По мере нашего духовного развития меняется и наше понимание
Откровения. Мы постоянно перерастаем наши прежние идеи,
представления и концепции. Без этого невозможно говорить
о росте. "Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил,
по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал
мужем, то оставил младенческое" (1 Коринфянам 13:11), -
утверждает апостол Павел.
Не так давно я получил письмо, автор которого выразил желание
вновь вернуться к состоянию той веры, которую он имел в
детстве. Конечно, жаль огорчать его - и других людей, мыслящих
подобным образом - но это невозможно. Никодим был совершенно
прав: нельзя вновь войти в материнскую утробу и родиться во
второй раз. Но этого и не требуется. Мы можем "родиться
заново", возвысившись к новому пониманию привычных истин,
и это принесет нам новое чувство удовлетворения.
Вернуться в прошлое невозможно, потому что в процессе
взросления мы вынуждены сталкиваться с вопросами и вызовами,
от которых огражден ребенок с его детской верой. Эти вопросы
рождают сомнения, с которыми нужно разобраться. На первый
взгляд может даже показаться, что чем дальше мы продвигаемся
по духовному пути, тем больше сомнений у нас возникает.
Внимательнее приглядевшись к Иисусу мы заметим, что Он также
испытывал периоды колебаний и неуверенности. Как иначе
можно истолковать такие слова:
"О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами?
доколе буду терпеть вас?" (Матфея 17:17). "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия" (Матфея 26:39). "Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" (Матфея 27:46).
Теологи хотят убедить нас в том, что Иисус в точности знал
свою цель и был полон непреклонной решимости исполнить ее.
Но здесь перед нами - совершенно иная картина, картина
человека, который честно идет навстречу своим сомнениям
и страхам, преодолевая их.
Сомнение - непременный атрибут интеллектуальной честности.
Тот, кто никогда и ни в чем не сомневается, либо попросту
глуп, либо занимается самообманом и обманом окружающих.
Сомнение ни в коем случае нельзя отождествлять с нигилизмом
и беспринципностью. Сомнение - это корректировка нашего
курса, изменение убеждений и поведения в свете вновь
открывшихся фактов и истин. Без подобной корректировки,
даже самый просветленный человек становится слепым фанатиком.
Допустим, мы на минуту согласимся с точкой зрения о. Иоанна
Шаховского, что отдельный индивидуум слишком слаб и неспособен
познать Истину, что ему жизненно необходимо Откровение.
Но это не может не вызывать следующего вопроса: почему
именно христианское Откровение? На откровение претендуют
практически все мировые религии, не говоря о мелких
религиозных группах. Мы живем в мире идеологической
многоголосицы, в котором неспециалисту сложно
сориентироваться, отделить зерна от плевел. Кому из
древних или новоявленных пророков стоит доверять?
У аргументов, приводимых в свою защиту традиционными
религиями, есть один существенный недостаток - они
звучат убедительно прежде всего для тех людей, которые
выросли в обществе, где данная традиция господствует.
"По плодам их узнаете их", - сказал Иисус. Удивительным
образом эти слова оборачиваются против христианской
церкви, которая часто в истории играла реакционную роль.
И, с другой стороны, эти же слова Иисуса побуждают нас
внимательнее присмотреться к духовному опыту нехристианских
религий, представители которых демонстрируют в своей жизни
"добрые плоды".
В своей статье "О достоинстве христианства и недостойности
христиан" Николай Бердяев утверждал, что судить о христианстве
следует не на примере всей церкви, а только ее лучших
представителей - святых и подвижников. Кому-то это
кажется справедливым, кому-то нет. Но такая логика
по-прежнему не доказывает превосходство христианской
религии над другими религиями, а христианского откровения -
над иными откровениями. Свои святые, подвижники и даже
чудотворцы есть во всех религиях.
Мыслящему человеку несложно прийти к выводу, что зерна
Истины содержатся во всех религиозных традициях, и что
поиск Истины подразумевает открытость для взаимного
общения и диалога.