Национальная идея как способ счастья (17.05), Национальная идея. Поиск по признакам (15.05), Непосредственная защита от Бога (13.05), Виды интеллекта (11.05), Форма и стоящий за ней принцип (9.05), Мрамор и липа (8.05), О процессах и их результатах (7.05), Вы не согласны (6.05)...
___________________________________________________
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ ВНУТРИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ
"Материальная природа состоит из трех гун - благости, страсти и невежества. Когда вечное живое существо входит в соприкосновение с материальной природой, эти гуны, о сильнорукий Арджуна, обуславливают его".
Бхагавад-Гита 14.5
Поскольку Бог - высший, то знание, которое Он дает, совершенно. В основном мы можем понять это, обнаруживая шаг за шагом его универсальность. Совершенное знание дедуктивно, поскольку фундаментально и охватывает собой все. Фундаментальные принципы бытия везде одни и те же. Каждый в этом мире рождается и умирает, где бы он ни появился и какое бы формальное положение в обществе не занимал, и каждый вовлечен в тяжелую борьбу за существование. Несмотря на различия в территориях, характеров, климатов и проч. - мы
объективно видим, что принципиально везде все действует одинаково. Объективные законы бытия - физические, химические, временные, пространственные и проч. - везде одни и те же. Подобно тому, как с конвейера одного завода могут сходить множество разнообразных видов продукции, но за этим стоит единое предприятие - так и несмотря на разные местности и формы жизни во вселенной - у нее один источник. Это называется единство в многообразии.
Бхагавад-Гита (песнь Бога), поведанная около 5 тыс. лет назад на поле битвы Курукшетра (недалеко от современного Дели), как ни странно описывает русскую ментальность во всех деталях. Более того, она описывает ее по отношению к другим видам ментальности - то есть дает полную картину. Бхагавад-Гита принципиально описывает 5 категорий: кто такой Бог, что из себя представляет живое существо (его часть), что такое материальная природа (и как она действует), карма (причинно-следственные связи) и время. Все эти категории
существуют и действуют принципиально одинаково на всей территории вселенной.
Итак, вечное живое существо так или иначе приходит в мир материи и, рождаясь на определенной местности, становится обусловленным (ограниченным) своим телом. Подобно тому, как вся палитра художника изначально состоит лишь из трех цветов (желтого, красного и синего) так и весь материальный мир является производным всего трех качеств - благости, страсти и невежества.
Страсть - это создающий (или деятельный) принцип, благость - поддерживающий, и невежество - разрушающий. Фундаментально любая материальная форма, а также вся вселенная создается, некоторое время существует, потом деградирует и достигает своего уничтожения, это совсем нетрудно понять. Никто не может показать материальную форму, существующую вне этих принципов - поэтому это категории полного (всеобъемлющего) знания, а не какое-то там сектантское учение.
Подобно тому, как на полотне художника общая картина состоит из множества разных мазков - так и все различные формы бытия состоят из элементов благости, страсти и невежества. И подобно тому как в отдельном месте картины несмотря на замес разных цветов преобладает один цвет (отчего он и имеет название) - так и любая сфера жизни, знании и усилий всегда находится под преобладающим влиянием одного качества - либо благости, либо страсти, либо невежества. Хотя в материальных явлениях всегда присутствуют все эти категории
- в каждый определенный момент одна из них доминирует.
Согласно Бхагавад-Гите в благости, страсти или невежестве всегда находятся разные виды ментальности, знания, веры, различный действий и усилий, даже пищи, и наконец результатов деятельности. И в следующий раз мы попытаемся определить доминирующую гуну русской идеи в соответствии с ее объективными симптомами.
Продолжение следует
_____________________________________________________
Следующий выпуск ждите утром 22 мая (понедельник)