Краткое содержание второго недельного раздела книги Дварим:
Моше просит Всевышнего дать ему войти в Эрец Исраэль. Всевышний отказывает
в просьбе (3:23-29).
Предупреждение о необходимости соблюдать заповеди Торы и, в особенности,
запрет на идолопоклонство (4:1-24).
Существование еврейского народа в Израиле впрямую связано с тем, как он
соблюдает заповеди (4:25-40).
Моше устанавливает три города-убежища по ту сторону Иордана (4:41-49).
Повторение рассказа о получении народом Десяти речений (Десяти заповедей)
у горы Синай (5:1-30).
Повторное предупреждение о необходимости соблюдать законы Торы (6:1 3).
Первая часть молитвы Шма-Исраэль (6:4-9).
Указание о выполнении положений Торы и о воспитании детей в согласии с
Торой (6:10-25).
Предупреждение о том, чтобы народ не потерял своей святости в общении
с местными идолопоклонниками (7:1-11).
В помощь учителю. Предлагаемые темы для обсуждения в группах
для начинающих.
Евреи и Моше. О том, что Моше страстно просил Всевышнего войти в Эрец
Исраэль, мы говорили неоднократно. Обсудите эту тему еще раз и вот в каком
аспекте: почему Моше был наказан так строго ?* чем является наказание
для праведника?* зачем он хотел войти в Эрец Исраэль?*
Еврейская душа. "Берегите свои души", - говорит Тора.
Берегите от пагубного влияния. Приведите примеры того, что вы считаете
пагубным влиянием окружения на душу человека. Если окружение действительно
подкачало, то, как вы считаете, что надо делать - поднимать духовный уровень
людей, среди которых живешь, или менять окружение (например, переехать
в другой район, город, страну)? Приведите аргументы в помощь каждому из
этих мнений.
Евреи и Тора. Перескажите весь эпизод получения нашим народом Торы
у горы Синай. Какие заповеди были нам даны в тот момент, в чем их уникальность?
Какие бы другие заповеди вы "дописали" к Десяти первоначальным,
а какие бы сняли? Выступите оппонентом аналогичному списку, предложенному
вашими друзьями.
Еврейское отношение к физкультуре и спорту. Мудрецы комментируют: указание
Торы "беречь душу" - значит, в частности, заботиться и о своем
теле. Ведь если тело больное, то как в нем сможет жить душа? Вопрос: как
вы заботитесь о своем теле? Как ваше тело заботится о вас? Где та грань
в заботе о теле, переступив через которую человек рискует из хозяина своего
тела превратиться в его раба?
*Если спрашивается, почему такая мелкая провинность (ударил по скале
палкой, вместо того чтобы сказать ей) привела к такому большому наказанию,
то - к сведению того, кто ведет обсуждение, - Моше никогда не делал ничего
мелкого по приказу Всевышнего.
*Тема наказания необычайно интересна. Всевышний никогда не наказывает
человека просто так. Его наказание - это проявление Его любви к нам; это
и учеба, и одновременно возможность исправления, т.е. улучшения нашей
человеческой природы. В свете этого, наказание от Создателя - лучшее,
что может получить человек.
*Страна Израиля - особое место на земле, где еврей наилучшим образом может
проявить свои качества. Радоваться существованию лучше всего именно там.
Неслучайно, именно об этой земле Всевышний сказал, чтобы мы радовались
в ней.
Темы для групп, где постоянные занятия идут давно: Святость
как необходимое условие существования народа, Личное и коллективное в
Десяти заповедях, Жизнь - убежище или опасность?
Добавочные темы для свободного обсуждения в любой группе:
Почему Моше постоянно возвращается к одной и той же теме, снова и
снова призывая народ не оставлять Тору? Разве в Торе нет механизма,
наказывающего отступников? Как этот механизм работает? Приведите примеры
из своего знания еврейской истории и из своего жизненного опыта.
Какие основные идеи вы можете обнаружить в тексте первой части молитвы
Шма-Исраэль?
Почему Торой надо заниматься непрерывно? Нельзя ли совместить занятия
Торой с другими видами деятельности, к Торе нейтральными? Какую долю
занимают Тора и иудаизм в вашем представлении о мире? Какую долю времени
вы посвящаете Торе и своему еврейству?
Хотели бы вы, чтоб ваши дети были евреями? Зачем вам это надо?