Краткое содержание четвертого недельного раздела книги Дварим:
Указание о благословениях и проклятиях, которые надо будет прочесть на
горах Гризим и Эйваль (11:26-32).
"Вот законы и положения, которые вам надо беречь и соблюдать":
уничтожить святые места идолопоклонников, приносить жертвы только в установленном
месте (которое Всевышний выберет), запрет употреблять в пищу кровь, запрет
поступать по обычаям туземцев этой земли (12:1-31).
Указание о ложных пророках и о городах, жители которых станут заниматься
идолопоклонством (13:1-19).
Повторение законов кашрута, приведенных в книге Ваикра (14:1-21).
Законы "второй десятины" (14:22-29).
Законы "седьмого года" (15:1-6).
Заповеди помогать бедным (15:7-11).
Законы о еврейских рабах (15:12-18).
Посвящение Всевышнему первенцев от скота (15:19-23).
Три праздника: Песах, Шавуот и Сукот (16:1-17).
В помощь учителю. Предлагаемые темы для обсуждения в группах
для начинающих.
Тора и кровь. (Жуткое название, не правда ли? Впору
для романа.) Один из самых строгих запретов, приведенных в Торе, - запрет
на кровь; он дан в нескольких местах. Евреям ни под каким видом нельзя
употреблять кровь в пищу. Но заметьте, именно с таким употреблением связан
старый наговор, преследующий наш народ на протяжении многих веков, - кровавый
навет. Сколько евреев погибло из-за этого страшного по своей тупости обвинения!
"Жиды", дескать, выполняют наказ Талмуда, когда замешивают на
крови христианских младенцев свою пасхальную мацу. Отвечайте честно и
откровенно: вы ели мацу с кровью? Расскажите своим нееврейским знакомым,
какова она на вкус и что вас ежегодно толкает на такое преступление "против
человечности"? А теперь серьезно: как вы думаете, почему многое из
того, что заповедуется нам Торой, рано или поздно переворачивается настолько,
что именно этот запрет вменяется нам в нарушение? Иудаизм запрещает говорить
неправду - нам говорят, что мы гнусные лжецы и обманщики. Тора говорит
нам: не гонитесь за прибылью, ибо "не одним хлебом жив человек",
но и духовными заботами, - а нам говорят, что наш бог - "мамона",
то бишь деньги и капитал. У нас написано: не убивай, не ешь кровь, - а
нас казнят за то, что мы, видите ли, умерщвляем чужих детей и выжимаем
из них кровь для пресного хлеба! Какая закономерность просматривается
вами в этих примерах? Что нужно сделать, чтобы этих обвинений избежать?
Вести разъяснительную пропаганду, закрыться в гетто? Каково ваше предложение?*
Еврейское общество. Тора предписывает помогать бедным.
Дайте свое определение терминам "бедность" и "бедняк".
Кто попадает под ваше определение? Если вы сами попадаете, то как вам
помогают? Если вы не попадаете, то как вы помогаете другим?
Евреи и рабство. Расскажите, что вы знаете об институте
рабства "по-Торе"? Мудрецы сказали: "Приобрел раба - приобрел
хозяина"; объясните высказывание. Представим себе фантастическую
картину: вы оказались на пару лет в древности и попали (не дай Б г!) на
невольничий рынок, где вами, извините, торгуют с аукциона (как дядей Томом
из одноименной "хижины"): в чьих руках вы бы предпочли оказаться
- в римских (например, у Овидия), греческих (у Сократа) или еврейских
(в обычном городе, на обычной улице)? А теперь другая фантастическая картина:
вам навязали раба, которого нельзя отпустить на свободу раньше срока;
как вы с ним будете обращаться?
* При желании здесь можно обсудить тему антисемитизма. Если антисемит
нам говорит, что евреи алчны, своекорыстны, трусливы и пр., то, как вы
думаете, что он нам ответит на вопрос: хорошо, но как ты относишься к
добрым, бескорыстным, смелым евреям? Сыграйте диалог еврея и антисемита
- только максимально честно за обе стороны. Вот увидите, многое прояснится...
Темы для групп, где постоянные занятия идут давно: Святость
обыденной пищи, Свободное рабство и рабство в свободе, Сила брахи.
Добавочные темы для свободного обсуждения в любой группе:
Тора во многих местах дает явное указание на Иерусалим как на город,
наделенный особым статусом: наличие Храма, необходимость приходить сюда
на праздники, особая десятина от урожая, которую надо было приносить
в Иерусалим и т.д. Какое место занимает Святой город в вашем представлении
об Израиле и еврействе? Согласны ли с клятвой народа, произносящего
ежедневно, - "пусть отсохнет моя рука, если я забуду тебя, Иерусалим"?
Какой народ относится к своим святым местам так же, как евреи к Иерусалиму?
Хотели бы вы жить в Иерусалиме? Каким он должен быть, чтобы вы избрали
его постоянным местом своего жительства? (Учтите, что из вашего описания
должен ясно проступить город, ради которого не жалко своей руки!)
Расскажите о законах "седьмого года". Зачем Всевышнему нужно,
чтобы в этот год "земля отдыхала"? Он что, не может Сам "помочь"
Своей земле, дав ей отдых через какое-нибудь чудо? Зачем Ему нужно наше
безделье, когда мы оставляем работу на земле? Ваше безделье кому-нибудь
нужно? Что такое "труд" и что такое "отдых"? Могли
бы вы отдыхать целый год?
Евреи должны были прочесть на горах Гризим и Эйваль благословения
и проклятия. В чем сила проклятий? Что сильнее - проклятие или браха?
Приведите примеры из известных вам биографий, книг и просто сказок.
Вас кто-нибудь благословлял? А вы кого-нибудь?