Прогресс человечества не является линейным и непрерывным
процессом - он сопровождается как взлетами, так и видимыми
падениями. В минувшем веке мы видели слом отживших традиций
и условностей, движение по направлению к свободе,
равноправию, гуманизму и социальной справедливости. Но, в
то же самое время, XX столетие было периодом наиболее кровавых
войн в истории. Людьми было создано оружие массового
уничтожения, способное истребить все население земли.
Когда "холодная война" и гонка вооружений между двумя
сверхдержавами закончились, на повестке дня встал другой
вопрос - резкий рост национализма, расизма, ксенофобии.
Национальная рознь является сдерживающим фактором на пути
развития человечества и успешного решения многих глобальных
задач. Но, к счастью, у человечества есть потенциал для
решения этой проблемы.
Групповая идентичность сыграла важную роль в эволюции
человечества. В примитивном обществе, выживание индивидуума
напрямую зависело от лояльности группе (роду, племени, далее –
народу), которой он принадлежал. Но сейчас, с развитием
глобальной экономики, технологий и коммуникаций, на первое
место выходит другой фактор - осознание общечеловеческого
единства.
Современная цивилизация достигла такого уровня могущества, что
уже не может позволить себе разделения. Оружие массового
уничтожения неизбежно обернется не только против "врагов",
но и против того, кто его использует. Разрыв экономических
связей затронет всю глобальную экономику. Мир стал воистину
единым, и его выживание напрямую зависит от решимости всех
людей работать ради достижения всеобщего блага, в духе уважения
и взаимопонимания.
Мысли, которых мы придерживаемся в отношении людей других рас
и национальностей, не являются частным делом. Наши мысли не
принадлежат нам одним - излучаясь, они создают ментальное
поле, затрагивающее других людей и влияющее на их поведение.
Ментальная нетерпимость создает условия для проявлений насилия
и террора.
Единое человечество вовсе не означает единообразного
человечества, которое бы выглядело и думало одинаково,
придерживалось бы одних традиций и исповедовало бы одну
религию. Стремиться к этому - абсурдно, потому что единообразие
губит уникальность человеческой личности. Все, что необходимо
от людей - это универсализм, терпимость, открытость и готовность
к взаимопониманию. И всякая религия, проникнутая духом
нетерпимости, представляет собой раковую опухоль в
сознании человечества.
Нелишне будет напомнить, что такие великие религии, как
буддизм, христианство и ислам, в сущности своей
являются вненациональными. Их послание в равной мере обращено
ко всем людям. Попытки скрестить их с национализмом являются
изменой их духу. В особенности это касается христианства.
Иисус возвещал о том, что Бог есть Отец всех людей, бросая
вызов традиционному иудейскому учению о национальной
исключительности. Апостол Павел утверждал, что "во Христе нет
ни эллина, ни иудея". Он настойчиво выступал против учения
о том, что Евангелие предназначено лишь для детей Израиля -
и победил. Если бы дух универсализма не возобладал в ранней
церкви, христианство осталось бы маргинальной сектой в иудаизме -
или попросту исчезло.
К большому сожалению, изначальное откровение о единении всех
людей в Боге оказалось вскоре погребено под грудой
богословских спекуляций. Еще совсем недавно, несколько сотен
лет тому назад, церковь благословляла рабовладение,
колониализм, захватнические войны и истребление коренных
народов - и отголоски этих идей до сих пор дают знать о себе.
Может ли вера в реинкарнацию способствовать созиданию
единого человечества? Конечно же, да.
Бессмертная душа человека, которая переходит от одного
воплощения к другому, не имеет ни пола, ни национальности,
ни социальной принадлежности. Все внешние признаки, на которые
любят обращать внимание люди, теряют какое-либо значение
применительно к душе. В процессе нашего бессмертного путешествия,
мы были людьми разных полов, разных социальных групп и разных рас.
Даже если мы ничего не помним, этот опыт не пропал бесследно -
он запечатлен глубоко в нашем подсознании.