Дух Святой, о котором мы говорили при, изъяснения восьмого члена Символа Веры, изливается на человека через Церковь и святые таинства. Таинства эти как бы потоки живой воды, без которой человек не может жить духовно, не может жить по христиански. Таинство – это священное, Богом установленное действие через которое верующим подается особая сила Божия, Благодать Святого Духа. В таинствах видимые действия соединяются с невидимыми, благодатными, таинственными действиями Святого Духа, поэтому
они и называются таинствами. Совершать таинства могут только лица особо посвященные – епископы, как приемники апостолов, на которых сошел святой дух, и священники, как сотрудники епископов. Они совершают таинства от лица Церкви и при общей молитве Церкви. Но епископы и священники совершают только видимые действия в таинствах, невидимая сила спасительной благодати дается этим действием от Бога. Есть семь основных таинств: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак и елеосвящение.
В крещении человек освобождается от всех грехов и рождается в жизнь духовную и святую. В миропомазании он получает благодать, которая возвращает и укрепляет его для духовной жизни и дает ему боротьсяс врагами своего спасения и преуспевать в вере и жизни христианской. В причащении христианину дается истинное Тело и истинная Кровь Господа Иисуса Христа в оставления грехов и в жизнь вечную. В покаянии человек врачуется от болезней духовных, то есть от грехов, в которые
он впадает после крещения. В браке он получает благодать, освещающую супружество, рождение и воспитание детей. В елеосвящении христианин через исцеление от болезней духовных, исцеляется от болезней телесных. В священстве он получает благодать совершать богослужение и духовно возрождать и воспитывать других через учение и совершения таинств. Таковы те благодатные дары, которые получает человек через таинства. Вся жизнь человека освещается ими, они его укрепляют, очищают, делают святым.
О таинствах говорится в десятом члене Символа Веры. Правда, там названо только одно основное, первое таинство – крещение, но под ним разумеются и прочие таинства, так как через таинство крещения для христианина открывается возможность принимать и другие таинства. Первое таинство, которое совершается над человеком, вступающим в Церковь Христову, есть таинство крещения. В таинстве крещения человек умирает для греховной жизни и духовно возрождается, входит в Божию семью, становится
членом Церкви. Без крещения нельзя быть христианином: « кто не родиться водой и духом, не может войти в Царствие Божие» - говорит Господь Иисус Христос (Ио.3,5), пред указывая на таинство крещения. А в словах: «Идите научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» (Мф.28,19) Он прямо устанавливает это таинство.
Слово крестить значит «очистить, омыть». В таинстве крещения человек очищается, омывается, избавляется от грехов, становиться новым, чистым душой человеком. Для того чтобы принять это таинство, надо иметь веру и раскаяться во всех своих грехах, надо отречься от сатаны и всех дел его и захотеть соединиться с Христом. С момента крещения человек получает ангела хранителя и становится воином Христовым. «Кто будет веровать и крестится, спасен будет, - говорит Господь – а кто не будет веровать,
осужден будет». Таинство крещения совершается только однажды; оно как духовное рождение не повторяется. «Один Господь, одна вера, одно крещение», говорит апостол (Ефес.4,5.). Так и в Символе Веры сказано: « исповедую едино крещение во оставление грехов». Крещение необходимо для всех людей с самого начала их жизни, поэтому человека крестят еще в младенческом возрасте. Господь Иисус Христос говорил: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им ибо таковых есть Царствие Божие» (Мф.19.14.). Так и поступали
святые апостолы и принимали детей в Церковь Христову. Вспомним для примера апостола Петра, который в Яффе крестил первого из язычников римского сотника Корнилия, со всем его домом от мала до велика. Вера крещающего священника, родителей и восприемников (крестных родителей) восполняет недостаток сознания в младенце; благодать Божия действует при этом вне зависимости от возраста. Однако, восприемники (крестные) принимают на себя обязательство научить истинам веры своего крестника или крестницу.
Крещение совершается так: приступающему к крещению дается имя в честь какого либо святого; затем читаются молитвы об отогнании злого духа от крещаемого. Крещаемый(за младенца его восприемники) отрекаются от сатаны, и обещает веровать и служить Христу и читает Символ Веры. Потом освящается вода и крещаемый трижды погружается в воду со словами: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь».Это самый главный момент: на крещаемого
в это время невидимо сходит Святой Дух, очищает его от грехов и возрождает к новой христианской жизни. После этого крещаемому дается белая одежда, в знак чистоты его души и крест. Не крещенный человек не может принять ни таинство миропомазания, ни какого либо другого таинства. В случае смертельной опасности для младенца, и если нет по близости священника, крещение может быть совершено не священником, а всяким христианином, даже крещенным ребенком. В таких случаях надо только взять чистую воду и окунуть его
трижды или окропить ею трижды некрещеного младенца со словами: «Крещается раб Божий (дать имя ) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь». Если после этого ребенок выживает, то крещение уже не повторяется, и священник лишь восполняет пропущенные молитвы и совершает таинство миропомазания.
Таинство Миропомазания обычно совершается сразу после крещения. В крещении, как уже сказано, мы рождаемсяв жизнь духовную, освобождаемся от всех грехов и чистыми, невинными вступаем в царство Христово. Но как при телесном новорожденный ребенок нуждается для продолжения жизни в свете, воздухе, питании и движении, так - же точно и тотчас по возрождении человека в жизнь духовную, ему необходима благодатная сила, которая служила бы для него и
духовным воздухом и светом, и при помощи которой он мог поддерживать свою духовную жизнь и постоянно в ней укреплятьсяи возрастать. Вот эта – то особая благодатная сила и дается нам через таинство миропомазания. В ней верующему, при помазании священным миром частей тела во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, взращивающие и укрепляющие его в жизни духовной, нисходит сам Дух Святой со всеми благодатными дарами. Благодаря этим дарам разум человека просвещается к познанию истины, а
воля укрепляется к деланию добра. Видимая сторона таинства состоит в крестообразном помазании частей тела освещенным миромс произнесением слов: «Печать дара Духа Святого, аминь». Печать налагаемая на какую ни будь вещь, является знаком того, что вещь принадлежит владельцу печати. Печать Святого Духа показывает, что человек, получивший эту печать, освящен Святым Духом. Помазуются или получают печать дара Святого Духа следующие члены тела человека: чело (лоб), что означает освящение ума и
мыслей человека; грудь, что означает освящение сердца и желаний; очи (глаза), уши, ноздри и уста – что означает освящение чувств; руки и ноги, что означает освещение дел и всего поведения человека. Таким образом, весь человек освящается Духом Святым, делается храмом Божиим и жилищем Святого Духа. И как нам надо беречь себя от всякого зла и греха, чтобы не осквернить свою душу и тело, и не потерять благодать дара Духа Святого! Первоначально апостолы вместо помазания святым миром возлагали
на человека, принимающего таинства, руки. Это для них было удобнее. Но когда число верующих в Иисуса Христа стало увеличиваться во всех странах, то ни сами Апостолы ни их приемники, епископы, не могли являться повсюду, что бы тот часпо крещении низводить на всех крестившихся Духа Святого через возложение рук. И это было заменено помазанием миром, которое могли совершать по поручению апостолов, а потом епископов, и священники. Миро же освещали сами апостолы, а потом их приемники, епископы.
Первоначально оно освящалось во всякое время, смотря по нужде. Потом святое миро стали освящать на Страстной неделе перед Пасхой.
О таинстве миропомазания упоминается уже в первом послании святого апостола Иоанна, где сказано: «Вы имеете помазание от Святого… Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает и помазание сие учит вас всему, и оно истинно и неложно». (1 Ио. 11,20,27).