Н.О. Лосский и его книга "Учение о перевоплощении"
Николай Онуфриевич Лосский (1870-1965) входит в число
известнейших русских философов XX века. За свою долгую жизнь,
целиком посвященную философской работе, он написал почти три
десятка книг и множество статей. Высланный в 1922 году
советским правительством из России, он жил и работал
за границей. C 1947 г. по1950 г., Н.О. Лосский был
профессором философии в Св. Владимирсокй духовной академии
в Нью-Йорке.
Книга "Учение о перевоплощении", к которой мы намерены
сейчас обратиться, написанная предположительно в начале 50-х гг.,
не была опубликована при жизни автора. Ее рукопись, хранившаяся
в Институте славянских исследований в Париже, увидела свет
в 1992 году. Возможно, это можно объяснить тем, что автор
предвидел резкую критику со стороны церкви, не разделявшей
идею реинкарнации. Тем не менее, сам Лосский продолжал считать
себя православним христианином и находил свои мысли созвучными
наследию святых отцов. Справедливо это, или нет, - вопрос
остается открытым. Нас же сейчас интересует аргументы
в пользу перевоплощения, которые приводит автор - человек
глубокого таланта, большой эрудиции и искренней веры.
Из-за некоторых особенностей стиля и терминологии, книги
Н.О. Лосского могут показаться сложными для неподготовленного
читателя. В особенности это касается разработанного им учения
о персонализме, анализ которого выходит далеко за рамки этой
рассылки. Все желающие, впрочем, могут ознакомиться с полным
текстом его книги, опубликованной в Интернете.
Н.О. Лосский начинает свою аргументацию с утверждения, что
человек в своем текущем состоянии не достаточно развит для
того, чтобы войти в Царство Божье. В его понимании,
реинкарнация - это путь к "высшим ступеням совершенства".
Особенность его идей состоит в том, что он (как и Н. Бердяев)
допускает возможность, что в процессе реинкарнации люди,
восходящие на новые ступени развития, "выводятся из
состава человечества". Это может служить объяснением
отсутствия заметного морального прогресса человечества,
на что любят ссылаться противники перевоплощения.
Процитируем несколько фрагментов из третьей главы,
озаглавленной "Восхождение человека на высшие ступени бытия":
"Размышляя о пути, который нужно пройти земному человеку,
чтобы освободиться от своих недостатков, душевных и телесных,
и достигнуть высших ступеней совершенства, поставим перед своим
умом и воображением конечную цель, для которой мы сотворены
Богом..."
"Расстояние между несовершенным состоянием земного человека
и абсолютным совершенством его в Царстве Божием чрезвычайно
велико. Поэтому должно существовать много ступеней жизней,
более сложных, чем человеческая, содействующих развитию
новых способностей, расширению и обогащению деятельностей
личности".
"Люди, поднимающиеся в своем развитии на ступени
сверхчеловеческого бытия, выходят из состава человечества.
С другой стороны, существа низшие, чем человек, развиваясь,
вступают в состав человечества. Отсюда становится понятным,
почему так невелик и неустойчив прогресс в существенных
духовных проявлениях человечества - в области морали,
религиозной жизни, художественного творчества. Каждый день
на место уходящих из жизни человечества гениев и талантов
вступают шекспировские Калибаны, и много сил приходится
затрачивать на то, чтобы поднять их на степень культуры,
достойной человека. Пояснить это можно следующим сравнением.
Представим себе школу, в первый класс которой поступили осенью
дети, едва умеющие читать, писать и считать. Весною в их
знании и умении обнаружится некоторый, правда не особенно
значительный, прогресс, но они уйдут из первого класса
и следующею осенью в первом классе мы опять будем наблюдать
детей, едва умеющих читать, считать и писать.
Сравнивая историческое настоящее человечества с прошлым и
видя постоянные исторические неудачи, можно прийти в отчаяние:
особенно в наше время стало очевидно, что в истории человечества
нет значительного совершенствования в существенных
основах человеческого характера, тогда как идеалы религиозных
людей бесконечно высоки. Но если сравнивать настоящее
человечество с дочеловеческим царством бытия, понимая его
в духе теории перевоплощения как наше собственное прошлое,
то прогресс окажется грандиозным и у нас окрепнет вера
в бесконечные силы наши и возможности дальнейшего
сверхчеловеческого развития, ведущего к порогу абсолютного
добра, к вратам Царства Божия".
"Когда подумаешь, что умерший любимый человек творит себе
новое тело и даже восходит, может быть, в сверхчеловеческую
область бытия, то приходит в голову печальная мысль, что разлука
с ним будет вечною и что среди бесчисленных биллионов существ
мы не узнаем его, даже если и встретимся с ним. Лермонтов
в одном из своих стихотворений говорит:
И смерть пришла: наступило за гробом свиданье, -
Но в мире новом друг друга они не узнали...
Ответ на эту тревожную мысль можно дать следующий. Тот, кто
питает к какому-либо лицу настоящую индивидуальную личную
любовь, вступает с ним в нерасторжимую бытийственную
(онтологическую) связь. И после смерти при новом воплощении
эта связь сохраняется в форме хотя бы безотчетной симпатии
к данной индивидуальности, если нет воспоминания о прежней
жизни. Мало того, на более высокой ступени развития все
прежние этапы жизни становятся вспоминаемыми и тогда делается
возможным уже и сознательное общение с тем лицом, которое
мы некогда полюбили настоящею, т.е. вечною любовью. Нюренбергер,
много думавший о проблеме перевоплощения, говорит, что
родственные души встретятся, напр., на более высокой ступени
бытия, в более увлекательном образе, в среде более красивой,
чем земная; если один умер раньше другого, он посвящает
любимого в тайны новой жизни; они сравнивают старое и новое,
так как на высших ступенях бытия существует воспоминание
о прошлом".