Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Материалы по Торе

  Все выпуски  

Материалы по Торе В послесловии к 10 швата


"БОСИ ЛЕГАНИ"

 

ПЕРВЫЙ МААМАР, КОТОРЫЙ ПРОИЗНЁС СЕДЬМОЙ ЛЮБАВИЧСКИЙ РЕБЕ МЕНАХЕМ-МЕНДЛ ШНЕЕРСОН 10 ШВАТА 5711 (1951)Г. , ПРИНЯВ НА СЕБЯ РУКОВОДСТВО ЕВРЕЙСКИМ НАРОДОМ.

Пишет "квод кдушат" тесть и учитель Адмур Райац в маамаре ко дню его поднятия из этого мира 10-го Швата 5710 года:

1


         «Боси легани ахойси кало» ("Бати легани ахоти кала") - "Пришел Я в Мой сад, Моя сестра - невеста" (Песень Песней 5:1), и объясняется в Мидраш Раба относительно этого места, что не сказано здесь «ле-ган» (в сад), но «ле-гани» (в мой сад), и это место может быть прочитано как «ле-гинуни» (в Мои свадебные покои, в свадебную беседку), т.е. в место, которое было изначально предназначено для Всевышнего, ибо "икар Шхина" (основное раскрытие Б-жественного присутствия) должно было произойти в нижних мирах".
         Для того, чтобы понять точный смысл выражения "икар Шхина",  "квод кдушат" Адмур а-Закен (Алтер Ребе) объясняет, что "Шхина" так называется потому, что она "шохенет умитлабешет" (присутствует и одевается). И учим мы это из выражения в Торе «вешаханти бетохам» (и Я буду находиться среди них). Речь здесь идет о начале раскрытия Ор Эйн Соф (Бесконечного Света Всевышнего). Поскольку  начало раскрытия Ор Эйн Соф называется словом "Шхина", можно сделать вывод, что  сама "Шхина" бесконечно выше даже мира Ацилут (высшего из духовных миров, мира Б-жественной эманации, в котором раскрываются Б-жественные качества – десять сфирот, десять форм Б-жественного раскрытия).
         Так же в аспекте Света, который был перед "цимцумом" ибо начало раскрытия — в Свете Эйн Соф, который перед "цимцум". (Цимцумом называется «сжатие» или «редукция» - процесс утаения Света – Б-жественного раскрытия, в результате которого образовалось «свободное место» для возникновения в нем системы миров). 

Как пишет "квод кдушат" Адмур аЭмцаи отсвет "Ор аКав вехут" (Свет луча, протянутого после сокращения божественного света для распространения структуры миров) относительно сущности Ор Эйн Соф тоже называется словом "Шхина", ибо аспект "Шхины" - он в каждом месте в соответствии с его контекстом: относительно мира Ацилут  Шхиной называется–сфира Малхут (нижняя сфира). Но  Малхут мира Ацилут называется "Шхина", объясняет "квод кдушат" Адмур Цемах Цедек, только тогда, когда Малхут спускается и становится аспектом "Атик" для мира Брия. Но когда он находится в мире Ацилут, он соединён со сфирот мира Ацилут, и тогда не относится к нему понятие "Шхина".

         И, тем не менее, это не опровергает того, что сказано выше, что "Ор аКав" называется "Шхиной", ибо "Шхина", о которой говорится в объяснениях наших мудрецов, - это сфира Малхут мира Ацилут, но только тогда, когда Малхут становится аспектом "Атик" для мира Брия, но в самом начале, т.е. перед первым "цимцумом", "Ор аКав" относительно Ор Эйн Соф, также называется словом "Шхина".

         И одной из причин, почему "Ор а-Кав" называется "Шхиной" относительно Ор Эйн Соф, пишет "квод кдушат" Адмур Моараш, является то,  что цель продолжения "Ор аКав" – в том, чтобы он оделся в миры и в души Израиля, и поэтому он и в своем начале называется "Шхина".

         Шхина в её первичном корне выше, чем "цимцум". И объясняет "квод кдушат" Адмур Рашаб, что раскрытие Света, которое было  перед "цимцум", называется "Шхиной". Ибо в Свете Эйн Соф перед "цимцум" есть три уровня: "сущность Света" и "распространение Света". А в "распространении Света" есть два уровня: "раскрытие Света, как он для себя", и это источник "Ор совев"  (Свет окружающий все миры) и "раскрытие Света, относящееся к мирам", что это источник "Ор мемале" (Свет наполняющий все миры), а раскрытие этого Света ("Ор мемале") как раз и называется "Шхиной". И хотя этот Свет был перед "цимцумом", он не мог стать  источником для миров, и именно поэтому необходим был "цимцум", и "первый цимцум", который произошел в результате удаления (силука) как раз и  называется словом "Шхина". Т.е. под  выражением "икар Шхина" в нижних мирах (раскрытие Б-жественного присутствия в нижних мирах) подразумевается, что это не Шхина, как она присутствует в структуре мира Ацилут, т.е. в  сфире Малхут. А также это не Шхина, как она существует в Ор Эйн Соф, т.е. "Ор аКав". Это "основное и внутреннее раскрытие Б-жественного присутствия" и происходит оно именно в нижних мирах.

         Ибо Свет, который одевается в миры, спускается постепенно и в особом порядке, и наверху он светит более сильно и открыто, но чем дальше он спускается вниз, тем больше он сокращается.

         И так это вообще в Свете системы миров. И хотя до греха Адама, Свет внизу был в раскрытии, тем не менее, даже тогда наверху раскрытие Света было большим, чем внизу. И как сказали наши Мудрецы, благословенна их память, «простер правую руку и сотворил Небеса, простер левую руку и сотворил землю». Но имеется в виду Свет, который выше миров, "икар Шхина", т.е. основное раскрытие Б-жественного присутствия...

 

 

2

 

          «Икар Шхина»- полное раскрытие Шхины происходило в нижних мирах, и объясняется в Мидраше, что под нижними мирами подразумевается этот материальный мир. Ребе говорит, что в результате греха «древа познания» Шхина удалилась с земли на небо, а посредством Дарования Торы на горе Синай «Пришел Я в сад Мой, в Мои свадебные покои», т.е. произошло возвращение Шхины на землю. Основной причиной удаления Шхины, был  грех «древа познания». В этот грех были включены и все последующие грехи. Грех дерева познания стал первопричиной грехов Каина, Эноша и т. д. Поэтому ребе не перечисляет  в маамаре грех древа познания, в ряду других грехов, а  говорит о нем особо. В результате грехов Каина и Эноша Шхина перемещалась с одного неба на другое. Грех же «древа познания» удалил Шхину с земли на небо. Т.е. собственно  удаление произошло именно тогда.

Потом в этот мир пришли семь праведников, которые снова вернули Шхину на Землю. Благодаря заслугам Авраама Шхина спустилась с седьмой небесной сферы на шестую и т. д. до Моше, который принадлежал к седьмому поколению от Авраама, (а все седьмые любимы!). Он вновь привлек Шхину вниз на землю.  Почему именно Моше привлек Шхину, объясняется в маамаре отдельно.

3

Из выражения, благословенной памяти, мудрецов «все седьмые – любимы, но не все любимые – седьмые», понятно, что основное достоинство его заключается в том, что он седьмой и из-за этого любимый. То есть, его свойство быть любимым не зависит от его выбора, его желания и служения, а только по причине того, что он седьмой, родился в седьмом поколении от Авраама.  И поэтому удостоился Моше, что Тора была дана через него.

 Ребе пишет, что, как объяснил "квод кдушат" его тесть и учитель Адмур Райац по приезду в Америку, что важно обратить внимание на то, что в идее «все седьмые  - любимы» заметно преимущество первого в этом ряду, поскольку вся идея седьмого заключается в том, что он седьмой после первого. И Ребе объясняет, в чем было достоинство первого – нашего праотца  Авраама. Его заслуга была в том, что его служение было сопряжено с «месирус нефеш» - самопожертвованием. Но не только в этом была его заслуга. Он говорит, что его «месирус нефеш» был дан ему сам по себе - он не искал его, не стремился к нему. В этом, собственно, состоит различие между «месирус нефеш» Авраама и «месирус нефеш» рабби Акивы. «Месирус нефеш» рабби Акивы был таким, что он искал его, говоря: «когда придет мне в руки и я исполню его». Поскольку Авраам знал, что основная работа заключается в том, что  сказано в стихе: «И воззвал там имя

Вс-вышнего Б-га мира», и понимать это нужно не как «и воззвал», а как «чтобы воззвали», т.е. нужно стремиться, чтобы все остальные тоже знали и понимали необходимость «взывать» и делали это. И если  понадобится для этого служения также «месирус нефеш», то его возможность в полной мере дана Аврааму. Достоинство служения Авраама и его самопожертвования достигло такой степени  величия, что даже то, что Моше удостоился, что Тора была дарована через него по причине того, что «седьмые любимы», произошло именно  из-за того, что первым был Авраам. И Вс-вышний сказал ему (Моше): «На месте великих  (Авраама) не устоишь». Несмотря на то, что казалось бы, место Моше было даровано ему по наследству, это совсем не значит, что такое возможно только для избранных.  Эта идея объясняется в «Тоно двэй Элийогу» (гл. 9 и гл. 25), и развивается  в хасидизме. Каждый еврей, даже раб и даже рабыня могут достичь ступени духа пророчества. И каждый еврей должен  с одной стороны стремиться «достигнуть дел отцов моих, Авраама, Ицхака и Якова». И, тем не менее, нужно знать, что «на месте великих не устоишь». И все достоинство седьмого, только в том, что он седьмой от первого и может исполнить работу и миссию первого, продолжить его работу, направленную на то, чтобы «другие воззвали». В этом и заключается любовь к седьмому, - ведь он привлекает  раскрытие Шхины в нижние (миры).

Теперь  становится более понятным смысл того, что требуется от каждого из нас. Мы -   седьмое поколения от первого Любавического ребе, а  «все седьмые - любимы». Не смотря на тот, что это не является результатом нашего выбора или нашей работы, а в некоторых моментах, возможно, даже и не соответствует нашим желаниям, тем не менее, все «седьмые - любимы», и мы находимся в поколении «пятки Мошиаха»,  и (наша) работа - завершить привлечение Шхины, и не только Шхины, а «икар Шхина» в наш мир.

 


В избранное