Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Материалы по Торе

  Все выпуски  

Материалы по Торе - глава Хайей-Сара


Ешива «Томхей Тмимим Любавич»
Сайт: lubavitch.ru
E-mail: info@lubavitch.ru
Тел.: +7‑911‑922‑08‑33
Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников., д. 24


Мой отец наблюдал следующее. Где-то на рынке мужчина последними словами ругал женщину.
Когда все ругательства закончились, мужчина нанёс решающее оскорбление: «У! Сара!!!»
Печально: имя нашей праматери используется иными… людьми как худшее ругательство.

ГЛАВА  ХАЙЕЙ‑САРА  *  חיי שרה

Текст главы


Сара умерла в возрасте 127 лет. Авраам похоронил её в пещере Махпела в Хевроне, которую он приобрёл у хитийца Эфрона за 400 серебряных шекелей.

Авраам послал своего слугу Элиэзера в Харан, чтобы тот нашёл там жену для Ицхака. Подойдя к Харану, Элиэзер остановился у колодца. Он попросил Б‑га явить ему знак: «Пусть же девица, которой я скажу: «наклони кувшин твой, и я напьюсь», и она скажет: «пей, я и верблюдов твоих напою», её определил Ты рабу Твоему Ицхаку; и посему узнаю я, что Ты сделал милость господину моему».

Ривка, дочь Бетуэля, племянника Авраама, пришла к колодцу и сделала всё в точности так, как загадал Элиэзер. Он пришёл в дом Бэтуэля и рассказал историю своего путешествия. Ривка отправилась вместе с Элиэзером в Землю Кнаан, где они встретили Ицхака, вышедшего для молитвы в поле. Ицхак женился на Ривке и, полюбив её, нашёл утешение после смерти своей матери.

Авраам женился на Ктуре (это другое имя Агари), которая родила ему ещё 6 сыновей. Но единственным наследником Авраама стал Ицхак. Авраам умер в возрасте 175 лет. Ицхак и Ишмаэль похоронили его в пещере Махпела, где до этого была погребена Сара.


ИЗ БЕСЕД ЛЮБАВИЧЕСКОГО РЕБЕ

Давайте вчитаемся в первые слова главы «Хайей-Сара» («Жизнь Сары»), которые как раз и определили её название: «И была жизнь Сары сто лет и двадцать лет и семь лет – годы жизни Сары». Странно: вместо того, чтобы просто сказать, что Сара прожила 127 лет, Тора отдельно говорит о числах 100, 20 и 7, при этом четырежды повторяя слово «шана» – «год». С какой стати Тора, обычно скупая на слова, так расточительна, передавая элементарную (на первый взгляд) информацию – возраст, когда прервалась жизни Сары?

Такое написание в священном тексте, разумеется, не случайно. Более того: этот фрагмент текста настолько важен, что, согласно учению хасидизма и Каббалы, в нём заключена и зашифрована вся система мироздания.

100

В книгах тайной Торы объясняется, что мир был создан десятью речениями, в которых воплотились десять Б‑жественных атрибутов – сфирот. Сфирот служат промежуточным элементом между Бесконечным и ограниченным и поэтому являются инструментами, с помощью которых бесконечный Всевышний создал множество ограниченных миров и творений.

Так как о человеке сказано, что он создан «по образу и подобию» Творца, то десять сил нашей души действуют по аналогии с десятью сфирот Всевышнего. Причём каждая из десяти сфирот (или сил души) включает в себя все остальные сфирот (силы души). Все десять сфирот в совокупности напоминают канат, сплетённый из десяти прядей, где каждая прядь состоит из десяти нитей. Поэтому в хасидизме нередко можно встретить упоминание о ста силах души.

Одновременная реализация всех ста духовных потенциалов соответствует наивысшему проявлению Б‑жественной души, которое включает их в себя и называется «кетер» – «корона». Намёк на это мы находим в книге «Зоар»: «Сто лет – общность всего и тайна сокрытия всех сокрытий». Обратите внимание на то, что под «годами» здесь подразумеваются «меры», «качества». «Сто лет» – сто качеств. Этот уровень настолько высок, что оставляет далеко позади себя логику и вообще сферу разума. Всем известно, как трудно совладать с такими могущественными и при этом ужасно нелогичными явлениями человеческой натуры, как желание и наслаждение. Но мало кто знает, что это и есть внешний и внутренний аспекты «кетера».

И если о ком‑либо в Торе написано, что ему исполнилось сто лет, то на языке Каббалы это означает, что его «кетер» полностью очищен – он обрёл власть над своими желаниями и научился полностью контролировать своё стремление к наслаждениям.

20

Вернёмся к нашему разговору о десяти сфирот. Две из них проявляют себя на уровне разума. Они называются «хохма» и «бина»; в душе человека им соответствуют озарение и постижение. Вместе они порождают здравый смысл; эти сфирот совершенно не существуют друг без друга. Если мы «расплетём пряди на нити», то есть рассмотрим все их проявления (10+10), то получим искомую двадцатку.

Двадцать лет на языке Каббалы соответствует такому положению вещей, когда интеллект человека очищен настолько, что его разум полностью служит Б‑жественной душе. Логика, которая часто является помехой для служения Творцу, становится союзницей этого процесса.

7

Последние семь сфирот называются нижними. В природе человеческой души они соответствуют эмоциям. Теоретически, если «расплести пряди», их должно получиться 70, но так как об их комплексном проявлении говорить не приходится, то в счёт они идут именно как семь, а не как семьдесят. Ведь каждая из них действует отдельно от остальных, так как одна обычно противоречит другой. Например, качество доброты («хесед») и строгого правосудия («гвура»).

Называя возраст семи лет, Каббала подразумевает человека, полностью контролирующего свои эмоции и чувства.

Известно, что все аспекты Торы, даже очень простые истории, приведённые в ней, несут в себе указания для каждого еврея. Тем более важны для нас те уроки, которые содержатся в жизнеописании наших праотцев, как сказано: «Деяния отцов – знак сыновьям».


Таким образом, Тора не просто сообщила нам о возрасте Сары – праматери еврейского народа, но и поведала об её духовных достижениях. За 127 лет она смогла полностью очистить и область своих желаний, и сферу интеллекта, и диапазон своих эмоций. Поэтому её годы названы «годами жизни», ведь не любое пребывание человека на земле можно по праву назвать жизнью.

Поэтому сказали наши мудрецы, что ежедневное поведение любого из нас должно быть столь же совершенно, как годы жизни Сары. Значит, Всевышний требует от нас такого очищения сил нашей души, чтобы, объединившись, они все были направлены на служение Творцу.


В избранное