Материалы по Торе Дополнение к вопросу о сотворении мира
Впредыдущейглаве"ШаараИхудвэоЭмуно" Алтер ребе объяснил, что поскольку б-жественная сила, творящая Мироздание, постоянно "находится внутринего","пересоздавая"Творениезаново(иеслибы не это, Творениевернулосьбывполноенебытие - состояние, в котором оно находилось до своего создания), - Творение не является самостоятельным существованием,а полностью подчинено собственному Источнику - "слову Все-вышнего", постоянно переводящему его из состояния небытия в бытие. То,что мы воспринимаем Творение, как реальное существание,
- говорил ребе,-имеетпричинойлишьто,чтоматериальные органы чувств, которымимыобладаем,неспособны воспринять и постигнуть Источник Творения-"словоЕго". Для того, чтобы лучше понять эту идею, ребе привелпримерсСолнцемиегосветом.Рассмотрениенами материальности,как"бытия", во многом подобно восприятию реальности существованиясвета Солнца, когда он находится вне своего источника - тела Солнца.
В завершение третьей главы ребе задает вопрос:
Если говорить об упомянутом примере, понятно, почему свет Солнца виден нам"реальносуществующим".Причинойэтомуявляется то, что он не находитсявсвоемисточнике - теле Солнца, когда светит на Землю. В противоположностьэтому,Творениевсегда"находится в Источнике" - словеВсе-вышнегонаполняющемвсесуществованиемира. По какой же причинеоно не подчинено (не находится в состоянии "битуль бим'циюс") Источникуполностью,ведь,следуя примеру, в существующем положении вещейнеможетбытьникакой возможности воспринимать Творение, как реальное существование?
Причинаэтого - б-жественная сила цимцума. Для того чтобы разобраться вэтом,необходимо дать ряд предварительных объяснений, чему и будет посвящена настоящая глава.
Глава четвертая. КАК ПРОИСХОДИТ СОКРЫТИЕ СУТИ МИРА.
СКАЗАНО:"ИБО СОЛНЦЕ И ЩИТ ГАВАЙЕ ЭЛОКИМ". СМЫСЛ ЭТИХ СЛОВ СЛЕДУЮЩИЙ: "ЩИТ"-ПОКРОВСОЛНЦАДЛЯ ЗАЩИТЫ ТВОРЕНИЙ, ЧТОБЫ ОНИ БЫЛИ СПОСОБНЫ ПЕРЕНОСИТЬЕГО[ЖАР].ИСКАЗАЛИ НАШИ МУДРЕЦЫ: "ВО ВРЕМЕНИ ГРЯДУЩЕМ ВСЕВЫШНИЙВЫНЕТ СОЛНЦЕ ИЗ НОЖЕН, И ГРЕШНИКИ БУДУТ ИМ ПОКАРАНЫ И Т.Д". КАКПОКРОВЗАСЛОНЯЕТСОЛНЦЕ,ТАКИМЯЭЛОКИМЗАСЛОНЯЕТ[ТО ЕСТЬ СКРЫВАЕТ] ИМЯ ГАВАЙЕ, БЛАГОСЛОВЕН ОН.
Извышесказанногоследует,чтоподобнотому, как светит Солнце, Все-вышний"светит"намсвоимименем"Авайе",иподобно щиту, функциейкоторогоявляется защита, Все-вышний прикрывает, защищает нас своим именем Элейким. То есть, с одной стороны, Все-вышний хочет распространитьпоотношениюкТворениюб-жественность(иэто происходитспомощьюпроявления Все-вышнего через имя Авайе), а с другой,-хочетзащититьнас от ее "избытка", чтобы творения "не погибли",а,смоглипринятьсветимениАвайе (что происходит с помощьюпроявленияВсе-вышнегочерез имя Элейким). Примером этому служитсегодняшнеесостояние Солнца, которое обеспечено Все-вышним "нартик"-"футляром",для того, чтобы творения не погибли от его палящихлучей,асмоглипринятьограниченный"футляром"свет, напротив, несущий творениям жизнь.
ДалееАлтерребеобъясняет, _почему_ свет имени Авайе нуждается в "щите" - имени Элейким, для того, чтобы быть воспринятым Творением.
СМЫСЛИМЕНИГАВАЙЕ-"ВЫЗЫВАЮЩИЙВСЕ К СУЩЕСТВОВАНИЮ ИЗ НЕБЫТИЯ". ПРИСТАВКА"ЙУД"[ККОРНЮ"ЭЙВЕ"] УКАЗЫВАЕТ НА ПОСТОЯННОЕ ДЕЙСТВИЕ, ПРОИСХОДЯЩЕЕВНАСТОЯЩЕМ,-ТАКЖЕРАШИПОНИМАЕТ И СЛОВО "ЯАСЕ" [ДЕЛАЕТ,СОГЛАСНОКОММЕНТАРИЮ РАШИ] ВО ФРАЗЕ: "ТАК ПОСТУПАЕТ ИОВ ВО ВСЕДНИ",-ИЭТОЖИЗНЕННАЯ СИЛА, ПРИТЕКАЮЩАЯ ЕЖЕСЕКУНДНО КО ВСЕМ ТВОРЕНИЯМОТ"ИСХОДЯЩЕГО ИЗ УСТ Б-ЖЬИХ"
И "ДЫХАНИЯ ЕГО" И ВЫЗЫВАЮЩАЯ ИХИЗНЕБЫТИЯ К СУЩЕСТВОВАНИЮ ЕЖЕСЕКУНДНО. ИБО СОТВОРЕНИЯ ИХ В ШЕСТЬ ДНЕЙ ТВОРЕНИЯ НЕДОСТАТОЧНО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОНО И ДАЛЕЕ ПОДДЕРЖИВАЛО ИХ СУЩЕСТВОВАНИЕ, КАК УКАЗЫВАЛОСЬ ВЫШЕ.
ОбъяснениеребеМелехаМошиах,раскрывающеесмыслэтогоместа"Таньи":корень"эйве"(эй,вов и эй), означающий существование, бытие,-составляеттрибуквыизимениВсе-вышнегоАвайе (записывающееся:йуд,эй, вов, эй), четвертая буква (йуд) в начале имениозначаетпостоянноедействие.Чтоиозначает,что (лексическим)смысломимени(- слова) Авайе является постоянное и беспрерывное действие по сотворению из "небытия" в "бытие".
Смыслприведенноговышестиха:"Солнце-светило"-имяАвайе, постояннодающеесвет и беспрерывно воссоздающим их этим светом из "небытия"в"бытие".Однако, если бы свет имени Авайе находился в полномраскрытии,товсе творения были бы подчинены ему в аспекте "битульбим'циюс"(см.3 главу) и никакого существования творений попросту не было бы видно, - полное раскрытие жизненности, создающей творения не позволяло бы видеть существование творения самого.
Длятогоинеобходим"щит"имени Элейким, скрывающий свет имени Авайе,чтобынедаваяэтому свету раскрыться Творению полностью, датьТворениювозможностьощутитьсебя как-будто бы существующим отдельно,наделитьего возможностью воспринимается как "бытие", (и как подробно будет объяснено в дальнейшем).
ВПЕРЕЧИСЛЕНИИХВАЛЕБНЫХЭПИТЕТОВВСЕВЫШНЕГОНАПИСАНО:АГАДОЛ [ВЕЛИКИЙ],АГИБОР [СИЛЬНЫЙ] И Т.Д. СЛОВО АГАДОЛ УКАЗЫВАЕТ НА АТРИБУТ, НАЗЫВАЕМЫЙХЕСЕД[ДОБРОТА, МИЛОСЕРДИЕ] И БЕСКОНЕЧНОЕ И БЕСПРЕДЕЛЬНОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕЖИЗНЕННОЙСИЛЫВО ВСЕХ МИРАХ И ТВОРЕНИЯХ, ЧТОБЫ ОНИ ВОЗНИКАЛИИЗ НЕБЫТИЯ И СУЩЕСТВОВАЛИ В СИЛУ ХЕСЕД ХИНАМ [ДОБРОТЫ НИЧЕМ НЕЗАСЛУЖЕННОЙ].И [ЭТОТ АТРИБУТ ХЕСЕД] НАЗЫВАЕТСЯ ГЕДУЛА [ВЕЛИЧИЕ], ИБООНПРОИСХОДИТОТ ВЕЛИЧИЯ ВСЕВЫШНЕГО, БЛАГОСЛОВЕННО ИМЯ ЕГО, ЕГО СЛАВЫИ СУЩНОСТИ, ИБО "ВЕЛИК ВСЕВЫШНИЙ... И ВЕЛИЧИЕ ЕГО НЕПОСТИЖИМО",
ИПОТОМУОН ТАКЖЕ СООБЩАЕТ ЖИЗНЕННУЮ СИЛУ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИЗ НЕБЫТИЯ БЕСЧИСЛЕННЫММИРАМИТВОРЕНИЯМ,ТАККАК В ПРИРОДЕ ДОБРОГО ТВОРИТЬ
ДОБРО.
ИЭТОТАТРИБУТ[ХЕСЕД]-ХВАЛА,ОТНОСИМАЯЛИШЬКВСЕВЫШНЕМУ, БЛАГОСЛОВЕННОИМЯЕГО,ИБОНИОДНО ТВОРЕНИЕ НЕ МОЖЕТ СОЗДАВАТЬ ИЗ НИЧЕГОИОЖИВЛЯТЬ. ЭТОТ АТРИБУТ ВЫШЕ ПРИСУЩИХ ТВОРЕНИЯМ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОСОЗНАНИЯИПОСТИЖЕНИЯ. НИКАКОЕ ТВОРЕНИЕ НЕ МОЖЕТ РАЗУМОМ ОСОЗНАТЬ И ПОСТИЧЬЭТОТАТРИБУТИЕГОСПОСОБНОСТЬТВОРИТЬ СУЩЕЕ ИЗ НИЧЕГО И ОЖИВЛЯТЬ.СОТВОРЕНИЕ ИЗ НИЧЕГО ЕСТЬ НЕЧТО ПРЕВЫШАЮЩЕЕ РАЗУМ ТВОРЕНИЙ, ТАККАК ОНО СВЯЗАНО С АТРИБУТОМ
ВЕЛИЧИЯ ВСЕВЫШНЕГО, А ВСЕВЫШНИЙ И ЕГО АТРИБУТЫПРЕДСТАВЛЯЮТСОБОЙПРОСТОЕ[АБСОЛЮТНОЕ]ЕДИНСТВО,КАК НАПИСАНО В КНИГЕ "ЗОГАР": "ОН И ЕГО АТРИБУТЫ - ОДНО". И КАК НИКАКОЙ УМ НЕ СПОСОБЕН ПОСТИЧЬ ТВОРЦА, ОН НЕ МОЖЕТ ПОСТИЧЬ И ЕГО АТРИБУТЫ.
Сотворениебытияизнебытия, является исключительной прерогативой Творца.Мидрашговорит, что даже если соберутся все творения мира, онинесмогутсотворитьдажекрыло комара и внести в него душу, посколькуспособностьтворитьизнебытияпринадлежитлишь Все-вышнему.
Этаспособность превосходит не только силу творений, но и их разум. Утворенийотсутствуетвозможностьпостичьсутьподобного типа творения.ПосколькукаждоеизсвойствТворцанаходится с ним в "простомединстве (ихуд пошут)" (как объясняется в книге "Зоар"), - также,какнельзяпостичьсамогоТворца, нельзя постичь и Его качестваисилы.Этоотноситсякак к качеству Хесед способности б-жественностикраспространению и силы творению бытия из небытия, такиккачествуГвура и одному из его проявлений - силе Цимцум, скрывающейб-жественностьдлятого,чтобыонанераскрывалась Творению, без чего Творение просто не смогло бы существовать.
ИКАКНИКАКОЕТВОРЕНИЕНЕ СПОСОБНО ПОСТИЧЬ ЕГО АТРИБУТ, НАЗЫВАЕМЫЙ ГЕДУЛА[ВЕЛИЧИЕ],ТОЕСТЬЕГОСПОСОБНОСТЬТВОРИТЬИЗНИЧЕГОИ ОЖИВЛЯТЬ,КАКНАПИСАНО: "МИР СТРОИТЬСЯ ДОБРОТОЮ [ХЕСЕД]", СОВЕРШЕННО ТАКЖЕОНО НЕ СПОСОБНО ПОСТИЧЬ АТРИБУТ ВСЕВЫШНЕГО, НАЗЫВАЕМЫЙ ГЕВУРА [СИЛА,ОГРАНИЧЕНИЕ],АТРИБУТ,ОГРАНИЧИВАЮЩИЙ И ПРЕПЯТСТВУЮЩИЙ ТОМУ, ЧТОБЫЖИЗНЕННАЯСИЛА РАСПРОСТРАНЯЛАСЬ ОТ АТРИБУТА ГЕДУЛА, СПУСКАЛАСЬ ВНИЗИПРОЯВЛЯЛАСЬВТВОРЕНИЯХДЛЯОЖИВЛЕНИЯИПОДДЕРЖАНИЯИХ СУЩЕСТВОВАНИЯЯВНОИОТКРЫТО, НО - ВНУТРЕННЕЕ УТАИВАЕТСЯ. ЖИЗНЕННАЯ СИЛАСКРЫТАВТЕЛЕТВОРЕНИЯ, И [КАЖЕТСЯ] БУДТО ТЕЛО САМОСТОЯТЕЛЬНО СУЩЕСТВУЕТ,КАКБУДТООНОНЕ ЕСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЖИЗНЕННОЙ
СИЛЫ И ДУХОВНОСТИ-ТАКОЕЖЕ,КАКРАСПРОСТРАНЕНИЕ СОЛНЕЧНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ И СВЕТА,-АНЕКАЯСАМАПОСЕБЕСУЩЕСТВУЮЩАЯВЕЩЬ.НО,В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ,ОНОСУЩЕСТВУЕТНЕСАМОПОСЕБЕ,АПОДОБНО РАСПРОСТРАНЕНИЮИСХОДЯЩЕГООТСОЛНЦАСВЕТА.ВЭТОМ И ПРОЯВЛЯЕТСЯ ПРЕПЯТСТВУЮЩАЯСИЛАВСЕВЫШНЕГО,БЛАГОСЛОВЕНОН, МОГУЩИЙ ВСЕ, - ОНА СЖИМАЕТЖИЗНЕННУЮСИЛУИ ДУХОВНОСТЬ, ТЕКУЩУЮ ОТ "ДЫХАНИЯ УСТ ЕГО" И СКРЫВАЕТ ЕЕ, ЧТОБЫ ТЕЛО ТВОРЕНИЯ НЕ ОБРАТИЛОСЬ В НИЧТО.
Поскольку,ТворениевключеновсвойИсточник- Б-жественность, подобносветуСолнцавтелеСолнца,онодолжнонаходитьсяв
состоянии битуль бим'циюс. Однако, это не так. В результате чего?
Все-вышнийобладаетнетолькоспособностью распространять свет и жизненность,ноиспособностьюограничитьэто распространение - скрытьисходящие от Него жизненность и свет. Результатом проявления такойспособности является Творение, одновременно представляющее изсебяподобиесвета, находящегося в Источнике, и, в то же время, не находящеесявсостоянии"битульбим'циюс", а воспринимаемое, как существование, бытие.
НИКАКОЕТВОРЕНИЕНЕМОЖЕТПОСТИЧЬ УМОМ СУТЬ ЭТОГО СЖАТИЯ И УТАЕНИЯ [ЖИЗНЕННОЙ СИЛЫ] И ТОГО, ЧТО, НЕСМОТРЯ НА ЭТО, ТЕЛО ТВОРЕНИЯ СОЗДАЕТСЯ ИЗНИЧЕГО,-ТАК ЖЕ, КАК НИ ОДИН СОТВОРЕННЫЙ УМ НЕ СПОСОБЕН ПОСТИЧЬ СУТЬ СОТВОРЕНИЯ ИЗ НИЧЕГО.
Вышеобъяснялось, что способность Творения восприниматься как бытие и существование, происходит от силы Гвуры и цимцума, - подобно тому, какуВсе-вышнегоесть возможность раскрывать б-жественный свет и жизненность,у него есть возможность сжать, ограничить и скрыть их. Можетбыть,этотцимцум-сжатиеисокрытиеБ-жественности, позволяющеемируощутитьсебябытием- сокрытие действительное? Можетбыть,нетолькоТворениеощущаетсебябытием,нои поотношениюкоВсе-вышнему, Творение - да - существование, поскольку осуществлено _Его_ силой - цимцумом?
Обесилы:исилараскрытия б-жественности, и сила сокрытия ее, - объясняетребедалее,-насамомделе,одно.Этидвесилы соотносятся,каксвет-исосуд,которыйэтот свет наполняет,объединенныеабсолютнымединствоми,поИсточникусвоему, представляющимиизсебяодно.(Интересно,чтовпрактическом еврейскомЗаконемынаходимпринцип,вопределенноймере раскрывающийэтуидею. Этот принцип: "Суть сама себя не скрывает". Так,например,собственная рука человека не является покрытием для егоголовыинеможет служить заменой головному убору, поскольку головаирукачеловека-одна"суть". То же и в нашем случае): посколькусилараскрытия Б-жественности и сила сокрытия ее - имеют однусуть,- подобное сокрытие не имеет истинной природы.
Сокрытие Б-жественностиможетрассматриваться,каксокрытие,лишь"состороны"Творения, - поскольку это - сокрытие, направленное лишь на то, чтобы оно - Творение могло ощущать себя бытием и существованием, нонеабсолютноесокрытие,справедливоетакжеи по отношению к своему источнику - Все-вышнему.
(СЖАТИЕ И УТАЕНИЕ ЖИЗНЕННОЙ СИЛЫ НАЗЫВАЕТСЯ "СОСУДЫ", А САМА ЖИЗНЕННАЯ СИЛАНАЗЫВАЕТСЯ"СВЕТ".КАКСОСУДСКРЫВАЕТТО,ЧТОВНЕМ, ТАК КАТЕГОРИЯ ОГРАНИЧЕНИЯ [ЦИМЦУМ] ПРИКРЫВАЕТ И СКРЫВАЕТ ИЗЛИВАЕМЫЙ СВЕТ И ЖИЗНЕННУЮ
СИЛУ. СОСУДЫ - ЭТО [Б-ЖЕСТВЕННЫЕ] БУКВЫ,
-окоторыхговорилосьв первой главе - буквы Десяти Речений или"переменыи замены" этих букв, создающих и оживляющих творения (см.первую главу).
И КОРЕНЬ ИХ - ПЯТЬ БУКВ МЕМ, НУН, ЦАДИК, ПЕЙ, КОФ.
-буквы,известныкак "удвоенные", - имеющие особое написание для употребления в конце слова (например, "хоф" и "хоф сейфис").
ВтайнойТореобъясняется,что именно "удвоенные" буквы являются корнямиостальныхбукв,посколькосоответствуютпятиГвурейс, упоминаемых ниже. (См. вторую главу).
ЭТО-ПЯТЬ"ПРЕПЯТСТВУЮЩИХ[СИЛ]",КОТОРЫЕДЕЛЯТИ РАСПРЕДЕЛЯЮТ ДЫХАНИЕ И ГОЛОС ПО ПЯТИ ПУТЯМ ПРОИЗНОШЕНИЯ, И ЭТО ДАЕТ НАЧАЛО ДВАДЦАТИ ДВУМ БУКВАМ. ИСТОЧНИК ПЯТИ "ПРЕПЯТСТВУЮЩИХ [СИЛ]" - БУЦИНА ДЕКАРДУНИТА ["СВЕТ ИЗ ТЬМЫ"], И ЭТО - ГЕВУРА
ИЛАА [ВЫСШАЯ ГЕВУРА] ДРЕВНЕГО ДНЯМИ*. АИСТОЧНИК КАТЕГОРИЙ ХЕСЕД - ТАКЖЕ ХЕСЕД ДРЕВНЕГО ДНЯМИ, КАК ИЗВЕСТНО СВЕДУЩИМ В ТАЙНОМ.
"...сведущимвТайном" - в знании кабболы. Основываясь на кабболе, ребе хочет - показать, что б-жественный источник двух сил, о которых велисьрассуждениявыше,заключаетсяводномитом же аспекте Б-жественности.Апоскольку аспект "Древний Днями" - "Атик Йеймин"является,одновременно,корнем и тьмы (сокрытия Б-жественности), и хесед (раскрытия Б-жественности), само собой становится понятно, что цимцум_на_самом деле_ ничего не скрывает, поскольку две эти силы -суть одно.