Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Материалы по Торе

  Все выпуски  

Материалы по Торе Дополнение к вопросу о сотворении мира


В  предыдущей  главе  "Шаар  аИхуд  вэоЭмуно" Алтер ребе объяснил, что поскольку б-жественная сила, творящая Мироздание, постоянно "находится внутри  него",  "пересоздавая"  Творение  заново    если  бы не это, Творение  вернулось  бы  в  полное  небытие - состояние, в котором оно находилось до своего создания), - Творение не является самостоятельным существованием,  а полностью подчинено собственному Источнику - "слову Все-вышнего", постоянно переводящему его из состояния небытия в бытие. То,  что мы воспринимаем Творение, как реальное существание, - говорил ребе,  -  имеет  причиной  лишь  то,  что  материальные органы чувств, которыми  мы  обладаем,  не  способны воспринять и постигнуть Источник Творения  -  "слово  Его". Для того, чтобы лучше понять эту идею, ребе привел   пример   с   Солнцем   и   его   светом.   Рассмотрение  нами материальности,  как  "бытия", во многом подобно восприятию реальности существования  света Солнца, когда он находится вне своего источника - тела Солнца.

 

В завершение третьей главы ребе задает вопрос:

 

Если говорить об упомянутом примере, понятно, почему свет Солнца виден нам  "реально  существующим".  Причиной  этому  является то, что он не находится  в  своем  источнике - теле Солнца, когда светит на Землю. В противоположность  этому,  Творение  всегда  "находится в Источнике" - слове  Все-вышнего  наполняющем  все  существование  мира. По какой же причине  оно не подчинено (не находится в состоянии "битуль бим'циюс") Источнику  полностью,  ведь,  следуя примеру, в существующем положении вещей  не  может  быть  никакой возможности воспринимать Творение, как реальное существование?

 

Причина  этого - б-жественная сила цимцума. Для того чтобы разобраться в  этом,  необходимо дать ряд предварительных объяснений, чему и будет посвящена настоящая глава.

 

 

_______________________________________________________

 

        Глава четвертая. КАК ПРОИСХОДИТ СОКРЫТИЕ СУТИ МИРА.

 

 

СКАЗАНО:  "ИБО СОЛНЦЕ И ЩИТ ГАВАЙЕ ЭЛОКИМ". СМЫСЛ ЭТИХ СЛОВ СЛЕДУЮЩИЙ: "ЩИТ"  -  ПОКРОВ  СОЛНЦА  ДЛЯ ЗАЩИТЫ ТВОРЕНИЙ, ЧТОБЫ ОНИ БЫЛИ СПОСОБНЫ ПЕРЕНОСИТЬ  ЕГО  [ЖАР].  И  СКАЗАЛИ НАШИ МУДРЕЦЫ: "ВО ВРЕМЕНИ ГРЯДУЩЕМ ВСЕВЫШНИЙ  ВЫНЕТ СОЛНЦЕ ИЗ НОЖЕН, И ГРЕШНИКИ БУДУТ ИМ ПОКАРАНЫ И Т.Д". КАК  ПОКРОВ  ЗАСЛОНЯЕТ  СОЛНЦЕ,  ТАК  ИМЯ  ЭЛОКИМ  ЗАСЛОНЯЕТ  [ТО ЕСТЬ СКРЫВАЕТ] ИМЯ ГАВАЙЕ, БЛАГОСЛОВЕН ОН.

 

Из  вышесказанного  следует,  что  подобно  тому, как светит Солнце, Все-вышний  "светит"  нам  своим  именем  "Авайе",  и  подобно щиту, функцией  которого  является защита, Все-вышний прикрывает, защищает нас своим именем Элейким. То есть, с одной стороны, Все-вышний хочет распространить   по  отношению  к  Творению  б-жественность    это происходит  с  помощью  проявления Все-вышнего через имя Авайе), а с другой,  -  хочет  защитить  нас от ее "избытка", чтобы творения "не погибли",  а,  смогли  принять  свет  имени  Авайе (что происходит с помощью  проявления  Все-вышнего  через имя Элейким). Примером этому служит  сегодняшнее  состояние Солнца, которое обеспечено Все-вышним "нартик"  -  "футляром",  для того, чтобы творения не погибли от его палящих  лучей,  а  смогли  принять  ограниченный  "футляром"  свет, напротив, несущий творениям жизнь.

 

Далее  Алтер  ребе  объясняет, _почему_ свет имени Авайе нуждается в "щите" - имени Элейким, для того, чтобы быть воспринятым Творением.

 

 

СМЫСЛ  ИМЕНИ  ГАВАЙЕ  -  "ВЫЗЫВАЮЩИЙ  ВСЕ К СУЩЕСТВОВАНИЮ ИЗ НЕБЫТИЯ". ПРИСТАВКА  "ЙУД"    КОРНЮ  "ЭЙВЕ"] УКАЗЫВАЕТ НА ПОСТОЯННОЕ ДЕЙСТВИЕ, ПРОИСХОДЯЩЕЕ  В  НАСТОЯЩЕМ,  -  ТАК  ЖЕ  РАШИ  ПОНИМАЕТ И СЛОВО "ЯАСЕ" [ДЕЛАЕТ,  СОГЛАСНО  КОММЕНТАРИЮ  РАШИ] ВО ФРАЗЕ: "ТАК ПОСТУПАЕТ ИОВ ВО ВСЕ  ДНИ",  -  И  ЭТО  ЖИЗНЕННАЯ СИЛА, ПРИТЕКАЮЩАЯ ЕЖЕСЕКУНДНО КО ВСЕМ ТВОРЕНИЯМ  ОТ  "ИСХОДЯЩЕГО ИЗ УСТ Б-ЖЬИХ" И "ДЫХАНИЯ ЕГО" И ВЫЗЫВАЮЩАЯ ИХ  ИЗ  НЕБЫТИЯ К СУЩЕСТВОВАНИЮ ЕЖЕСЕКУНДНО. ИБО СОТВОРЕНИЯ ИХ В ШЕСТЬ ДНЕЙ ТВОРЕНИЯ НЕДОСТАТОЧНО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОНО И ДАЛЕЕ ПОДДЕРЖИВАЛО ИХ СУЩЕСТВОВАНИЕ, КАК УКАЗЫВАЛОСЬ ВЫШЕ.

 

Объяснение  ребе  Мелех  аМошиах,  раскрывающее  смысл  этого  места  "Таньи":  корень  "эйве"  (эй,  вов и эй), означающий существование, бытие,   -   составляет   три   буквы  из  имени  Все-вышнего  Авайе (записывающееся:  йуд,  эй, вов, эй), четвертая буква (йуд) в начале имени   означает   постоянное   действие.   Что   и   означает,  что (лексическим)  смыслом  имени  (- слова) Авайе является постоянное и беспрерывное действие по сотворению из "небытия" в "бытие".

 

Смысл   приведенного  выше  стиха:  "Солнце-светило"  -  имя  Авайе, постоянно  дающее  свет и беспрерывно воссоздающим их этим светом из "небытия"  в  "бытие".  Однако, если бы свет имени Авайе находился в полном  раскрытии,  то  все творения были бы подчинены ему в аспекте "битуль  бим'циюс"  (см.  3 главу) и никакого существования творений попросту не было бы видно, - полное раскрытие жизненности, создающей творения не позволяло бы видеть существование творения самого.

 

Для  того  и  необходим  "щит"  имени Элейким, скрывающий свет имени Авайе,  чтобы  не  давая  этому свету раскрыться Творению полностью, дать  Творению  возможность  ощутить  себя как-будто бы существующим отдельно,  наделить  его возможностью воспринимается как "бытие", (и как подробно будет объяснено в дальнейшем).

 

 

В   ПЕРЕЧИСЛЕНИИ   ХВАЛЕБНЫХ   ЭПИТЕТОВ  ВСЕВЫШНЕГО  НАПИСАНО:  АГАДОЛ [ВЕЛИКИЙ],  АГИБОР [СИЛЬНЫЙ] И Т.Д. СЛОВО АГАДОЛ УКАЗЫВАЕТ НА АТРИБУТ, НАЗЫВАЕМЫЙ  ХЕСЕД  [ДОБРОТА, МИЛОСЕРДИЕ] И БЕСКОНЕЧНОЕ И БЕСПРЕДЕЛЬНОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ  ЖИЗНЕННОЙ  СИЛЫ  ВО ВСЕХ МИРАХ И ТВОРЕНИЯХ, ЧТОБЫ ОНИ ВОЗНИКАЛИ  ИЗ НЕБЫТИЯ И СУЩЕСТВОВАЛИ В СИЛУ ХЕСЕД ХИНАМ [ДОБРОТЫ НИЧЕМ НЕ  ЗАСЛУЖЕННОЙ].  И [ЭТОТ АТРИБУТ ХЕСЕД] НАЗЫВАЕТСЯ ГЕДУЛА [ВЕЛИЧИЕ], ИБО  ОН  ПРОИСХОДИТ  ОТ ВЕЛИЧИЯ ВСЕВЫШНЕГО, БЛАГОСЛОВЕННО ИМЯ ЕГО, ЕГО СЛАВЫ  И СУЩНОСТИ, ИБО "ВЕЛИК ВСЕВЫШНИЙ... И ВЕЛИЧИЕ ЕГО НЕПОСТИЖИМО", И  ПОТОМУ  ОН ТАКЖЕ СООБЩАЕТ ЖИЗНЕННУЮ СИЛУ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИЗ НЕБЫТИЯ БЕСЧИСЛЕННЫМ  МИРАМ  И  ТВОРЕНИЯМ,  ТАК  КАК В ПРИРОДЕ ДОБРОГО ТВОРИТЬ

ДОБРО.

 

И   ЭТОТ  АТРИБУТ  [ХЕСЕД]  -  ХВАЛА,  ОТНОСИМАЯ  ЛИШЬ  К  ВСЕВЫШНЕМУ, БЛАГОСЛОВЕННО  ИМЯ  ЕГО,  ИБО  НИ  ОДНО ТВОРЕНИЕ НЕ МОЖЕТ СОЗДАВАТЬ ИЗ НИЧЕГО  И  ОЖИВЛЯТЬ. ЭТОТ АТРИБУТ ВЫШЕ ПРИСУЩИХ ТВОРЕНИЯМ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОСОЗНАНИЯ  И  ПОСТИЖЕНИЯ. НИКАКОЕ ТВОРЕНИЕ НЕ МОЖЕТ РАЗУМОМ ОСОЗНАТЬ И ПОСТИЧЬ  ЭТОТ  АТРИБУТ  И  ЕГО  СПОСОБНОСТЬ  ТВОРИТЬ СУЩЕЕ ИЗ НИЧЕГО И ОЖИВЛЯТЬ.  СОТВОРЕНИЕ ИЗ НИЧЕГО ЕСТЬ НЕЧТО ПРЕВЫШАЮЩЕЕ РАЗУМ ТВОРЕНИЙ, ТАК  КАК ОНО СВЯЗАНО С АТРИБУТОМ ВЕЛИЧИЯ ВСЕВЫШНЕГО, А ВСЕВЫШНИЙ И ЕГО АТРИБУТЫ   ПРЕДСТАВЛЯЮТ   СОБОЙ  ПРОСТОЕ  [АБСОЛЮТНОЕ]  ЕДИНСТВО,  КАК НАПИСАНО В КНИГЕ "ЗОГАР": "ОН И ЕГО АТРИБУТЫ - ОДНО". И КАК НИКАКОЙ УМ НЕ СПОСОБЕН ПОСТИЧЬ ТВОРЦА, ОН НЕ МОЖЕТ ПОСТИЧЬ И ЕГО АТРИБУТЫ.

 

Сотворение  бытия  из  небытия, является исключительной прерогативой Творца.  Мидраш  говорит, что даже если соберутся все творения мира, они  не  смогут  сотворить  даже  крыло комара и внести в него душу, поскольку   способность   творить   из   небытия   принадлежит  лишь Все-вышнему.

 

Эта  способность превосходит не только силу творений, но и их разум. У  творений  отсутствует  возможность  постичь  суть  подобного типа творения.  Поскольку  каждое  из  свойств  Творца  находится с ним в "простом  единстве (ихуд пошут)" (как объясняется в книге "Зоар"), - так  же,  как  нельзя  постичь  самого  Творца, нельзя постичь и Его качества  и  силы.  Это  относится  как к качеству Хесед способности б-жественности  к  распространению и силы творению бытия из небытия, так  и  к  качеству  Гвура и одному из его проявлений - силе Цимцум, скрывающей  б-жественность  для  того,  чтобы  она  не  раскрывалась Творению, без чего Творение просто не смогло бы существовать.

 

 

И  КАК  НИКАКОЕ  ТВОРЕНИЕ  НЕ СПОСОБНО ПОСТИЧЬ ЕГО АТРИБУТ, НАЗЫВАЕМЫЙ ГЕДУЛА  [ВЕЛИЧИЕ],  ТО  ЕСТЬ  ЕГО  СПОСОБНОСТЬ  ТВОРИТЬ  ИЗ  НИЧЕГО  И ОЖИВЛЯТЬ,  КАК  НАПИСАНО: "МИР СТРОИТЬСЯ ДОБРОТОЮ [ХЕСЕД]", СОВЕРШЕННО ТАК  ЖЕ  ОНО НЕ СПОСОБНО ПОСТИЧЬ АТРИБУТ ВСЕВЫШНЕГО, НАЗЫВАЕМЫЙ ГЕВУРА [СИЛА,  ОГРАНИЧЕНИЕ],  АТРИБУТ,  ОГРАНИЧИВАЮЩИЙ И ПРЕПЯТСТВУЮЩИЙ ТОМУ, ЧТОБЫ  ЖИЗНЕННАЯ  СИЛА РАСПРОСТРАНЯЛАСЬ ОТ АТРИБУТА ГЕДУЛА, СПУСКАЛАСЬ ВНИЗ  И  ПРОЯВЛЯЛАСЬ  В  ТВОРЕНИЯХ  ДЛЯ  ОЖИВЛЕНИЯ  И  ПОДДЕРЖАНИЯ  ИХ СУЩЕСТВОВАНИЯ  ЯВНО  И  ОТКРЫТО, НО - ВНУТРЕННЕЕ УТАИВАЕТСЯ. ЖИЗНЕННАЯ СИЛА  СКРЫТА  В  ТЕЛЕ  ТВОРЕНИЯ, И [КАЖЕТСЯ] БУДТО ТЕЛО САМОСТОЯТЕЛЬНО СУЩЕСТВУЕТ,  КАК  БУДТО  ОНО  НЕ ЕСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЖИЗНЕННОЙ СИЛЫ И ДУХОВНОСТИ  -  ТАКОЕ  ЖЕ,  КАК  РАСПРОСТРАНЕНИЕ СОЛНЕЧНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ И СВЕТА,   -   А   НЕКАЯ   САМА   ПО   СЕБЕ  СУЩЕСТВУЮЩАЯ  ВЕЩЬ.  НО,  В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ,   ОНО   СУЩЕСТВУЕТ   НЕ  САМО  ПО  СЕБЕ,  А  ПОДОБНО РАСПРОСТРАНЕНИЮ  ИСХОДЯЩЕГО  ОТ  СОЛНЦА  СВЕТА.  В  ЭТОМ И ПРОЯВЛЯЕТСЯ ПРЕПЯТСТВУЮЩАЯ  СИЛА  ВСЕВЫШНЕГО,  БЛАГОСЛОВЕН  ОН, МОГУЩИЙ ВСЕ, - ОНА СЖИМАЕТ  ЖИЗНЕННУЮ  СИЛУ  И ДУХОВНОСТЬ, ТЕКУЩУЮ ОТ "ДЫХАНИЯ УСТ ЕГО" И СКРЫВАЕТ ЕЕ, ЧТОБЫ ТЕЛО ТВОРЕНИЯ НЕ ОБРАТИЛОСЬ В НИЧТО.

 

Поскольку,  Творение  включено  в  свой  Источник  - Б-жественность, подобно  свету  Солнца  в  теле  Солнца,  оно  должно  находиться  в состоянии битуль бим'циюс. Однако, это не так. В результате чего?

 

Все-вышний  обладает  не  только  способностью распространять свет и жизненность,  но  и  способностью  ограничить  это распространение - скрыть  исходящие от Него жизненность и свет. Результатом проявления такой  способности является Творение, одновременно представляющее из  себя  подобие  света, находящегося в Источнике, и, в то же время, не находящееся  в  состоянии  "битуль  бим'циюс", а воспринимаемое, как существование, бытие.

 

 

НИКАКОЕ  ТВОРЕНИЕ  НЕ  МОЖЕТ  ПОСТИЧЬ УМОМ СУТЬ ЭТОГО СЖАТИЯ И УТАЕНИЯ [ЖИЗНЕННОЙ СИЛЫ] И ТОГО, ЧТО, НЕСМОТРЯ НА ЭТО, ТЕЛО ТВОРЕНИЯ СОЗДАЕТСЯ ИЗ  НИЧЕГО,  -  ТАК ЖЕ, КАК НИ ОДИН СОТВОРЕННЫЙ УМ НЕ СПОСОБЕН ПОСТИЧЬ СУТЬ СОТВОРЕНИЯ ИЗ НИЧЕГО.

 

Выше  объяснялось, что способность Творения восприниматься как бытие и существование, происходит от силы Гвуры и цимцума, - подобно тому, как  у  Все-вышнего  есть возможность раскрывать б-жественный свет и жизненность,  у него есть возможность сжать, ограничить и скрыть их. Может   быть,  этот  цимцум  -  сжатие  и  сокрытие  Б-жественности, позволяющее  миру  ощутить  себя  бытием  - сокрытие действительное? Может  быть,  не  только  Творение  ощущает  себя  бытием,  но  и по  отношению  ко  Все-вышнему, Творение - да - существование, поскольку осуществлено _Его_ силой - цимцумом?

 

Обе  силы:  и  сила  раскрытия б-жественности, и сила сокрытия ее, - объясняет   ребе  далее,  -  на  самом  деле,  одно.  Эти  две  силы соотносятся,  как  свет  -  и  сосуд,  который  этот свет наполняет,  объединенные   абсолютным   единством   и,   по   Источнику  своему, представляющими   из  себя  одно.  (Интересно,  что  в  практическом еврейском   Законе   мы   находим   принцип,   в  определенной  мере раскрывающий  эту  идею. Этот принцип: "Суть сама себя не скрывает". Так,  например,  собственная рука человека не является покрытием для его  головы  и  не  может служить заменой головному убору, поскольку голова  и  рука  человека  -  одна  "суть". То же и в нашем случае): поскольку  сила  раскрытия Б-жественности и сила сокрытия ее - имеют одну  суть,  - подобное сокрытие не имеет истинной природы. Сокрытие Б-жественности   может   рассматриваться,  как  сокрытие,  лишь  "со  стороны"  Творения, - поскольку это - сокрытие, направленное лишь на то, чтобы оно - Творение могло ощущать себя бытием и существованием, но  не  абсолютное  сокрытие,  справедливое  также  и по отношению к своему источнику - Все-вышнему.

 

 

(СЖАТИЕ И УТАЕНИЕ ЖИЗНЕННОЙ СИЛЫ НАЗЫВАЕТСЯ "СОСУДЫ", А САМА ЖИЗНЕННАЯ СИЛА  НАЗЫВАЕТСЯ  "СВЕТ".  КАК  СОСУД  СКРЫВАЕТ  ТО,  ЧТО  В  НЕМ, ТАК КАТЕГОРИЯ ОГРАНИЧЕНИЯ [ЦИМЦУМ] ПРИКРЫВАЕТ И СКРЫВАЕТ ИЗЛИВАЕМЫЙ СВЕТ И ЖИЗНЕННУЮ СИЛУ. СОСУДЫ - ЭТО [Б-ЖЕСТВЕННЫЕ] БУКВЫ,

 

-  о  которых  говорилось  в первой главе - буквы Десяти Речений или  "перемены  и замены" этих букв, создающих и оживляющих творения (см.  первую главу).

 

 

И КОРЕНЬ ИХ - ПЯТЬ БУКВ МЕМ, НУН, ЦАДИК, ПЕЙ, КОФ.

 

-  буквы,  известны  как "удвоенные", - имеющие особое написание для употребления в конце слова (например, "хоф" и "хоф сейфис").

 

В  тайной  Торе  объясняется,  что именно "удвоенные" буквы являются корнями   остальных  букв,  посколько  соответствуют  пяти  Гвурейс, упоминаемых ниже. (См. вторую главу).

 

 

ЭТО  -  ПЯТЬ  "ПРЕПЯТСТВУЮЩИХ  [СИЛ]",  КОТОРЫЕ  ДЕЛЯТ  И РАСПРЕДЕЛЯЮТ ДЫХАНИЕ И ГОЛОС ПО ПЯТИ ПУТЯМ ПРОИЗНОШЕНИЯ, И ЭТО ДАЕТ НАЧАЛО ДВАДЦАТИ ДВУМ БУКВАМ. ИСТОЧНИК ПЯТИ "ПРЕПЯТСТВУЮЩИХ [СИЛ]" - БУЦИНА ДЕКАРДУНИТА ["СВЕТ ИЗ ТЬМЫ"], И ЭТО - ГЕВУРА ИЛАА [ВЫСШАЯ ГЕВУРА] ДРЕВНЕГО ДНЯМИ*. А  ИСТОЧНИК КАТЕГОРИЙ ХЕСЕД - ТАКЖЕ ХЕСЕД ДРЕВНЕГО ДНЯМИ, КАК ИЗВЕСТНО СВЕДУЩИМ В ТАЙНОМ.

 

"...сведущим  в  Тайном" - в знании кабболы. Основываясь на кабболе, ребе хочет - показать, что б-жественный источник двух сил, о которых велись  рассуждения  выше,  заключается  в  одном  и  том же аспекте Б-жественности.  А  поскольку аспект "Древний Днями" - "Атик Йеймин"  является,  одновременно,  корнем и тьмы (сокрытия Б-жественности), и хесед (раскрытия Б-жественности), само собой становится понятно, что цимцум  _на_самом деле_ ничего не скрывает, поскольку две эти силы -  суть одно.

 

 

 

_______________________

 

* Древний Днями (Атик Йеймин) - термин, обозначающий аспект являющийся началом   эманации  и,  одновременно,  нижней  ступенью  эманирующего, внутренняя часть сфиры Кесер.

 

 

_______________________________________________________

 


В избранное