Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Материалы по Торе

  Все выпуски  

Материалы по Торе - глава Толдот


Ешива «Томхей Тмимим Любавич»
Сайт: lubavitch.ru
E-mail: info@lubavitch.ru
Тел.: +7‑911‑922‑08‑33
Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников., д. 24


ГЛАВА  ТОЛДОТ  *  תולדות

Текст главы


Ицхак женился на Ривке. Ривка была бездетна. Ицхак и Ривка двадцать лет молились о детях и их молитвы были наконец услышаны. Забеременев, Ривка стала испытывать мучения: «И толкались сыновья в утробе её». Б‑г сообщил ей, что она носит в себе «два народа», которые будут бороться между собой.

Первым родился Эсав. Вслед за ним, держась за пятку Эсава, родился Яаков. Эсав вырос «искусным охотником, человеком поля», а Яков стал «человеком цельным», сидящим в шатрах учения. «И Ицхак любил Эсава… а Ривка любила Яакова». Однажды утомлённый охотой и изголодавшийся Эсав продал Яакову своё первородство (статус первенца) за горшок чечевичной похлёбки.

Ицхак поселился в Граре, в стране филистимлян. Там он обрабатывал землю; он снова откопал колодцы, выкопанные его отцом Авраамом и засыпанные филистимлянами. Ицхак выкопал два новых колодца, из‑за которых у него возникли споры с филистимлянами. Тогда он выкопал третий колодец – о нём не спорили.

Эсав взял в жёны двух хеттийских женщин.

Ицхак состарился и ослеп. Он захотел благословить Эсава перед своей смертью. Когда Эсав отправился на охоту, чтобы угостить отца его любимыми кушаньями, Ривка одела Яакова в одежду Эсава, закрыла его шею и руки овечьими шкурами, маскируя его под волосатого брата, и послала к Ицхаку. Яаков получил отцовское благословение о «росе небесной», о «туках земных» и о господстве над братом. Эсав вернулся с охоты и раскрыл хитрость Яакова и Ривки. Всё, что Ицхак смог сделать для рыдающего Эсава, – это предсказать, что Эсав будет жить своим мечом и что всякий раз, когда Яаков оступится, он будет терять превосходство над Эсавом.

Яаков покинул дом родителей и отправился в Харан, чтобы избежать мести Эсава и чтобы найти себе жену в семье Лавана, брата Ривки.

Эсав взял себе третью жену – Махалат, дочь Ишмаэля.


«И выросли юноши, и стал Эсав человеком, знающим ловлю…»
(Берешит 25:27)

«"Знающим ловлю" – знающим, как ловить и обманывать отца, показывая, будто он интересуется детальным выполнением заповедей», – комментирует Раши.

Почему наше Изгнание длится намного дольше предыдущих изгнаний? Одна из причин в том, что нам приходится бороться со «скрытым злом».

Зло бывает двух типов.
Открытое зло явно предстаёт перед нами как зло. С ним бороться легче.
Скрытое зло – зло неочевидное, его иной раз можно принять и за добро. Война с таким злом – очень трудное дело, поскольку сначала мы должны наверняка убедиться в том, что это именно зло, и только потом его можно исправить.

В этом выражается разница между прошедшими изгнаниями и нынешним Изгнанием. В прежних изгнаниях зло, с которым сталкивались евреи, было открытым – злодеи не стеснялись своих поступков. За короткое время изгнания зло возможно было победить. В сегодняшнем Изгнании злодей скрывает свои грехи и не выставляет их напоказ. Он прикидывается праведником, продолжая втайне творить злые дела. Решить проблему с подобным лицемерием нелегко – на это требуется больше времени.

Злодей Эсав – символ лицемерия. За пределами дома отца, Ицхака, он делал всё, чего желала его душа. В то же время он из раза в раз подходил к отцу с вопросами о деталях выполнения заповедей. Лицемерие – сокрытие зла – это сущность Эсава. По его имени называется наше Изгнание: «Галут Эдом» – «эдомское Изгнание» (Эдом – другое имя Эсава).

Исправив скрытое зло, мы достигнем того, что исполится обещание: «И взойдут спасители на гору Цийон, чтобы судить гору Эсава; и будет Г‑споду – царство» (Овадйа 1:21).


В избранное