О. Иоанн Шаховской предлагает "отложить всякое "житейское"
попечение о небесной справедливости" - не пытаться оценить,
насколько справедливы те или иные христианские положения,
а просто принять их. Но стоит ли следовать его совету?
Истина состоит в том, что душа человека является органом
богопознания. "Царствие Божие внутри вас есть" (Луки 17:21).
Отвергая собственное нравственное чувство, мы рискуем отвергнуть
тихий голос Бога, звучащий в сердце и наставляющий нас
на всякую истину.
На мой взгляд, серьезной проблемой многих христиан являются
их попытки заглушить собственное нравственное чувство -
в тех случаях, когда оно идет в разрез с доктриной их церкви.
Поступают так они либо из недоверия к себе, либо - из боязни,
что отступление от "правоверия" навлечет на них Божий гнев.
В любом случае, результаты оказываются плачевными.
С одной стороны, врожденное чувство справедливости диктует,
что каждое дело - как доброе, так и злое - должно получить
адекватное воздаяние. С другой стороны, необходимо чтобы
воздаяние было соразмерно поступку, чтобы в нем не было
фатальности. Человеку необходима надежда на возможность
исправления и восстановления.
Легко увидеть, как ортодоксальное учение об аде и вечных
мучениях идет вразрез с этими условиями. Бесконечное
наказание за конечное преступление, причем совершенное
в состоянии невежества (говоря юридическим языком, при
смягчающих обстоятельствах) - слишком тяжелая, очевидно
несправедливая кара. Кроме того, судьба грешников, оказавшихся
в геенне огненной, навеки предрешена. У них нет никакой
возможности изменить свою участь и добиться смягчения
приговора.
Вечное наказание в аду - это учение морально незрелого
человечества, которое еще не доросло до понимания всеобъемлющей
любви Божьей. Но именно о такой любви учил Иисус: "Так, нет
воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих"
(Матфея 18:14).
В примитивной религии, спасение является достоянием узкой
группы "избранных", будь то род, племя или секта единоверцев.
Вот почему она уделяет так много внимания "чистоте рядов".
Слыша заповедь о любви к ближнему, она, подобно фарисею
из Евангелия, немедленно задается вопросом: "Кто мой ближний?"
Слово "фарисей" буквально значит "особый, отделившийся".
Эти люди, посвятившие себя дотошному изучению и соблюдению
всех мельчайших предписаний закона, смотрели свысока не только
на язычников, но даже на иудеев-простолюдинов, не живших
по их заповедям. Фактически, фарисеи были сектой в иудаизме -
надменной и агрессивной.
На вопрос фарисея о том, кого считать ближним, Иисус дает
четкий и шокирующий ответ. Ближний - это самарянин.
Еретик, вероотступник, предатель! Человек, которого
фарисей рассматривал в качестве топлива для адской печи,
оказывается дорог и любим Богом.
"Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз
прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?"
(Матфея 18:21).
Фарисеи утверждали, что прощать грешника можно до трех раз.
И Петр, говоря "до семи ли раз", наверняка чувствовал себя
на их фоне "прогрессивным мыслителем". Тем не менее, ответ
Иисуса превзошел все его смелые ожидания: "Не говорю тебе:
до семи раз, но до седмижды семидесяти раз".
Что это означает? Можем ли мы быть более любящими и милосердными,
чем Бог? Нет. А это означает, что Божье прощение не имеет предела.
Его невозможно исчерпать. И любое учение, утверждающее, что
за тот или иной грех человек может навеки отправиться в
ад, свидетельствует о печальном непонимании Божьей любви,
о торжестве старого фарисейского духа под христианской оболочкой.
Даже если человек проживет седмижды семьдесят жизней, в
каждой из которой он, согласно требованиям религии, будет
заслуживать осуждения - он будет прощен Богом, поскольку
такова Его природа. И - ему будет дан еще один шанс.
"Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд" (Луки 6:36).