Материалы по Торе Продолжение маймора ребе на 10 швата
"БОСИ ЛЕГАНИ"
ПЕРВЫЙ МААМАР, КОТОРЫЙ ПРОИЗНЁС СЕДЬМОЙ ЛЮБАВИЧСКИЙ РЕБЕ МЕНАХЕМ-МЕНДЛ ШНЕЕРСОН 10 ШВАТА 5711 (1951)Г. , ПРИНЯВ НА СЕБЯ РУКОВОДСТВО ЕВРЕЙСКИМ НАРОДОМ.
ПРОДОЛЖЕНИЕ.
4
В предыдущей части маймора Ребе объяснил, что Моше (как седьмой от Авраама) привлек «икар Шхину» (полное раскрытие божественности) в нижние (миры), на землю, т.е. в наш материальный мир. Ребе говорит: «А основное раскрытие Б-жественности
было в «Бейт микдаш», в Храме», - (и приводит на это цитату, в которой сказано: «И сделайте Мне Микдаш (Святилище) и Я поселюсь среди них», но обратите внимание, что не сказано «в нем», а сказано «в них»,т.е. внутри каждого и каждой из Израиля. В этом заключается смысл фразы из Писания: «Праведники унаследуют землю и поселятся на ней вовеки». Поскольку они поселяют (т.е. привлекают в этот мир) свет «Живущего вечно, возвышенного и святого» (эту идею- ребе
не объясняет в маамаре, и это объяснено в Ликутей Тойро, в контексте того, что говорится в Зогаре).
Напомним, что в этом заключается и смысл фразы: «Боси легани лигнуни («Пришел я в мой сад … ») … в место, где было Его присутствие изначально, ибо основное раскрытие Шхины должно быть в нижних (мирах) и конечная цель творения и поступенчатого спуска миров в том, что пожелал Святой Благословен Он, чтобы было у него жилище в нижних.
Алтер Ребе объясняет, что конечная цель в структуре поступенчатого спуска миров и их распространения вниз, не высшие миры, поскольку для них это спуск от света лица Его, Благословенного, и невозможно сказать, что цель - это спуск. Творение осуществляется только силой Ацмуса – Б-жественной Сущности. И, как говорится в «Святых письмах» (4 ч. Таньи,
20 письмо), - «Он и Его жизненность - одно». Т.е. имеется в виду, что Его Суть такова,что существует по причине своей Сущности, и нет у него причины, предшествующей Ему, не дай Б-г. Он один имеет силу и способность сотворить «йеш» (бытие) из полного и абсолютного ничто («аин»). Т.е., осуществление творений происходит не от раскрытий Б-жественности, а от Ацмус – Божественной Сущности. И если это так, то невозможно
сказать, что конечная цель творения – высшее миры, ибо даже мир Ацилус - это раскрытие сокрытия. И еще, поскольку это только лишь раскрытия, то невозможно сказать, что Ацмус для раскрытий, а значит, цель (сотворения) - это этот нижний мир.
Вот как объясняет Мителер Ребе (второй ребе хасидизма Хабад, сын Альтер ребе) в главе Бешалах, различия между высшими мирами и этим (материальным) миром. Нашмир ощущает, что он существует сам по себе. А различие между творением и светом заключается в том, что сам свет является доказательством
существования некого источника. В отличие от этого «йеш» - бытие сотворенного, не только не раскрывает Творца, а наборот скрывает и утаивает его, так, что сотворенное ощущает себя существующим само по себе, и только причинно-следственная логика обязывает сказать, что это не так. И, хотя это только ощущение, тем не менее, сам тот факт, что ему кажется, что он существует сам по себе, связан с тем, что его корень - из Ацмуса, который действительно существует
«сам по причине себя».
Это дополнительное доказательство того, что целью поступенчатого спуска являются не высшие миры, идея которых – «Б-жественные раскрытия», а этот нижний мир, которому представляется, что он не является раскрытием, а наоборот существует «сам по себе».
Посредством работы в этом мире, через «искафья и исапхо» (подавления и переворачивания зла в добро), раскрывается Ацмус, ради которого было творение и поступенчатый спуск миров.
5
Так же и по мнению, приводимому в маамаре адмура Цемах Цедека (третий ребе хасидизма Хабад), сосуды мира Ацилус - это «раскрытие сокрытия» и смысл сотворения миров не в существовании мира Ацилус, который также является определенным этапом спуска и лишь частичным Б-жественным раскрытием. Однако он приводит и другое мнение, что сосуды (мира Ацилус)
- это творение «бытия из небытия» (по этому мнению получается, что сосуды не «раскрытие сокрытого», а значит не только лишь спуск). Не раз в его текстах появляется мысль о том, что мы говорим о сосудах как о творении «йеш меаин» («бытие из небытия»), однако не имеем в виду «йеш меаин» в буквальном смысле, а только лишь относительно света, поскольку корень сосудов из «решима» (отпечатка оставшегося от удаленного
цимцумом света), которая связана с аспектом сокрытия. И поэтому они (сосуды) существуют в такой форме, что их источник сокрыт. Поэтому относительно света они подобны творению бытия из небытия - «йеш меаин», но относительно «решима» они являются «раскрытием сокрытия». Следовательно, целью являются не высшие миры, а только работа в этом мире по подавлению и переворачиванию (зла) («искафья и исапха»).
Но ведь посредством исполнения заповедей мы добавляем свет в мир Ацилус, тогда почему же мы говорим, что целью является именно этот мир? Об этом говорит Адмур Могараш (четвертый ребе хасидизма Хабад). Он объясняет, что свет, попавший в мир Ацилус, посредством исполнения заповедей, как будто «положен (скрыт) в коробку» до срока.
Он не предназначен для мира Ацилус, а лишь хранится для нижнего мира, и не раскрываются в мире Ацилус. Так объясняет Адмур Рашаб (пятый ребе хасидизма Хабад): невозможно сказать, что целью являются высшие миры, поскольку для них это спуск от света лица Его, Благословенного. Идея высших миров – это раскрытия, а это, в свою очередь является спуском, а Ацмус – (Божественная Сущность) отделена от идеи раскрытий. Целью же сотворения является этот нижний мир.
Это соответствует желанию Все-вышнего. Ему хочется, чтобы у него был «нахас руах» - удовольствие от подавления «другой стороны» (противоположной «стороне святости»), от переворачивания тьмы в свет. И как предыдущий Ребе объясняет в маамаре, что вся работа заключается в том, чтобы перевернуть «штус» (отклонение) - от мудрости вниз, в сторону зла,- в «штус» в сторону святости. В результате чего Всевышний испытывает
«нахас руах» - удовольствие от исполнения его Воли. Таким образом, и происходит строительство квартиры Ему Благословенному в нижних мирах.
И подобно тому, как человек связан со своим жилищем сущностно, также и для Него, Благословенного, смысл состоит в том, чтобы не просто раскрыться в нижних мирах, а в том, чтобы находилась в нихСущность Эйн Софа (бесконечного). И в этом заключается цель творения и систем спуска миров.