Осознание неразрывной связи с Единой Жизнью побуждает нас
выработать правильные отношения с окружающим нас миром
природы, проникнутые любовью и чувством благодарности.
Если мир - целостная система, в которой все связано со всем,
а не набор разрозненных элементов, наше отношение к миру
оборачивается отношением Единой Жизни к нам. "Что человек посеет,
то и пожнет". Сея сострадание, мы пожнем сострадание. Сея
истребление, мы пожнем истребление.
Альберт Швейцер, великий гуманист и мыслитель XX столетия,
призывал человечество принять этические принципы благоговения
перед жизнью - универсальные принципы, которые превосходят
любые религиозные разногласия. Только они могут обеспечить
сохранение мира, а также успешное и безболезненное
развитие человечества. Швейцер писал:
"Как существо деятельное, человек приходит к духовной связи
с миром благодаря тому, что он живет не для себя одного, а
чувствует себя одним целым со свей жизнью, которая находится
в сфере его влияния. Все, что случится с этой жизнью, он
будет воспринимать так, как будто это случилось с ним; он
окажет ей самую большую помощь, какую только может; и если
ему удастся что-то сделать для сохранения и поддержания жизни,
это будет для него величайшим счастьем, которое только может
выпасть на его долю.
Начав однажды думать о тайне своей жизни и о связях, соединяющих
его с жизнью, которая наполняет мир, человек уже не может
относиться к своей собственной жизни и ко всей остальной,
которая находится в сфере его влияния, иначе как в соответствии
с принципом благоговения перед жизнью... Он будет не просто жить,
а по-настоящему чувствовать жизнь.
Для человека по-настоящему этичного любая жизнь священна, включая
и ту, которая, с человеческой точки зрения, находится, казалось
бы, в нижней части шкалы ценностей. Он делает различия только
в каждом конкретном случае, под давлением необходимости, например
когда ему предстоит решить, какой из двух жизней он
должен пожертвовать, чтобы сохранить другую. Но всякий раз,
принимая такого рода решения, он отдает себе отчет в том,
что действует на субъективном основании, произвольно, и знает,
что он несет ответственность за жизнь, которая принесена в жертву.
Универсальная этика благоговения перед жизнью делает
сострадание к животным (которое так часто выдавалось
за сентиментальность) обязанностью, которую ни один мыслящий
человек не может избежать".
Возможно, некоторые люди сочтут эти идеалы слишком возвышенными
и не применимыми на практике. Так например, многие не
мыслят существования без мясных продуктов. Но даже употребляя
в пищу пищу животного происхождения, мы можем мысленно
выражать благодарность тем животным, которые отдали свою
жизнь ради того, чтобы поддержать нашу жизнь. И мы можем -
насколько это в наших силах - делать все, чтобы животные
меньше страдали.
Пренебрежительное отношение к животному миру отчасти
объясняется неправильно понятой теорией эволюции. Дарвин
совершил серьезную ошибку, назвав ведущим фактором
эволюционного развития борьбу за существование. Эта точка
зрения до сих пор влияет на мировоззрение современного человека,
служа оправданием жестокости и насилия - как по отношению
к природе, так и по отношению к другим людям. Но современные
мыслители и исследователи приходят к выводу, что более
важными эволюционными факторами являются любовь и творческое
раскрытие. Вот что говорит об этом Н.О. Лосский в книге
"Учение о перевоплощении":
"Творческая изобретательность есть основной фактор эволюции.
Что же касается жизни растений и животных, такие факторы
эволюции, указанные Дарвином, как борьба за существование,
возникающее отсюда вымирание неприспособленных и
размножение приспособленных к жизни, тоже имеют значение,
однако второстепенное, потому что дарвинизм оставляет без
ответа вопрос, как возникает новое свойство организма.
Кропоткин в своей книге "Взаимная помощь как фактор
эволюции" доказывает, что взаимная помощь широко распространена
в органической природе и что она более содействует эволюции,
чем борьба за существование. Он прав в том смысле, что взаимная
помощь помогает сохранению жизни существ биологически слабых,
но обладающих какими-либо ценными свойствами, бесполезными
или даже вредными в борьбе за существование. Таким образом,
взаимная помощь более содействует богатству жизни, разнообразию
ее и поднятию ее в область сверхбиологических интересов
и целей".
Магистральное направление эволюции - это творческое раскрытие
Духа, неотделимое от возрастания в любви. И стандарты любви,
которые могли казаться возвышенными еще тысячу или сто лет
тому назад, устаревают на наших глазах. На вопрос о том,
что есть любовь, бесполезно искать всеобъемлющий ответ в
древних трактатах, оправдывающих рабство и геноцид, не говоря
об убийстве невинных животных. Любовь открывается для нас
новыми гранями - и мы начинаем по-новому строить отношения
с животным миром, из которого сами некогда вышли, а также
отношения с другими людьми.