Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Материалы по Торе

  Все выпуски  

Материалы по Торе - глава Ваеце


Ешива «Томхей Тмимим Любавич»
Сайт: lubavitch.ru
E-mail: info@lubavitch.ru
Тел.: +7‑911‑922‑08‑33
Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников., д. 24


ГЛАВА  ВАЕЦЕ  *  ויצא

Текст главы


Яаков ушёл из родительского дома в Беэр‑Шеве и отправился в Харан. В пути он остановился на ночлег. Он увидел во сне лестницу, которая соединяет небо и землю; по ней поднимались и спускались ангелы. Б‑г явился Яакову во сне и пообещал, что земля, на которой он лежит, будет отдана его потомкам. Утром Яаков воздвигнул камень, служивший ему изголовьем, как жертвенник и монумент; он пообещал, что сделает этот жертвенник «домом Б‑жиим».

В Харане Яаков остановился у своего дяди Лавана и стал работать у него пастухом. Лаван согласился отдать свою дочь Рахель в жёны Яакову за семь лет работы. Но через семь лет в брачную ночь вместо Рахели Лаван отправил к Яакову свою старшую дочь Лею. Подлог обнаружился только утром. Через неделю Яаков женился и на Рахели, но ему пришлось работать у Лавана ещё семь лет.

У Леи родились шестеро сыновей (Реувен, Шимон, Леви, Йеуда, Иссахар, Звулун) и дочь Дина. Рахель оставалась бесплодной.

Рахель отдала свою служанку Бильгу Яакову в жёны, у той родились сыновья Дан и Нафтали. Лея тоже отдала Яакову в жёны свою служанку – Зилпу; у Зилпы родились сыновья Гад и Ашер.

Молитвы Рахели были услышаны и у неё родился сын Йосеф.

Яаков пробыл четырнадцать лет в Харане и захотел вернуться домой. Лаван убедил Яакова остаться у него работать пастухом, обещая в вознаграждение часть приплода скота. Лаван много раз пытался обмануть Яакова, но тому удалось сильно разбогатеть. Шесть лет спустя Яаков тайком покигул Харан. Лаван отправился за ним в погоню и настиг его. Б‑г явился Лавану во сне и предостерёг его, чтобы он не причинял Яакову никакого вреда. Лаван и Яаков заключили соглашение на холме Галь‑Эд. После этого Яаков отправился в Святую Землю, где его встреили ангелы.


Сюжеты Писания – это не просто историческое повествование. Слово «Тора» означает «Учение». Каждый рассказ Торы несёт в себе урок, необходимый еврею в его повседневной жизни и в духовном служении. В ещё большей степени это относится к рассказам о наших праотцах. Обстоятельства их жизни являются своего рода «указательными знаками», необходимыми в жизненном пути каждого еврея.

В главе «Ваеце» рассказывается про то, как наш праотец Яаков, сын Ицхака, ушёл из Земли Израиля и поселился в Харане; как он трудился там 20 лет, женился и породил родоначальников будущих колен Израиля. Заканчивается глава рассказом о возвращении Яакова из Харана в Святую Землю.

Книга «Зогар» обращает внимание на то, как по‑разному описывает Тора уход Яакова в Харан и его возвращение оттуда. На пути в Харан он во сне удостоился Б‑жественного откровения: «И вот, Г‑сподь стоит над ним…» Перед этим говорится: «И пришёл он в это место». Когда же речь идёт о Б‑жественном откровении Яакову на его пути из Харана, сказано: «И встретили его ангелы Б‑га». В первый раз Яаков должен был прийти, т. е. подняться до уровня Б‑жественного откровения. Но даже тогда Б‑г предстал перед ним лишь во сне. Во второй раз ангелы и, как утверждает «Зогар», сам Всевышний вышли к нему навстречу. И происходило это не во сне, а наяву.

Из этой истории мы можем извлечь для себя урок об особой силе, которая даётся человеку, когда он стремится привнести в мир Б‑жественную святость. На каждом из нас лежит миссия выйти из святого места, «из шатров Шема и Эвера», как названы в Торе центры Учения, в «Харан», где приходится общаться с «Лаваном-арамейцем», в будничную жизнь с её повседневными заботами. И всё это для того, чтобы высвободить «искры святости» из обыденных предметов материального мира.

Это нелёгкая работа, требующая особой подготовки. Этой работе должно предшествовать пребывание в «Стране Израиля», которая символизирует высшую святость. В этот период не следует растрачивать себя на будничные дела, но нужно посвящать себя всецело лишь Торе – «…а Яаков человек цельный, сидящий в шатрах». На этом этапе необходимо вобрать в себя как можно больше святости и знания Торы, как это сделал Яаков, который посвятил начало своей жизни Учению, и даже отправившись в Харан, укрылся на четырнадцать лет в доме учения Эвера.

И уже на пути к исполнению своей миссии Яаков, не рассчитывая на собственные силы, на свои личные качества, молил Б‑га о помощи в исполнении своей цели. Только после такого рода подготовки он отправился исполнять свою задачу. Но даже там, погружённый в будничные заботы, он не оставлял учение и молитву.

Поступая так, еврей сможет добиться того, что его будничная жизнь не ослабит его душевную цельность – наоборот. Подобно тому, как сказано о Яакове: «И распространился он весьма и весьма» – он удостоился удачи и в материальном, и в духовном плане. Вплоть до того, что, когда он завершил свою миссию и вернулся домой, его встретил сам Творец со своей свитой – ангелы Всевышнего вышли ему навстречу, чтобы благословить его.


В избранное