Примечание ведущего: Продолжая тему о традиционной
концепции воскресения и ее альтернативах, рассмотрим
отрывок из книги А.И. Клизовского "Основы миропонимания
Новой Эпохи".
Возможность вечного мучения за одно мгновение, чем в
сравнении с вечностью, является человеческая жизнь, делает
религиозное объяснение смысла жизни неудовлетворительным
и неприемлемым. Человеческий разум и человеческое сознание,
лишь подчиняясь жесткой необходимости, вопреки здравому
смыслу делает вид, что принимает мировоззрение, которое
проповедует как истину величайшую несправедливость и самую
чудовищную жестокость, то есть возможность вечных мук за
одну короткую жизнь. Но в действительности, в глубине своего
сознания, человек никогда за истину признать этого не мог
и не может. Нужно совершенно не осмыслить ужасного слова
вечность и не признать целесообразности, закономерности
и разумности мироздания, чтобы допустить такую несоизмеримость
между причиной и следствием, между делом и воздаянием.
Ответы на загадки бытия, которые дает христианская религия
вкратце следующие.
Смысл жизни в познании Бога, в приближении к Нему. Любовь к
Богу, как источнику жизни, и осуществление этой любви -
в служении человечеству.
Земное существование человека есть только начало, впереди
лежит бесконечность, которая не поглощает человека, но приобщает
его к себе.
Смерть побеждается вечностью. Ключ к бессмертию заключается
в воскресении Христа и непреложности воскресения мертвых,
веровавших в воскресение Христа. "Как в Адаме все умирают,
так во Христе все оживут. Если нет воскресения мертвых, то
и Христос не воскресал. А если Христос не воскрес, то вера
наша тщетна". Эти слова апостола Павла из I послания
к Коринфянам служат основанием для веры в воскресение
мертвых и в жизнь вечную.
В этих главных положениях христианского учения вместе с
истиной чередуются заблуждения и вместе с жемчужинами мусор.
Здесь могут быть указаны лишь те искажения истины, которые
делают христианское учение в его теперешнем, искаженном
виде неприемлемым для многих серьезных и вдумчивых людей,
ибо, кроме отсутствия удовлетворительных ответов на загадки
бытия, в нем имеются противоречия.
Если земное существование человека только начало, и это
начало должно послужить основанием для вечности, то такое
начало во многих случаях нужно признать лишенным здравого
смысла и вопиюще несправедливым. Если начало несправедливо,
то какого конца, какой вечности может ждать для себя человек,
обиженный в начале?
Если один человек рождается прекрасным, умным, обладающим
талантами, а другой уродом и ни к чему не способным идиотом,
то о каком вечном блаженстве может быть речь для одного и для
другого, раз оба они должны будут воскреснуть в тех самых
физических телах, в которых они однажды жили?
Для первого из них земная жизнь была блаженством и вечность
будет блаженством, для второго - его уродство или слабоумие
исключают возможность блаженства и осуждают на вечную муку.
Если уродливый человек часто тяготится своим уродством в течение
своей короткой земной жизни, то каким образом он будет
наслаждаться вечным блаженством, если он должен воскреснуть
таким же уродом каким он был?
По этой теории вечным блаженством в вечной жизни могут
наслаждаться лишь избранные, лишь родившиеся хорошими,
прекрасными, умными. Урод должен наслаждаться своим
уродством, слепорожденный своей слепотой и горбатый своим
горбом. Такое вечное наслаждение равносильно вечной муке,
и такая вечность и блаженство не могут быть приемлемы никем,
кто хоть сколько-нибудь недоволен собой и своими физическими
и нравственными недостатками, ибо выходит, хочешь или
не хочешь, а наслаждайся тем, чем ты обладал однажды в жизни.
Где тут логика, где тут смысл, где тут премудрость Творца,
о которой говорит религия?
Куда по этой теории должны будут попасть слабоумные, которые
живут полуживотной жизнью? Если в вечную муку, то за что?
Разве он виноват, что родился слабоумным и не мог ничего
сделать для своей вечности?
Если в вечное блаженство, то почему? Ведь он, благодаря
слабоумию, ничего не мог сделать для своего совершенства,
и в совершенную вечную жизнь не должны попадать идиоты, ибо
какое же это будет совершенство, какой будет рай и какая
будет разница между совершенством новой жизни и
несовершенством временной земной жизни, если там будут
находиться уроды и идиоты?
Известно, что люди умирают в различном возрасте. Один умирает
в расцвете сил и молодости, другой в истощенной болезнями
старости, а иной только что родившись. При воскресении в
своих прежних физических телах здесь опять явное преимущество
для одного, тягость для другого и беспомощность для третьего.
Умершие от болезней и старости и только что родившиеся нуждаются
в уходе. Кто же должен вечно за ними ухаживать? Младенцы, кроме
того, нуждаются в няньке, соске и в пеленках. Если предложить
самой нежной и любящей матери вечно нянчить младенцев и вечно
иметь дело с пеленками, то от такой вечности она откажется.
Откажется от нее и нуждающийся в уходе старец, и обладающий
уродством человек...
Может быть, теологи возразят, что старец окрепнет и младенец
возмужает и оба не будут нуждаться в вечном уходе за ними;
если с первым положением согласиться можно, то второе
вызывает неразрешимые противоречия. Если младенец может
возмужать, то он может и состариться, а если он может
состарится, то он может и умереть. Что же тогда останется
от вечности?
Вот к каким бессмысленным положениям приводит бессмысленная
теория об однократном человеческом существовании и о воскресении
из мертвых в прежних физических телах. Христианские проповедники
и теологи этих вопросов никогда не затрагивают, ибо не могут
дать на них хоть сколько-нибудь удовлетворительных ответов.