в распре с другим клятву преступно, нарушит
[Кто-то из демонов-духов, жизнью своей долговечных],
Три мириады годов блуждать им вдали от блаженных,
В ходе времен воплощаясь в образы смертных созданий,
Жизни крутые дороги ежемгновенно меняя;
Ибо высокий эфир в море их гневно бросает,
Море их гонит на сушу, земля - к лучезарному свету
В небе светящего солнца, солнце же - снова к эфиру.
Так они гости везде, но равно их все ненавидят.
Один из низвергнутых - я, изгнанник богов и скиталец,
Гневным Раздором влекомый...
(Цитируется Ипполитом Римским, Опровержение всех ересей, VIII, 29)
Сам Эмпедокл утверждал, что в прошлых воплощениях был юношей, девушкой, кустом, птицей и рыбой, и сумел достичь выдающегося уровня духовности, однако ему предстоит претерпеть еще несколько рождений, чтобы снова обрести свой изначальный статус среди богов и бессмертных героев:
Был уже некогда отроком я, был и девой когда-то,
Был и кустом, был и птицей и рыбой морской бессловесной...
(Диоген Лаэртский, 8, 77)
Важно отметить, что переселение душ рассматривалось Эмпедоклом скорее негативно - как наказание через жизнь в мире, которая сама по себе является не чем иным, как страданием. Не случайно одна из поэтических работ мыслителя носит название "Очищения". Его модель переселения душ основывается на принципе восхождения, т.е. возвращения к утраченному божественному статусу.