Краткое содержание первого недельного раздела последней книги Торы
- Дварим:
Краткое вступление к речи Моше, произнесенной им незадолго до смерти
(1:1-5).
Моше начинает с указания пути, по которому евреям надо было идти от горы
Синай (1:6-8).
Назначение руководителей и судей (1:9-18).
Пересказ эпизода с 12 разведчиками и его печального финала (1:19-46).
Переходы, которыми шли евреи вдоль границ Эдома, Моава и Амона; сведения
о жителях этих стран (2:1-23).
Завоевание страны Сихона и страны Ога (2:24-3:11).
Раздел восточного берега реки Иордан между коленами Реувена, Гада и половиной
колена Менаше (3:12-22).
В помощь учителю. Предлагаемые темы для обсуждения в группах
для начинающих.
Строгий выговор по-еврейски. Рассказывается, что Моше
строго разговаривал с евреями, упрекая в грехах и нарушениях. Что значит
строгий выговор? Может быть, надо вообще запретить все эти строгие выговоры,
замечания в адрес других, занудные наставления, дидактические инструкции
и поучения? Вы любите "пилить" других? А любите, когда "пилят"
вас? Если никто никому не будет делать замечаний, то станет ли от этого
лучше жить? Тора велит "увещевать грешника". Но скажите, как?
Евреи и народы мира. Евреи прошли по дороге в Эрец Исраэль
через земли Эдома, Моава и Амона. От тех трех народов ничего ныне не сохранилось.
Ответьте, как появляется народ и как он исчезает? Когда появились современные
народы, опыт жизни с которыми у вас имеется? Могут ли они исчезнуть, подобно
народам древности? Почему только евреи не исчезают? Постарайтесь высказать
свои соображения, аргументировав их так, чтобы они стали ценными для науки.
Еврейская история. Народ послал 12 разведчиков узнать,
что их ждет в Стране Кенаан. Если бы вы пошли в ту разведку, согласились
бы с выводами разведчиков? В чем они ошиблись, посоветовав народу поворачивать
обратно в Египет? Почему Всевышний наказал евреев, поверивших их рекомендации?
Расскажите в лицах, как бы вы защищали идею войны против Кенаана (встав
на сторону Йеошуа и Калева) на том историческом собрании, где разведчики
давали отчет о своем походе?
Темы для групп, где постоянные занятия идут давно: Проверка
доверия разведкой, Кому Всевышний дает земли, Речь лидера.
Добавочные темы для свободного обсуждения в любой группе:
Каким способом осуществлялся раздел Страны после того, как ее завоевали
евреи? (Загляните в Книгу Йеошуа.) Предложите свои способы справедливого
деления. Приведите другие примеры из истории, когда завоеватели делили
завоеванные земли. Приведите другие примеры из истории - когда завоеватели
добровольно отдавали завоеванное. Можно ли считать современных евреев
завоевателями Палестины? Если вы считаете, что нельзя, то по какому
праву евреи живут в Эрец Исраэль? Чем их право "правее" арабского?
Какова ваша доля в этом всеобщем "еврейском праве"? Чем вы
заслужили свою долю?
Евреями руководили особые начальники и судьи. В чьих руках были полиция
и тюрьмы? Если ни в чьих, то как же осуществлялось руководство? Что
заставляло евреев тысячелетиями слушать своих руководителей, не обладавших
никакой принудительной силой? Если евреи девятнадцать столетий жили
без своей полиции, то зачем Израилю полиция сегодня? Для чего вам нужен
полицейский - для охраны вас от других или охраны других от вас?
Евреи шли по пустыне переходами. Можно ли назвать наш народ кочевым?
Вы любите кочевать? Готовы ли вы в любой момент все оставить и срочно
сменить место обитания? Как часто вы или ваши родители это делали?