Ханука – праздник света, раскрывающий преимущество света над тьмой, ознакомлению с идеями света и темноты в Торе посвящена предлагаемая вам статья
Лекция Свет и Темнота в еврейской традиции (взглядом внутренней Торы)
12.12.04
Конспект
«Тьму сделал укрытием Своим …» (Псалом 18:12)
«Также тьма не затмит от Тебя и ночь светла как день; как тьма так и свет» (Псалом 139:11)
1.Понятие
Понятие, вкладываемое в идею «света» - это раскрытие. Этим собственно и различаются «свет» и «темнота», «свет» - это раскрытие, а «темнота» - сокрытие. И в этом понятии существуют три идеи:
1. В отношении к кому-то. То есть, понятие «свет» рассматривается, ( не с точки зрения сути идеи раскрытия, которое в нем, а) с точки зрения того, что оно «светит и раскрывает» для кого-то. И когда отсутствует раскрытие для другого, даже когда это (не по причине того, что у света нет возможности достигнуть цели из-за его слабости или из-за наличия предмета скрывающего свет – «темнота» по-простому смыслу, а) по причине достоинства света, что
он очень сильный и яркий свет, вплоть до того, что творения не могут его принять, то он называется «темнота»! Так как понятие «свет» с этой точки зрения применимо только тогда, когда творениям раскрывается свет.
Таким образом, понятием «свет» называется именно претерпевший цимцум-сжатие, редуцированный свет, так как только тогда творения могут его принять.
2.В отношении себя самого. То есть, понятие «свет», применяется с точки зрения яркости и силы раскрытия, что в самом свете (даже когда не светит для другого).
Таким образом, понятие «свет» относится, в основном, именно к свету не претерпевшему цимцум, вплоть до того, что по отношению к нему сжатый свет называется «темнотой».
(«Темнота» в этом смысле имеет отношение к «темноте» по-простому смыслу, скрывающей и утаивающей свет. Поскольку раскрытие света прошедшего цимцум происходит посредством «одевания» в «облачения», скрывающие свет, то посредством многочисленных последовательных сокрытий возникает в конце-концов полное сокрытие света – темнота).
3. Понятие «свет» применяется к движению направленному на раскрытие. А движение, направленное на цимцум и задержку распространения, называется «темнота». В этом смысле «темнота» также относится к «темноте» по-простому смыслу, скрывающей и утаивающей свет, поскольку задержка света является причиной и корнем его полного сокрытия. А движение по распространению и раскрытию называется «свет».
Такое представление понятий «свет» и «темнота» является как бы «посредником» между первым и вторым. Поскольку, с одной стороны, он относится к другому, ведь только тогда можно сказать, что это распространение или его задержка. А с другой стороны, понятия «свет»и «темнота» - это движения в самом свете (находится ли он в движении распространения или в движении цимцума), только лишь эти движения в отношении другого.
2. Кто раньше свет или темнота?
В отношении света и темноты, кто из них предшествует другому мы находим несколько противоречий в писаниях:
Их того, что сказано: «И земля была … и темнота была над поверхностью бездны … и сказал Б-г : «Да будет свет» и стал свет», видно, что темнота раньше света. И также из того, что каждый день из шести дней творния заканчивался: «И был вечер» и только затем «и было утро», ясно, что темнота была создана раньше. В соответствии с известным высказыванием мудрецов: «Сначала темнота, а затем свет».
Однако из того, чтосказано: «И увидел Б-г свет ибо хорош и разделил … назвал Б-г свет днем, а (затем) темноту назвал ночью», (здесь имеется ввиду темнота ночи, наступивщая после света дня, поскольку до первого дня еще не видел света дня), ясно, что свет предшествует темноте. И также в четвертый день, (когда было осуществлено реальное разделение, в действии, между днем и ночью) свет луны, правящий ночью, был
Ночью, последовавшей после света солнца, осветившего день.
И эти два порядка в определении дней существует также теперь. В отношении идей связанных с «Маасе врейшис» - устройством мира день идет за ночью. А в святых (жертвоприношениях) ночь идет за днем.
(Подобно этому также существует разница между чтением «Шма» и изучением Торы: в «Шма» сказано: « … ложась и вставая», «ложась» прежде чем «вставая», а про Тору сказано: «Занимайся ей днем и ночью», «днем» перед «ночью»).
3. «Сначала темнота, а затем свет».
В «темноте», которая предваряет свет существует несколько идей:
1. Возвышенный свет, который выше постижения творений, называющейся «темнота» по отношению к ним (см. п. 1.1.). И эта «темнота» предваряет сжатый свет, раскрывающийся творениям и называющийся «свет». Поскольку во всей системе спуска б-жественности вниз, сначала осуществляется аспект, который выше раскрытия, а уже затем, (когда этот аспект претерпевает цимцум-сжатие), возникает аспект ограниченного света раскрывающегося творениям; например: миры брия и йецира, кесер и хохма и
т. д.
2. Идея цимцума и также сжатого света, называюшихся «темнота», по отношению к раскрытию и безграничному свету. И эта «темнота» предваряет раскрытие и не прошедший сжатие свет, (в восприятии творений).
3. «Темнота» по-простому смыслу, скрывающая и утаивающая полностью свет. И эта темнота также предваряет свет и раскрытие.
3.Свет предваряющий темноту
В «свете», который предваряет темноту существует несколько идей:
1. Предшествование света (не в отношении «темноты», которая выше раскрытия, а) в отношении темноты, скрывающей свет, которая ниже раскрытия.
В этом представлении тоже, в свою очередь, существует несколько идей:
1.1. Предварение в действии, как с точки зрения «существования» темноты, так и с точки зрения «отсутствия света», что в ней.
1.2. Предшествование впреимуществе, с точки зрения «отсутствия света», что в темноте.
1.3. Предшествование в намерении- оно в основном в отношении темноты оболочек – клипот. (Поскольку по отношениюк преимуществу существует также предшествование темноты свету, как она коренится в «высшей» темноте. Но только намерение тем не менее не в сокрытиях – клипот, а в святости).
2. Свет предшествует также аспекту высшей темноты, которая выше раскрытия. В этом также существует два типа:
2.1. Предварение в намерении, ибо намерение цимцума (аспект высшей темноты) - ради раскрытия.
2.2.Корень «света» происходит из аспекта сущности света, которая выше понятий «сокрытия и раскрытия», этот свет предваряет и выше аспекта высшей темноты.
4.Разрешение проблемы «кто прежде?»
В разрешении вопроса кто прежде, в том, что находим иногда темноту предваряющуюсвет, а иногда наоборот, существует несколько объяснений:
1. Разница в том, что иногда говоритсяс точки зрения влияющего начала, а иногда с точки зрения принимающего.
2. Разница говорится ли о реальном действии или о намерении.
3. Существует два типа темноты прежде света и после.
4. Существует также два вида света до темноты и после.
1.То, что иногда свет предваряет темноту, это со стороны влияющего начала, которое находится в движении сверху вниз, поэтому для него порядок таков: сначала распространение, а затем цимцум – сжатие. Со стороны же принимающего, находящегося в движении снизу вверх, все наоборот.
Собственно в этом и причина того, что порядок в служении человека (принимающее начало), «уйди от зла и делай добро» (снизу вверх), не смотря на то, что при даровании Торы было сказано: «Я …», корень всех позитивных заповедей, а затем «Не будут у тебя других …», корень всех негативных заповедей (запретов). Поскольку дарование Торы, распространение сверху вниз, то позитив следует раньше негатива, а для человека, поднимающегося снизу вверх, негатив раньше позитива.
В этом же причина того, что в кодошим – святых жертвах и в Торе день раньше ночи, а в чтении «Шма» ночь раньше дня. Так как кодошим и Тора являются распространением (сверху вниз) – «прямой свет», где день раньше ночи, чтение «Шма», в свою очередь, является идеей поднятия, «свет возвратный», где ночь раньше дня.
2. Можно рассмотреть эту проблему с точки зрения намерения и его реализации. Например свет раньше в намерении, а темнота в действии. На основе того, что говорилось раньше, смысл идеи «сначала темнота, а затем свет» заключается в предварении цимцумом раскрытия, то есть то, что цимцум раньше раскрытия, но он именно ради раскрытия, следующего за ним, Выходит, что с точки зрения намерения свет раньше, а с точки зрения действия (реализации) – темнота. (Подобно известному
спору что раньше небеса или земля, так как в одном стихе Торы про сотворение небеса предваряют землю, а в другом - земля небеса. Разрешение спора таково: в мысли земля возникла раньше, она является целью, а в действии небеса были сотворены раньше, а затем уже земля, в соответствии с принципом «начало мысли (раскрывается) в конце действия»).
5.Преимущество света над темнотой (буквально из темноты)
В «преимуществе света из темноты» существует несколько объяснений:
1. Существует преимущество света над темнотой
2. Преимущество и достоинство света состоит в том, что он освещает темноту
3. Посредством темноты заметно преимущество и достоинство света
4. Великое преимущество и сила света заметно именно из-за освещения им темноты
5. Темнота добавляет преимущество свету, так что оно раскрывается в большей степени
6. Темнота добавляет преимущество в самом свете
Подобие идеи «преимущества света над темнотой» существует в «преимуществе мудрости над глупостью», как сказал король Шлоймо (Соломон): «Видел я, что существует преимущество мудрости над глупостью, как преимущество света над темнотой» (Коэлет 2:13)
1. В «преимуществе светанад темнотой» – существуетдве идеи:
1). Свет возвышенней чем темнота
2). Свет правит над темнотой, что выражаетсяв том, что немного света удаляет много темноты, и таким образом, что темнота удаляется сама по себе, без борьбы.
Подобно этому в духовных «темноте» и «свете», что немного света святости отталкивает много темноты противоположной (святости) стороны.
2. Преимущество света, заключается в том, что он освещает темноту: преимущество и достоинство в свете,(не подобно другим вещам, преимущество которых содержится в самом их существовании, поскольку в самом свете, как таковом (когда не видим вещей освещаемых им) нет никакого смысла,) состоит в том, что посредством него становятся видны вещи, которые сами по себе сокрыты (– темнота). Выходит, что преимущество света (не в том, как он
сам по себе, а) «из темноты».
Подобно этому также в свете разума, идея которого заключается в том, чтобы ввыверить и разъяснить уже известные понятия. Посредством света разума раскрываются скрытые и потаенные моменты – темнота – в понятиях разума.
3. Преимущество и достоинство света заметно посредством темноты:
Достоинство и преимущество света заметно именно из-за темноты. В этом существует две формы (времени) «преимущества света», приходящего «из темноты»:
1. после выхода из темноты на свет,
2. в период самой темноты.
Эти две формы«преимущества света», приходящего «из темноты» существуют также в духовных «свете» и «темноте».
1.При выходе из темноты:
В «преимуществе света» после предварения его темнотой две идеи:
1). Заметно преимущество света. Поскольку тот, кто не видел в своей жизни темноты и совсем не знаком с ее сущностью, не ощущает преимущества и достоинства света. И только когда сначала он находился в темноте, а затем вышел на свет, именно тогда он видит его преимущество. [И подобно тому, как после темноты предворяющей свет заметно его преимущество над ней, также и наоборот, посредством света заметна низость темноты. Поскольку, если человек всю свою жизнь провел в темноте
и пока еще не видел света, (подобно этому, когда он находился длительное время в темноте и привык к ней), то тогда он не ощущает низменность темноты, вплоть до того, что не знает вовсе, что находится в темноте, как сказано: «Положил темноту светом»; когда же он выходит из темноты на свет, именно тогда ему становится заметна низменность темноты].
2). Радость и наслаждение в свете. Главное наслаждение и радость, которые испытывает человек от света, если сначала он находился в темноте, а затем вышел из нее на свет. Более того: наслаждение, получаемое человеком от света, предваряемого темнотой, более сильное, чем насаждение, от добавления света, когда он изначально находился в освещенном месте.
2. В период темноты:
Также в момент самой темноты, (человек знакомый со светом) замечает приемущество света в большей степени, чем во время, когда светит свет. Как явно видно из того, что днем, когда светит солнце, не ощущается его достоинство и преимущество; нежели ночью, во время темноты (особенно в большом лесу, когда жители леса воют и рычат) ощущается преимущество света и возникает жажда и стремление к нему.
3. Это приемущество видно также в духовных «свете» и «темноте».
1). Преимущество и достоинство б-жественного света заметно именно у того, кто находился в духовной «темноте». Как например жажда и стремление к б-жественности (свет) у баалей тшува (грешников, которые раскаялись и вернулись к Все-вышнему) сильнее стремления праведников. Поскольку изначально они находились в отдалении от б-жественности – «темнота», поэтому они в большей степени стремятся к ней, чем праведники, «не знакомые» с существованием зла – «темнота», вовсе.
Подобно этому находим также у людей дела (бизнесменов). Что их стремление и любовь к Все-вышнему во время молитвы сильнее любви и стремления сидящих в шатрах (Торы). Поскольку весь день они занимаются материальными вопросами (трудами по «добыче пропитания»), называющиеся «темнота», поэтому во время молитвы, когда они выходят из темноты на свет, их восторг и возбуждение от б-жественности особенно сильны.
И наоборот, чемболее раскрывается человеку духовный свет, тем ему становится виднее низменность духовной темноты. Поскольку, пока не чувствует в своей душе б-жественный свет, не ощущает низменность своего духовного положения, вплоть до того, что может ошибаться и считать, что его духовное положение прекрасно – «считают темноту светом». И только когда светит свет Все-вышнего в его мозгу и в сердце, именно тогда замечает даже
тонкое зло в душе его, и оно становится ему отвратительно. И чем зло более тонкое, тем более сильным должен быть свет для того, чтобы различить его, подобно тому как в материи, чем вещь которую необходимо увидить более мала и тонка, тем свет необходиый для того, чтобы ее увидить должен быть более интенсивным.
Также в период «темноты», более заметно «преимущество (б-жественного) света». Подобно тому, как во время голуса – изгнания, сравниваемого с ночью – темнотой, сильнее ощущается преимущество и достоинство раскрытия б-жественности – «света». И поэтому жажда и стремление к б-жественности во время голуса сильнее, чем во времена, когда был Храм.
6.Заключение
Свет и темнота созданы Все-вышним в шесть дней творения. И они отделены друг от
друга в качестве их существования.
Существует два мнения:
1.Свет – является существованием, а темнота не является таковым, а только отсутствием света.
2.Темнота является самостоятельным творением, однако качество его существования несопоставимо ниже существования света.
По первому представлению темнота не является существованием, а только лишь отсутствие реального существовния света, подобно жизни по отношению к смерти,поскольку жизнь – это существование, а смерть – это только отсутствие жизни. Поэтому, чтобы стало возможным состояние темноты, необходимо, чтобы сначала возникло существование света, в месте же, где свет отсутствует, возникает
положение темноты. И пока свет не сотворен и не существует такого понятия (свет), то само собой не существует понятия темноты – отсутствие света.
Однако по второму мнению, считающему, что темнота – это отдельное творение, а не только отсутствие света, то может существовать состояние темноты, даже без предварительного существования света.
Так и говорят наши мудрецы, что порядок творения был таков «в начале темнота, а потом свет», как сказано: «И темнота над поверхностью бездны …», что предваряет творение света посредством речения: «Да будет свет».
Тора хасидизма считает, что истина за вторым мнением, гласящим, что темнота является отдельным творением, как сказано: «Создающий свет и творящий темноту», то есть темнота – творение. Что видно также из того, что сказали мудрецы: «Свет и темнота служили в смешении», из чего следует, что темнота является творением, поскольку невозможно смешение между светом и его отсутствием.
Два выше приводимых мнения, не смотря на то, что спорят друг с другом, но на более глубоком уровне не являются взаимоисключающими. Как объясняется в хасидизме, что второе мнение не только не противоречит первому, заявляющему, что темнота не является существованием, а только отсутствием (света), а более того - дополняет его. То есть, вместе с тем, что темнота – лишь отсутствие (света), однако тем не менее оно – творение, которое создал Все-вышний.
Другими словами Все-вышний дал силу сотворенного существования, вещи, которая на самом деле является лишь отсутствием существования. Выходит, что темнота – это существование отсутствия существования.
И не смотря на то, что мы не обладаем возможностью постичь каким образом отсутствие может быть существованием, поскольку по отношению друг к другу они являются противоположностями, как же могут противоположности существовать одновременно …?
Но, поскольку Все-вышний- может все, и Он, языком еврейской философии, называется «нимно нимноот» (буквально «(для Него) невозможно невозможное») и в следствии полноты своего существования у Него есть как безграничная сила, так и ограниченная одновременно и у Него они находятся в качестве «одной возможности», а не как две различные силы, не дай Б-г, поэтому для Него возможно сотворение существования темноты, которое
по сути своей истинной сущности является светом, так что темнота по сути не является истинным существованием.
На основании этого, становится понятным почему существует «преимущество света из темноты», в том, что немного света удаляет много темноты. Потому, что свет является существованием по сути своей, а темнота - как темнота не является существованием по своей сути, а только лишь Все-вышний дал ей силу выглядеть как буд-то она- существование. И поэтому она аннулируется перед существованием света сама по себе.
Подобно тому, как это раскрывается в материи, также это видно и в духовной сфере. Святость – это аспект света и жизни, а клипа – сокрытие б-жественности, является аспектом темноты – отсутствия жизни, как сказано: «Все-вышний, Б-г истины, Он - Б-г жизни», также сказано: «Смотри, я даю тебе сегодня жизнь и добро, смерть и зло».
И все существование клипот-оболочек аннулируется и не существует перед Все-вышним, когда раскрывается на них свет святости, как сказано: «Все народы как ничто напротив Него…», а также сказано: «Ибо вот враги твои Все-вышний, ибо вот враги твои пропадут и рассеются», «Как воск тает от огня пропадут…»
Но и не только так, а также, поскольку они являются существовнием сотворенного, как говорилось выше, что их существование – отсутствие существования, то окончательной целью служения является не только оттолкнуть и уничтожить зло, а также наоборот- перевернуть его в существование святости, посредством чего раскрывается истинный смысл их существования, что они не сущестование клипот – сокрытия б-жественности, сокрытие
и ложь, а то что их истинное существование – это их аннулированность и включенность в святость.