«В каждом поколении (добавляет и объясняет Альтер ребе в книге Танья: "и каждый день") обязан человек видеть себя, как будто онвышел (сегодня) из Египта».
И необходимо понять, какой смысл в акцентировании, что эта обязанность (существует) в каждом поколении? Особенно в соответствии с объяснением предыдущего ребе (Райац), что слово "дор" - "поколение" имеет также смысловое значение "шура" - "строка", то есть в каждой строке, в каждой ситуации и на любой ступени, на которой бы ни находился человек, ложится на него обязанность видеть себя, как
будто он вышел из Египта. И надо также понять необходимость того, почему в каждой "строке" должен видеть себя человек …
Также необходимо понять то, что сказали мудрецы, благословенной памяти: «Упоминают о выходе из Египта каждый день», более того, два раза в день: днем и ночью. И особенно основываясь на объяснении фразы из писания : "Чтобы помнил ты о дне своего выхода из Египта все дни жизни твоей". Упоминание о выходе из Египта должно быть в такой форме, что влияет на "все дни жизни твоей", подобно написанному о заповеди"Ак'эль"
(собрания всего народа раз в семь лет в Йерусалимском Храме): прослушивание глав из Торы, которые читал король, влияло на "все дни, что вы живете на земле". (И это помимо того факта, что весь год называется "Ак'эль", год собрания. Причина же того, что год называется годом собрания, по имени заповеди, которая осуществлялась раз в году, в начале его, становится понятной на примере комментария Раши в отношении пятидесятого года, года "Йовель". Год этот отделен от всех других лет своим
названием, в Йом Кипур этого года трубили в шофар, который называется "Йовель", таким образом, чтение Торы королем влияло на весь год, в добавление к этому,заповедь "Ак'эль" влияет на "все дни, что вы живете на земле".) Если так, то почему мы упоминаем о выходе из Египта также назавтра после того, как сегодня уже вспоминали о нем? На первый взгляд, предыдущее упоминание уже повлияло на "все дни нашей жизни"!?
Также надо понять содержание самой этой идеи: после того, как сегодня уже осуществилзаповедь «видеть себя, как будто он (сам) вышел из Египта», то теперь уже не находится в Египте.
Если так, то каким образом можно обязать его упоминать о выходе из Египта ночью следующего дня? Ведь вышедший днем раньше из Египтауже не может видеть себя, как будто он только что вышел из Египта. Так суть самой обязанности указывает на то, что до настоящего выхода человек находится в ситуации "Египта"!
2.
И, как известно, писание не исключает простого понимания смысла. Поэтому ясно, что также и в смысле указания (и наставления, которое присутствует ) в Торе, что Тора является вечным указанием (само слово Тора по смыслу означает «указывающая»), она не отрицает понимания смысла на простом уровне – то есть должна существовать возможность выучить указание из простого смысла писаний и рассказов в Торе.
И понятно, что это применимо также и в нашей ситуации, в том, что «в каждом поколении и каждый день должен человек видеть себя как будто он (сам) вышел из Египта». И более того, что ежедневно это должно быть в каждой «строке» (см. выше), то есть в каждой ситуаци и на каждой ступени. Ведь человек вообще-то представляет из себя нечто, постоянно изменяющееся, поэтому ежеминутно меняются положение и ступень, на которой он находится,
(в частности, от того, что каждый час меняются сочетания имени Авайе и имени Адней, дающихсуществование всему миру). И в каждой ситуации должна присутствовать идея выхода из Египта. А вывода о форме этого вида службы (выход из Египта) совершается на основе содержания простого смысла писаний и идей в Торе, повествующих овыходе из Египта в первый раз.
В начале рассказа об изгнании говорится: «И это имена сыновей Израиля, приходящих в Египет, Яаков и сыновья его» (в главе Шмойс говорится: «… с Яаковом, человек и дом его пришли»). Таким образом, произошел спуск из святой земли в землю Египетскую. Дело в том, что сам по себе этот спуск из «земли проживания его отца» - «спускаясь спустились мы» - является в определенной степени уже порабощением, и, тем не менее, Яаков и его сыновья
находились там … . Вслед за этим наступает спуск еще ниже, когда «умер Йосеф, и все его братья, и все то поколение». А затем еще ниже - «и встал новый царь, который не знал Йосефа». После чего начинается Египетское рабство, в котором также были спуск за спуском. О начале его сказано: «давайте измудримся (против) него (еврейского народа)…», и, как объясняют наши мудрецы стих «…что поработили их «бефорех» – тяжелой работой», сначала поведение египтян было «беферах» – «мягким ртом», а затем уже стала работа «бефорех»
по простому смыслу.
Подобно этому при выходе из Египта было поступенчатое поднятие снизу вверх. Так, еще когда евреи были в Египте (в последние дни Египетского изгнания), написано про них: «а у всех сыновей Израиля был свет в поселениях их», откуда видно, что уже тогда их положение было «с поднятой рукой» (открыто,не таясь). А уже затем, поскольку наступил конец изгнания, не задержал их Все-вышний даже на «моргание глаза» (как говорится в Мехильте
и в комментарии Раши на Тору) и вывел их к истинному и полному освобождению (ведь если бы удостоились евреи, то освобождение было бы таким, после которого никогда уже бы не было изгнания, как толкуется в Мидрашах наших мудрецов).
3.
И вот, подобно всему сказанному выше, существует параллель и соответствие общей идее спуска души в тело и идеей изгнания (как объясняется в книге Танья).
Так как душа, когда она наверху, – она находится в «земле проживания его отца», отца, который в небесах, как сказано: «Жив Все-вышнии, Б-г Израиля, перед которым я стоял», имеется ввиду «стояние» души перед Все-вышним, перед ее спуском вниз. И это же в том, что души перед их спуском называются «дочери Йерусалима», как объясняется в Ликутей Тора, поскольку там они находятся в полноте своего трепета (перед Все-вышним, Йерушалаим в данном контексте переводится как «йиро» – трепет,
страх; «шлеймо» - полный).
И это то, что спуск души, он «с высокой крыши в глубокую яму», - ведь он спустилась из своего места в огромном количестве спусков, пока не оделась в тело, находящееся в этом нижнем мире, ниже которого нет. И несмотря на то, что тело – это тело святое, более того, для этого тела дана была Тора и ее заповеди (ведь Тора, «она не на небесах»). Тем не менее, необходим великий труд и старание, чтобы раскрыть и вывести из потенциала в действие ту святость,
что в теле, находящемся на нижней ступени в этом нижнем мире, ниже которого нет – как написано «позже (последним) и прежде (первым) ты меня сотворил», несмотря на то, что мысль (о сотворении человека) «прежде» творения мира. Но действие по сотворению (человека) находится в аспекте «позже» сотворения мира, так сотворение мира целиком было прежде сотворения человека.
И подобно тому, как спуск в Египет было поступенчатым, также и спуск души в тело, «спуск» поступенчатый, ступень за ступенью.
Как известно, что когда ребенок в утробе матери, «свеча горит у него над головой и обучают его всей Торе … ». А когда он выходит на белый свет, то «на восьмой день обрежет его крайнюю плоть», в этот момент происходит вхождение святой души в тело (как пишет Альтер ребе в своем «Шульхан Орухе»), подобно этому также у женщины, «(что она) как-будто уже обрезанный человек». И после этого душа поднимается ступень за ступенью, сначала она получает разум ребенка
– малый разум, затем большой разум, пока не достигает аспекта «и продавать имущество отца, когда достигнет двадцати лет» (если продает имущество отца до исполнения ему двадати лет, сделка считается не действительной из-за малого разума продавца), как объясняется эта идея в Ликутей Тора глава Бамидбар из Эц Хаим.
«Все-вышний создал мир в противоположении» - что также в отношении тела и изгнания души в теле, оно происходит ступень за ступенью, как сказали благословенной памяти, мудрецы: «такая профессия злого начала (чужой «б-г», что внутри тебя) сегодня говорит делай так …», то есть что оно совращает «мягким ртом». А на завтра говорит ему: «Делай так», пока не говорит ему: «иди и служи … (идолам)», в буквальном смысле тяжелая работа (в духовном).
4.
И так, подобно тому как душа спускается в изгнание в тело, также и ее освобождение и поднятие из этого изгнания, состоит из множества ступеней, уровень за уровнем.
Так как идея работы человекав жизни на земле в общем плане протекает в форме войны. Поскольку жизненность человек получает посредством еды хлеба … выражаясь языком наших мудрецов «хлеб по мечу (будешь) кушать», кроме того буквы слова хлеб – «лехем» совпадают со словом «лахем» - воюй, то есть (в слове хлеб заключается) идея войны. Начало войны протекает в форме «искафья» - подчинения противника,
а затем уже поднимается к полной победе, так, что достигает победы с миром, аспект «исапхо» - переворачивание (противника в друга), что это и есть полнота идеи мира (как объясняется подробно в «Шаарей тшуво» Миттелер ребе).
В этом же и заключается идея «выхода из Египта»: выйтииз теснин и ограничений «глубокой ямы», в котором существует большое количество ступеней, так, что, уже поднявшись из «глубокой ямы», еще остается долгий путь и великая работа пока не достигнет «высокой крыши». Но даже подняться туда еще не достаточно, поскольку спуск был ради поднятия, до места и ступени более высокой, чем «высокая крыша»,
откуда был спуск. Так до спуска было сказано: «Жив Все-вышнии, Б-г Израиля, перед которым я стоял» и оттуда «поехала и спустилась»… (подобно тому, как говорится про Тору в книге Танья: «поехала и спустилась»).
Но этот спуск был ради поднятия, подняться к Б-гу, откуда «была дана», к аспекту «чиста она», что выше аспекта «Ты ее сотворил», как она была прекреплена под «троном славы».
Подобно тому, как в примере, поднятие из глубокой ямы соответствует «выходу из Египта», поскольку выходит из теснин и ограничений, которые были до этого, выходит из ограничений и размеров ямы на поверхность земли. Однако поверхность земли также обладает размерами и ограничениями, и надо выйти также и из них. Как это было в самом Египетском изгнании по-простому, что поместили Йосефа в яму (здесь имеется ввиду
весь Израиль, как сказано: «ведет как скот Йосефа»), в яму, в которую помещаются заключенные, а после этого освободили его оттуда, так что «вытащили из ямы» и, тем не менее, он продолжал находится под властью фараона в Египте. И даже то, чтобыло сказано ему: «только трон возвысится над тобой», все-таки это трон фараона.
Также и «выход из Египта» - было несколько ступеней в освобождении, ступень за ступенью. В Рош аШоно евреи перестали работать на Египет. Затем наступил Рош хойдеш (новомесячье) нисан, месяца освобождения (как сказано: «в нисане освободились»), когда они получили заповедь освящения нового месяца. В самом месяце нисан было несколько ступеней в освобождении снизу вверх. Сначало была свобода новомесячья нисан,
затем было «десятое нисана», добавление к свободе, когда осуществили приказ: «Потяните и возьмите себе», когда взяли овечку, бывшую египетским идолом, на глазах у египтян и привязали ее к кровати (как объясняется в другом месте). После этого добавилось свободы 14 нисана в полдень. После этого было добавлениеэтой ночью. А затем, «в этот самый день» 15 нисана вышли сыновья Израиля из Египта, как сказано: «А сыновья Израиля выходят с поднятой рукой».
И это не только ступени свободы, а каждая ступень по отношению к предыдущей находится в аспекте «выхода из Египта», то есть, что предыдущая ступень является тесниной и ограничением по отношению к этой ступени.
Подобно тому, как это было у Йосефа, сначала он спускался с одного уровня на другой: «а Йосеф был спущен в Египет», затем был помещен в яму, в «глубокую яму»; затем вышел на свободу из ямы, а затем стал господином и правителем над всей землей Египетской. Как сказано: «без тебя (твоего разрешения) не поднимет человек руки и ноги во всей земле Египетской». И, тем не менее, даже эта свобода не была в полноте.
Так что после этого могла возникнуть ситуация: «И встал новый царь … который не знал Йосефа». До того, что евреи были порабощены в Египте, сначала «мягкими устами», а затем по-просту тяжелой, разрушающей тело работой.