Материалы по Торе Продолжени маймора 'Выход из Египта'
Продолжение маймора "Выход из Египта в каждом поколении"
5.
И подобная идея присутствует в каждодневной работе человека. В том, что упоминаем о выходе из Египта ежедневно и «каждый день должен человек видеть себя, как будто он вышел из Египта».
То есть в ежедневном выходе из Египта, также существует множество ступеней. Сразу в начале дня человек говорит: «Мойде ани … » - «Благодарю я … », однако в этой фразе еще не упоминаются святые имена, поскольку он пока находится на таком уровне, когда не может их произносить. И, несмотря на то, что «вторая душа в Израиле - частица Б-га сверху в буквальном смысле» и произнесение «Мойде ани» - это благодарность
за то, что «возвратил Ты мне душу мою» (после сна), тем не менее, не может человек произносить святые имена.
Причина этого заключается в том, что молитва является «лестницей, установленной в земле» (лестница, которую во сне видел Яаков с ангелами поднимающимися и спускающимися по ней, намекает на молитву), то есть, начало ее находится в аспекте «в земле», что еще ниже, чем просто земля (как пишет предыдущий ребе). Но также и далее, когда уже может упоминать святые имена, начало молитвы- «Благодарите
Г-спода …» лишь в аспекте «благодарения - признания». А затем поднимается ступень за ступенью, достигая, в конце концов, уровня «а вершина ее (лестницы Яакова) поднимается в небеса». Поскольку каждая ступень по отношению к ступени, которая следует за ней, находится в аспекте теснин и ограничений, то необходимо выйти из них, и этот выход должен быть с «поднятой рукой».
И еще надо добавить, что это «поднятие в святом». И ступень, которой он достиг теперь, соответствет выходу из Египта по отношению к предыдущей. Она, в свою очередь, также становится ему тесной и ограниченной. И он чувствует, что это ограничение направлено против его существования. Поскольку его суть – «частица Б-га сверху в буквальном смысле» и должна быть в раскрытии, до
такой степени, что будет руководить всеми его аспектами: мыслью, речью и действием, «всем сердцем, всей душой и всем существом».
6.
В этом и заключается смысл того, что сказано: «В каждом поколении должен человек видеть себя, как будто он вышел из Египта». И в «каждой строке» – в каждой ситуации, на каждой ступени накладывается на человека обязанность подниматься в святости и выйти из теснин и ограничений. И когда он поднимается еше на одну ступень, после этого он чувствует, что его теперешнее положение – новая теснина и ограничение, и
необходимо выйти из Египта.
В общем, это причина того, что вспоминаем о выходе из Египта два раза в день, днем и ночью. Поскольку сменилась работас аспекта ночи на аспект дня или с аспекта дня на аспект ночи (это идея спуск, однако не падение на самом деле, как объясняется в книге Танья в Хинух котон). Поскольку ночь соответствует аспекту: «И сделал мрак укрытием Себе … », и в результате этого спуска достигает такой
ступени света, которой прежде не мог получить в виде света (раскрытия), а лишь в аспекте мрака и темноты (сокрытия света), то постоянно необходимо подниматься в служении и выходить из ограничений в нем и из его теснин.
И это то, о чем сказали мудрецы, благословенной памяти: «Я не был создан, но лишь служить моему Творцу» - по крайней мере, «Я создан служить своему Творцу». «Мой Творец» - это аспект мира Ацилус (как объясняется в другом месте на фразу: «Благословлен Творец твой»). Что мир Ацилус выше аспекта «Ты сотворил», выше миров БИ”А (Брия, Йецира и Асия), о которых сказано: «и оттуда разделяются» (про четыре реки выходящие из райского сада, что намекает на аспект разделения – ограничения, теснины). «Я создан служить своему Творцу», то есть постоянно должна быть работа по выходу из размеров и ограничений.
И это то, что «каждый день должен человек … » – «день» - выражение, означающее свет и раскрытие, как написано: «И назвал Все-вышний свет днем». И «каждый день» - означает в каждом раскрытии света, что светит, должна быть работа по выходу из теснин и ограничений, которые были до этого.
И теперь станет понятно, что именно имелось ввиду во фразе: «Чтобы помнил ты день своего выхода из Египта все дни жизни своей». Дело в том, что память влияет на «все дни жизни твоей». Поскольку даже теперь после выхода из предыдущих теснин и границ, он помнит, что его настоящее положение является «тесниной и ограничением» по отношению к завтрашнему дню. И поэтому необходимо выйти также из них. И когда эти идеи
помнятся как следует, то они осуществляются. И на следующий день ночью, так как вспоминает о выходе изЕгипта, то и выходит в действии из теснин и ограничений.
7.
Эта работа еврея по выходу из Египта нуждается в помощи и поддержке сверху, поскольку узник не освобождает сам себя из тюрьмы. Как говорится: «Б-г Воинств, верни нас и освети лицо свое, и освободимся».
Объяснение этого стиха: Б-г – имя Все-вышнего «Элоким» - совпадает по числовому значению букв со словом «природа» (тева). То есть когда мы находимся состоянии «глубокой ямы», поскольку Элоким по числовому значению «природа», а также имя Элоким стоит во множественном числе, (подобно тому, как во фразе: «Создадим человека», «создадим» – множественное число, (что дает возможность для ошибки)). Но также в этом
положении Б-жественность – «твоя (еврея) сила и твоя жизненность», потому что это «Б-г Воинств» – «Воинства», (как постановляет закон) является одним из святых имен (Все-вышнего). И называется Все-вышний так потому, что «знак Он в воинстве Его», (имя «Воинств» - «Цвокейс» – состоит из слов «ейс» - знак, буква и «цово» - воинство), то есть знак, который в каждом еврее (так слово «Исроель» расшифровывается как «Есть шестьсот тысяч букв в Торе») находится в раскрытии.
Если взглянуть более общо, эта идея заключается в том, что каждый еврей происходит из буквы «hей» имени Всен-вышнего Авайе. Кроме того, есть в нем все четыре буквы имени Все-вышнего, (как написано «Я, Все-вышний, Б-г твой», то есть имя Все-вышнего - это сила твоя и жизненность твоя - абсолютно каждого
еврея). И посредством раскрытия этого аспекта (в форме) «пробуждения сверху», «верни нас», человек уже не является заключенным, и посредством этого «освети лицо Свое и освободимся».
8.
И еще более того, в завершение псалма: «Все-вышний (Авайе), Б-г Воинств, верни нас, освети лицо Свое и освободимся» (далее объяснение основывается на разнице двух похожих, на первый взгляд, стихов в начале и в конце псалма, сравни: «Б-г (Элоким) Воинств, верни нас и освети лицо свое и освободимся»). То есть привлекается (в раскрытие) также и имя Авайе, а не только «Б-г Воинств». А к тому же здесь сказано: «Освети, лицо Свое и освободимся», без разделительной
«и» («и освети»).
Объяснение: в предыдущем посуке описывается ситуация, когда находятся "в глубокой яме", "Элоким" - числовое значание слова "природа", где пробуждение наверху и работа снизу разделены между собой разрывом. Пробуждение наверху только в начале процесса, «верни нас», обращение и «один час», находится только лишь в аспекте «голоса с неба», слышимого посредством «мазаля» (внутрений аспект,
не одевающейся в тело), в душе. А затем следует ступень «освети, лицо», которую также душа, которая одевается в тело, слышит, поскольку приходит избавление «и освободимся».
Однако в завершении псалма, являющегося молитвой, сказано: «Да будут желанны тебе слова уст моих … Все-вышний - оплот мой и спасение мое» (как объясняется в «Мидраше тилим», что эта фраза сказана как вступление ко всей книги Псалмов), где как раз и говорится: «Все-вышний (Авайе), Б-г Воинств». То есть,в имя «Элоким» привлекается в раскрытии имяВсе-вышнего «Авайе», так, что оно распространяется также в имя (Б-г)
«Воинств» - «знак Он в воинстве Его», и здесь уже нет разделительного «и» между «верни нас» и «освети лицо свое». Поскольку «верни нас» само находится в аспекте «освети лицо свое», пробуждения высшей тщувы - высшего раскаяния посредством «и освободимся» вечным избавлением.
9.
И это также и по-простому:
Посредством работы по «выход из Египта», каждый день, дважды, днем и ночью, так как служение должно быть в этих двух формах – «день» и «ночь», как объяснялось выше (в маймаре «Понять идею поражений на коже»). Должно быть «стремление» и «возвращение», как написано: «И буду прохаживатьсясреди вас», что указывает на два вида хождения. И также сказано: «И поставлю тебя ходящими»
- множественное число (вместо «ходящим»), и в обоих из них должен быть выход из Египта.
Это и есть подготовка и введение перед близким осуществлением обещания «и освободимся», освобождением вечным. То есть истинным и полным освобождением, которое будет вечным, поскольку не будет за нею более изгнания. И строительству Храма, который будет вечным, как написано: «Храм, который, Все-вышний, Ты построишь своими руками», вечное строение. И в скорости, в наши дни буквально, будет полное освобождение
буквально, посредством праведного Мошиаха, который прийдет и поведет нас распрямленными в нашу землю, в истинном и полном освобождении и «Откушаем от наших жертв и наших Псохим (пасхальная жертва)».