Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

За пределами догмы

  Все выпуски  

Библия, реинкарнация и всеобщее спасение


Информационный Канал Subscribe.Ru

Библия, реинкарнация и всеобщее спасение

Выпуск 9 (25 апреля 2004 г.)


Н.О. Лосский, "Учение о перевоплощении"
Часть III

Хотелось бы обратить внимание на следующие мысли Лосского, излагаемые им в приведенном ниже отрывке:

"Удерживать от зла путем угрозы вечными мучениями - прием педагогически весьма несовершенный: если человек не совершает дурного поступка только из страха наказания, сердце его остается нечистым". С этим можно согласиться. Страх никогда и никого не доводил до морального совершенства. В лучшем случае, он мог поставить границы для распространения зла.

Перед нами встает серьезный вопрос: может быть подлинная духовность быть основана на страхе, или же включать стах как свой составной элемент? Скептики и вольнодумцы часто писали о том, что церковь запугивает людей для того, чтобы держать их в покорности. Правы ли они? Если посмотреть на историю христианства - во многом, к сожалению, да. Но подобное запугивание не было санкционировано Иисусом.

В притче о талантах (Матфея 25:14-30), Он осуждает мотивы слуги, который в своем поведении руководствовался страхом перед господином. Иисус показывает губительность страха: страх препятствует свободному проявлению даров и способностей человека, делая его неспособным возрастать, созидательно трудиться. Речь идет именно о страхе перед Богом. Такой страх оказывается вредным и неконструктивным.

Далее, Н.О. Лосский критикует некоторые из ошибочных идей, связанных с учением о реинкарнации. Критики, выступающие против перевоплощения, предпочитают заострять внимание на самых спорных моментах. Но мы должны осознавать, что перевоплощение - это не догма, а концепция. Она не обязательно дает ответ на все конкретные вопросы, но показывает общее направление для дальнейшей религиозной мысли.

Лосский подчеркивает, что учение о перевоплощении развивает в человеке сострадание. Эти слова справедливы. Мысль, что некоторые люди "за свои грехи" будут вечно страдать в аду - в сущности есть прикрытие жестокости и мстительности духовной риторикой. Религиозный гуманизм подразумевает, что Божья любовь знает способ спасения всех.

Итак, предоставим слово автору:

"Спасение всех достигается благодаря любви Божией к сотворенным Им существам, но эта любовь соединена со справедливостью: грешная личность удостоивается обожения только после того, как она свободными усилиями преодолела в себе всякое зло. Громадное большинство людей умирают, явным образом будучи далекими от полной чистоты сердца. Многие люди стоят на такой низкой ступени нравственного развития, что, совершив дурной поступок, они не испытывают угрызений совести и раскаяния. Удерживать от зла путем угрозы вечными мучениями - прием педагогически весьма несовершенный: если человек не совершает дурного поступка только из страха наказания, сердце его остается нечистым. Следовательно, он не заслуживает обожения. Дальнейшая задача воспитания должна состоять в том, чтобы воспитать в таком человеке любовь к добру; эта цель во многих случаях не может быть достигнута в течение одной жизни человека на земле. Поэтому для справедливого осуществления дела спасения всех, взятого на Себя Иисусом Христом, необходимо, чтобы после смерти человека продолжалась жизнь его в новых условиях, с новым опытом, который может быть использован для нравственного совершенствования... Иоганн Себастиан Бах в конце жизни заявлял, что "теперь впервые он чувствует внутренний дух музыки и хочет иметь возможность заново начать исследование его"...

"Критикуя учение о перевоплощении, нужно иметь в виду, что оно может быть развито во многих видоизменениях. Некоторые виды его явно несостоятельны, и они компрометируют все это учение в умах тех, кто не отдает себе отчета в том, что они вовсе не обязательно входят в состав теории перевоплощения. Так, напр., многие понимают перевоплощение как вступление души умершего человека в готовое уже тело. В действительности, согласно развитому выше учению, субстанциальный деятель после смерти сам строит себе тело, включая из организма отца и матери, а потом из окружающей среды те элементы, которые соответствуют его потребностям. Неприемлемы также те учения, согласно которым человек после смерти может спуститься в область до-человеческой природы и стать животным или растением. Морально он может стать ниже животного, если, возрастая во зле, доходит до осатанения, однако сатанинский тип жизни есть своеобразный вид бытия, глубоко отличный от того, что мыслится в зоологии под понятием животного. Гердер, сторонник учения о перевоплощении, указывает на несостоятельность мысли, будто жестокий человек в наказание перевоплощается по смерти в тигра, обжора - в свинью. Он говорит, что тигр совершает свои жестокости и свинья обжирается с удовольствием и без угрызений совести. Следовательно, такое перевоплощение не содействовало бы совершенствованию и не было бы наказанием"...

"Компрометируют учение о перевоплощении также некоторые учения основателя антропософии Р. Штейнера. После смерти, согласно учению Штейнера, человеческая душа, побывав несколько дней в сфере Космического разума, вступает в область Луны, потом Меркурия, Венеры, Солнца, наконец, Марса, Юпитера, Сатурна и вслед за этим, иногда после нескольких столетий, может вновь воплотиться на Земле. На Луне, говорит Штейнер, человек переживает свое земное поведение в том виде, как его переживали другие, напр. люди, побитые им в гневе; на Меркурии душа отрывается от всего своего прошлого морального зла, но у нее остаются еще следы болезней, от которых ее освобождают боги Меркурия, Учителя медицины и т. д., и т. д. В этом учении есть явно несостоятельная мысль, будто моральное зло и болезни суть две столь обособленные друг от друга области жизни, что после совершенного отрыва от морального зла можно иметь еще в себе следы болезней. Все это учение переполнено сведениями о природе Солнца и различных планет, о различных духах, населяющих их, о влиянии их на душу умершего человека, сведениями явно фантастическими, выходящими за пределы доступного человеку опыта и обнаруживающими свою несостоятельность, поскольку некоторые из них противоречат общим достоверно известным принципам строения мира. Напр., Штейнер утверждает, что горящие газы находятся только на периферии Солнца, а внутри его нет ничего материального, нет даже пространства. Трудно понять, как мыслит человек, способный говорить о шаре, у которого периферия пространственна, а внутренность не то чтобы пуста, а совсем не пространственна!

Теория перевоплощения, развитая на основе метафизики персонализма, обладает тем достоинством, что в связи с нею может быть выработана теодицея. В самом деле, согласно этой теории, не только человек, но и всякое существо в природе, если у него есть какие-либо несовершенства и страдания, мучится по своей вине, именно вследствие своего эгоизма; все страдания имеют осмысленный и целительный характер; в конечном итоге несовершенства и всякое зло преодолеваются свободною волею, и все существа рано или поздно будут спасены. Таким образом, это учение дает удовлетворение при решении проблем философских наук - метафизики, этики, теодицеи.

Гердер обращает внимание на то, что учение о перевоплощении воспитывает в человеке сочувствие ко всем живым тварям...

Также и в области специальных наук гипотеза перевоплощения может быть плодотворно использована для решения многих проблем. Особенно полезна она при разработке теории развития не только растений и животных, но и вообще эволюции от неорганической природы вплоть до единого целого вселенной. В связи с панвитализмом эта гипотеза объясняет влияние нашего я на свое тело, объясняет гениальные способы выхода из затруднений, изобретаемые организмами растений и животных, и проливает свет на то, как возможны рудименты и различные архаизмы в теле высших организмов".

Примечание: Книга Н.О. Лосского "Учение о перевоплощении" опубликована по адресу:
http://www.krotov.info/libr_min/l/lossk_v/lossky_n_metem.html


В следующем выпуске читайте:

Н.О. Лосский и его книга "Учение о перевоплощении" (продолжение)

Предыдущие статьи:

Н.О. Лосский, "Учение о перевоплощении". Часть II  |   Н.О. Лосский, "Учение о перевоплощении". Часть I  |   Уильям Баркли о всеобщем спасении  |   Николай Бердяев о реинкарнации  |   Николай Бердяев об аде  |   Буква и дух Писания  |   Белые пятна на "Библейской карте мира"  |   Реинкарнация: почему о ней стоит говорить

Мнение ведущего рассылки может не полностью совпадать со взглядами авторов, которых он цитирует.

(c) 2004, Universalist.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное