Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

За пределами догмы

  Все выпуски  

Библия, реинкарнация и всеобщее спасение


Информационный Канал Subscribe.Ru

Библия, реинкарнация и всеобщее спасение

Выпуск 6 (4 апреля 2004 г.)


Уильям Баркли о всеобщем спасении

Уильям Баркли, который многие годы был преподавателем кафедры изучения Нового Завета университета Глазго, Шотландия, принадлежит к числу наиболее популярных богословов XX столетия. Его многотомные комментарии к книгам Нового Завета были изданы на многих языках (в том числе - и на русском) тиражом, превышающим пять миллионов экземпляров.

Менее известно то, что Уильям Баркли был сторонником универсализма (учения о всеобщем спасении). Ниже, мы приводим отрывок из книги Баркли "Духовная автобиография", изданной в 1977 году, где он говорит о своих взглядах следующее:

"Я - убежденный универсалист"
Уильям Баркли

Я - убежденный универсалист. Я верю, что в окончательном итоге все люди будут собраны воедино любовью Божьей. В первые века существования церкви, учение универсализма связывалось с именем великого Оригена. Я согласен с тем, что универсализм для Оригена не был чем-то легким. Он считал, что многие люди после смерти будут нуждаться в длительном обучении и жесткой дисциплине, и даже в наказании прежде, чем они будут готовы войти в Божье присутствие. Ориген не устранял ад полностью, он полагал, что некоторые люди должны будут попасть на небо, минуя ад. Он верил, что даже в конце дней на некоторых останутся шрамы. Ориген не принимал вечного наказания, но допускал возможность взыскания в вечности. Согласно его учению, перед человеком стоял выбор - или принять Божье приглашение добровольно, или пройти трудную дорогу многих столетий очищения.

Григорий Нисский указывал на три причины, по которым он верил во всеобщее спасение. Прежде всего, он считал его вытекающим из характера Божьего. Он писал: "Будучи благ, Бог испытывает жалость к падшему человеку, будучи мудр, Он не испытывает недостатка в средствах для его исцеления". Во-вторых, он считал его следствием природы зла. В конечном итоге, зло должно перестать существовать: "То, что не имеет абсолютного существования, должно полностью исчезнуть из бытия". Зло по своей сути негативно, и поэтому осуждено на небытие. В-третьих, веским основанием для всеобщего спасения он считал цель наказания. Целью наказания всегда является исправление. Цель - в том, чтобы "отделить добро от зла, и привлечь его в общение всего благого". Наказание будет болезненным, но оно - как огонь, который очищает золото от шлака. Оно - как хирургическая операция, которая удаляет поврежденный орган.

Но я хочу изложить собственные аргументы, убеждающие меня лично в реальности универсального спасения.

Во-первых, многие отрывки из Нового Завета более чем оправдывают такое убеждение. "И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе" (Иоанна 12:32), - говорит Иисус. "Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать" (Римлянам 11:32), - пишет Павел. "Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут" (1 Коринфянам 15:22). Он ожидает окончательного триумфа, когда "Бог будет все во всем" (1 Коринфянам 15:28). Далее, он утверждает, что Бог "хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1 Тимофею 2:4), и что Христос Иисус "предал Себя для искупления всех" (ст. 6). Одно можно сказать наверняка: Новый Завет не боится слова "всех".

Во-вторых, меня убеждает подробный анализ одного из ключевых мест Писания, Матфея 25:46, где говорится, что отверженные идут в "муку вечную", а праведники в "жизнь вечную". Греческое слово коласис, переведенное как "мука", в своем оригинальном значении не имеет отношения к этике. Оно использовалось для описания обрезная ветвей у дерева, с тем чтобы эти ветви росли быстрее. Мы можем уверенно утверждать, что в греческой литературе коласис использовалось только в отношении исправительных наказаний. Слово айонис, переведенное как "вечная", также нуждается в объяснении. Платон, который по всей видимости первым использовал это слово, ясно говорит, что некая вещь может быть вечной, но не быть айонис. Это слово подразумевает нечто уникальное, имеющее отношение только к Богу. "Вечное наказание", таким образом, означает исправительное наказание, которое может наложить только Бог, и никто иной.

В-третьих, я верю что невозможно установить пределы для благодати Божьей. Я считаю, что не только в нашем мире, но и в любом другом возможном мире, благодать Божья является по-прежнему действенной и эффективной. Я не верю в то, что действие благодати Божьей ограничено этим миром. По моему убеждению, благодать Бога настолько же широка, как вселенная.

В-четвертых, я безоговорочно верю в полный и окончательный триумф Бога. Наступит время, когда все будет покорено Ему, и когда Бог будет "все во всем" (1 Коринфянам 15:24-28). Для меня, из этого следует определенный вывод. Если хотя бы один человек в конце времен останется вне любви Божьей, Его любовь не будет всеобъемлющей - а это невозможно. Мы можем говорить о триумфе Бога только как триумфе любви. Если бы Бог был только Царем и Судьей, мы могли бы говорить о Его триумфе в то время, когда Его враги мучались бы в аду, или же были бы уничтожены. Но Бог - больше, чем Царь и Судья. Бог есть Отец, и эта Его характеристика перевешивает все остальные. Ни один отец не может быть счастливым, когда члены Его семьи пребывают в агонии. Ни один отец не может торжествовать, уничтожая непослушных членов семьи. Единственный триумф отца - в том, чтобы собрать домой всю свою семью. Единственно возможный триумф любви - это взаимная, ответная любовь. Единственно возможный окончательный триумф - это вселенная, пребывающая в состоянии любви с Богом.

Примечание: Комментарии Уильяма Баркли к Новому Завету опубликованы по следующему адресу:
http://www.krotov.info/spravki/persons/20person/1978barc.html


В следующем выпуске читайте:

Н.О. Лосский и его книга "Учение о перевоплощении". Комментарий ведущего

Предыдущие статьи:

Николай Бердяев о реинкарнации  |   Николай Бердяев об аде  |   Буква и дух Писания  |   Белые пятна на "Библейской карте мира"  |   Реинкарнация: почему о ней стоит говорить

Мнение ведущего рассылки может не полностью совпадать со взглядами авторов, которых он цитирует.

(c) 2004, Universalist.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное