Материалы по Торе Продолжение маймора ребе на 10 швата
ЗАВЕРШЕНИЕ МАЙМОРА СЕДЬМОГО ЛЮБАВИЧЕСКОГО РЕБЕ М.М. ШНЕЕРСОНА, ПРОИЗНЕСЕННОГО ИМ 10 ШВАТА В ДЕНЬ ПРИНЯТИЯ НА СЕБЯ РУКОВОДСТВА ПОКОЛЕНИЕМ НА ТРАКТАТ «БОСЕ ЛЕ ГАНИ» ПРЕДЫДУШЕГО РЕБЕ .
6
В конце маамара Ребе объясняет: поскольку идея "икар шхина" связана с пребыванием в нижних (мирах), то Храм, а прежде Мишкан, был местом, где эта идея максимально реализовалась. Теперь становится понятно, почему Мишкан (Шатер, в котором Все-вышний пребывал в течение 40 лет скитания по пустыне) был построен именно из деревьев "шитим"
(разновидность кедра). Ведь мы уже знаем, что задача состоит в переворачивании "штус" (отклонения от пути мудрости в сторону зла) и "кипение" животной души (неуемного стремления к материальным наслаждениям) - в "штус" (отклонение) в сторону святости.
Мудрецы говаривали: "помогли ему "штусэй лесабо" (дедушкины глупости), служение и "битуль" (аннулирование своего «Я), которое выше разума и рационального смысла.
Все что требовали от нас мой тесть и учитель Адмур (Ребе Йосеф-Ицхак), и остальные руководители хасидизма, они выполнялисами. Как сказано мудрецами на посук (стих): "Сообщает слова Его Якову и законы Его Израилю", - имеется в виду, что, то, что Он делает, следует всему Израилю делать и соблюдать.
Вот несколько историй про хасидских ребе, в которых мы можем проследить их безграничную любовь к своему народу – Израилю. Например, история про Алтер Ребе, который прервал свою молитву и пошел,нарубил дрова и сварил суп, и накормил роженицу, поскольку там, в доме, не было людей, которые могли бы ей помочь. История про Миттелер ребе, как вошел к нему один (человек) на аудиенцию, и пожаловался
на вещи, на которые обычно жалуются молодые люди. Миттелер ребе показал ему свою руку, и сказал: "Смотри, как сморщилась кожа моя на кости ...и все это из-затвоих грехов юности". Хотя нам совершенно понятно, насколько возвышенным и удаленным от подобных вещей был сам Миттелер Ребе. И, тем не менее, связанность с евреями была у него столь сильна, что их дела, которые были не такими, какими должны быть, подействовали на его здоровье настолько,
что "сморщилась кожа его на кости". Обратим внимание также на историю про ребе Цемах Цедека: он пошел перед молитвой одолжить денег простому человеку, от чего зависелего заработок. История про ребе Моараша, который однажды специально уехал с курорта, где он находился, в Париж, и встретился там с одним молодым человеком, ради того, чтобы сказать ему: "молодой человек, нееврейское вино отупляет мозг и сердце, будьте евреем". И этот молодой человек пошел к себе домой и не
успокоился, пока не пришел к ребе Моарашу, вернулся ко Все-вышнему, и произошла от него семья Б-гобоязненных евреев.
Как известно, чтовремя ребе Моараша было очень дорого,- он даже хасидус (Тору хасидизма) он говорил очень кратко. И порой после утренней молитвы он совершал длительные поездки и оставался в тех местах, где он был нужен длительное время ради какого-нибудь молодого человека ...
Рассказывают про ребе Рашаба: в начале его руководства, в России, приняли новый закон, направленный против евреев, и он должен был из-за этого ехать в Москву, -так его старший брат Разо сказал: "Твое время очень дорого, и ты плохо знаешь язык этой страны (а сам Разо знал много языков), и к тому жеты должен будешь искать знакомства, устанавливать связи. Поэтому лучше я поеду, вместо
тебя и буду поступать, как ты мне укажешь". Но ребе Рашаб не согласился на это и поехал сам и преуспел.
Есть несколько историй о Ребе (Йосеф Ицхаке), по поводу его стремления сделать добро каждому обратившемуся к нему человеку, как в духовных вопросах, так и в материальных. При этом он забывал о себе ради того, чтобы помочь другому, даже если тот, кому он делал благо, не только не относился к тем, о ком говорится "твой товарищ в Торе и заповедях", но далеко отстоял от его уровня.
7
Таким образом, посредством подавления и переворачивания в "штус" в святости, реализуется цель творения: "чтобы было у Него, Благословенного, жилище в нижних (мирах). И при этом, посредством "подавления и переворачивания" делается жилище в "нижних", "Пришел я в мой сад",на более
высоком уровне, чем перед грехом. Подобно тому, как человеку, который разрушают предыдущее здание, с целью построить новое,предельно ясно, что новое здание должно бытьнамного лучше, чем предыдущее.
Так же необходимо сказать, что посредством "подавления и переворачивания", образуется "квартира" на более высоком уровне, и как объясняется в маамаре, что посредством "подавления и переворачивания "другой стороны" раскрывается слава Все-вышнего во всех мирах", т.е. свет, который во всех мирах находится в равной степени. И хотя
сказано в маамаре: "свет, окружающий все миры", тем не менее, нельзя сказать, что имеется в виду привлечение света, не находящегося в ограничении миров, но, только лишь, окружающего их, а имеется в виду, что привлекается такой возвышенный свет, который вовсе не находится в границах миров. И поэтому называет раскрытие такого света словом "исталек" (возвысился).И поэтому также уход праведников называется "исталкус",
так как "исталкус" - это раскрытие наиболее возвышенного света. В "Святых посланиях" (Танья) есть два письма, объясняющих идею "исталкус" (праведников). Во втором письме идея "исталкус" объясняется на примере закона о "красной корове". В нем говорится, что жертвоприношения, осуществляемые
"внутри" (Храма), не могут исправить три нечистые клипот (оболочки). А может их исправить лишь жертвоприношение, осуществляемое снаружи - "корова", которая приносится на "масличной" горе. И этому (приношению снаружи) уподобляют смерть праведников. Сейчас нет "красной коровы", и из-за наших грехов мы должны быть "изгнаныс нашей земли", но происходит смерть праведников.По поводу ухода праведников,
есть два высказывания мудрецов, благословенной памяти:- "Смерть праведников подобна сожжению Дома Вс-вышнего". "Тяжел уходправедников, больше, чем разрушение Храма". Так посредством всего этого "исталек" - раскрывается слава Вс-вышнего.
Все рабеим (руководители хасидизма Хабад) давали объяснение идеи "исталкус": Алтер ребе, Миттелер ребе, ребе Цемах Цедек, ребе Моараш, ребе Рашаб, и мой тесть и учитель Ребе (Йосеф Ицхак). Под исталкусом подразумевается не идея поднятие наверх, не дай Б-г, нет, имеется в виду, что он находится внизу, но только в аспекте
"возвышенности".
И этого требуют от нас, седьмого поколения от Алтер Ребе,(мы помним, что "все седьмые - любимы"), хотя мы этого не заслужили и не заработали, но тем не менее, "все седьмые любимы", и работа седьмого поколения заключается в том, чтобы привлечь Шхину вниз, в буквальном смысле. Перевернуть "штус" животной
души, "о которой знает человек в душе своей", что она есть у него, и кипение животной души, что у него есть это, и может быть и еще более низкие веще, и сделать из них и перевернуть их в "штус" в святости.
8
В этом и заключается идея "цадико дэиспатар" ("праведник, что освободился", от рамок этого мира). Не смотря на то, что было уже столько сокрытий и утаений и столько вопросов и непонятных вещей,но и всего этого оказалось недостаточно для того, чтобы "раскрылась слава Вс-вышнего во всех мирах", был также
"исталкус" (уход) праведников, являющийся не более "тяжелым, чем разрушение Храма".
Конечная же цель всего этого в том, чтобы "раскрылась слава Вс-вышнего во всех мирах". И этого требуют от каждого из нас, чтобы мы знали, что находимся в седьмом поколении, все достоинство которого заключаются в том, что он седьмой от первого. И что поведение первого было таково, что не искал для себя совершенно ничего, даже "мсирус нефеш"
- самопожертвования.Поскольку он знал, что вся его идея – это «Взывание имени Вс-вышнего, Б-га мира".
Праотец Авраам приходилв такие места, где не знали о Б-жественности, не знали о еврействе, и даже не знали алеф-бейс. И, находясь там, он "отставлял" самого себя в строну, и "не читай "вайикро" (воззвал), но - "вайакри" (чтобы (другие) воззвали)".
* Когда учат какой-то отрывок и есть разные варианты прочтения какого-нибудь слова, то оба прочтения считаются гранями истины. Также здесь, в письменной Торе, говорится: "и воззвал". Тем не менее, он должен знать, что если хочет, чтобы у его работа имела результат, то должно быть и "чтобы (другие) воззвали".
Каждый из нас должен сделать, чтобы другой не только знал о Все-вышнем, но также взывал (к Нему). Хотя до сих пор он ничего не знал, теперь ты должен позаботиться, чтобы он кричал "Б-г - мир", не "Б-г мира". Следует доносить до всех мысль, не то, что Б-жественность сама по-себе, а мир сам по себе, но Б-жественнсть властвует и управляет миром, а
что мир и Б-жественность - это одно целое.
9
Казалось бы, можно подумать, ну кто я такой, что вознамерился осуществлять служение самого праотца Авраама. Тем не менее, в малой степени это относится к каждому и делает нас обязанными в этом. И даны нам силы на это, мы должны руководствоваться той моделью поведения, которую продемонстрировал нам Авраам, и его последующие праведные потомки.
В том числе и поведение моего учителя и тестя Ребе Йосефа Ицхака. Они проложили дорогу, и дали нам силы на дальнейший путь. В этом собственно и заключается любовь к седьмому поколению – ведь, сколько сил было дано и раскрыто ради нас.
И посредством такого служения будет привлечена "икар Шхина" вниз, в этот физический материальный мир. И будет это на еще более высоком уровне, чем до греха, как сказано про Мошиаха: "И очень (меод, буквы слова адам) возвысится", выше, чем Адам Ришон - первый человек, и даже станет таким, каким тот был до греха.
И мой учитель и тесть Ребе, "что болезнинаши он взял на себя, и боли наши он терпел, и он изранен преступлениями нашими, сокрушен грехами нашими", и также как он видел наши страдания, пусть в скором времени, в наши дни, избавит овец стада своего из духовного изгнания и материального изгнания одновременно, и направит на нас "луч света".
Однако все это пока только лишь раскрытия, а главное, это то, что мы будет связаны и соединены с Сущностью и сутью Эйн Сойфа, Благословен Он. В этом и заключается глубинное намерениеспуска и поступенчатого распространения миров, и идея греха и его исправления, и "уход" праведников, посредством которого будет раскрытие
славы Вс-вышнего. И когда он выведет нас из изгнания "с высоко поднятой рукой", и у всех сынов Израиля будет свет в их поселениях,"тогда воспоет Мойше и сыновья Израиля ... "
"Все-вышний будет царствовать во веки веков" (как говориться втексте молитвы) и также языком перевода: "Все-вышний, твое царство существует вечно и будет существовать во веки веков". И заканчивают, "И будет Все-вышний королем ... Все-вышний один и имя Его одно", то есть, не будет различия между Все-вышним и именем
Его, и все это происходит посредством "ухода" праведников, которое тяжелее, чем разрушение Храма. И поскольку уже прошли все эти аспекты, сейчас это зависит только от нас, - седьмого поколения.
И удостоимся увидеться с Ребе, здесь внизу в нашем материальном теле,и ниже десяти ладоней. И он избавит нас.