ВЕРУЮ ВО ЕДИНОГО БОГА ОТЦА, ВСЕДЕРЖИТЕЛЯ, ТВОРЦА НЕБУ И ЗЕМЛИ, ВИДИМЫМ ЖЕ ВСЕМ И НЕВИДЕМЫМ.
Это первый член Символа Веры. Что значить веровать в Бога? Веровать в Бога значит иметь твердую уверенность в том, что Бог есть, существует.Веровать во единого Бога значит иметь уверенность, что есть только один Бог, верховный Царь и Владыка всего сотворенного, и нет другого Бога, кроме Одного. Вначале все люди верили в единого Бога и не было примеров многобожия. Но
потом, постепенно, люди стали забывать единого истинного Бога, стали почитать многих богов, сделались язычниками. Язычники почитали за богов создания Божии. Создания они принимали за Создателя, вещи в мире – за Господа. Они почитали за богов и солнце, и луну, и звезды, и своих героев и даже животных ( быка, крокодила, птиц, рыб, гадов и прочих). И в наше время есть люди, неверующие в Бога; мы же, христиане, исповедуем веру во единого Бога.
Однажды языческий царь, Гиерон, спросил своего знаменитого мудреца, Симонида: « скажи мне, мудрец, что такое Бог»? Мудрец ответил царю: « Дай мне один день на размышление, и тогда я дам тебе ответ». День прошёл, и царь пожелал услышать ответ, но мудрец сказал ему: «Дай мне два дня на размышление, и по прошествии их, я дам тебе ответ». Когда прошли и эти дни и царь с уверенностью
уже ожидал ответа, Симонид сказал: «Дай мне четыре дня на размышление, и по прошествии их, я дам тебе ответ». Но прошли и эти дни, а Симонид по прежнему не давал царю желанного ответа. Он все продолжал откладывать его, требуя всякий раз на размышление времени в два раза больше, чем сколько дано было ему в предыдущий раз. Царь, наконец, нетерпеливо спросил, что означают эти постоянные отсрочки? Мудрец сказал: «Царь, чем более я размышляю о существе Божием, тем менее понимаю его. Существо Его не постижимо». Мы
христиане можем ответить на этот вопрос иначе. Существо Бога непостижимо и для нас, но из слова Божия мы знаем о свойствах Божих и можем дать иной ответ, чем тот, который дал языческий мудрец. Ответ этот заключается в трех словах Спасителя: «Бог есть дух». (Ио. 4,24). А апостол Иоанн ещё прибавляет: «Бог есть любовь» (Ио. 4, 8). Бог есть Дух вечный и неизменный, всемогущий и вездесущий, всёведующий и всепремудрый, всеправедный и всесвятый, истинный и верный, всеблагий и всемилостевый, всемилосердный
и долготерпеливый. Это все свойства Божии, которые приближают нас к понятию, что есть Бог.
В Единого Бога верят и иудеи и магометане. Чем же христианская православная вера в Единого Бога отличается от других вер? Это отличие состоит в учении, что единый по существу Бог троичен в лицах и есть Бог Отец. Бог Сын и Бог Дух Святой – один Бог в трех лицах. Веру в Бога единого по существу, но троичного в лицах мы исповедуем в первых словах Символа Веры: верую во единого Бога Отца.
Истина, чтоединый Бог троичен в лицах отчастибыла известна ещё в Ветхом Завете, но полностью она открылась в Новом Завете. В первый раз это совершилось при крещении Иисуса Христа: Иисус Христос второе лицо Пресвятой Троицы – пришел к Иоанну Крестителю на Иордан, чтобы Иоанн крестил Его (Мф. 3, 13-17). Иоанн исполнил это повеление Господа, и в то время, когда Господь выходил из воды, разверзлись небеса и Дух Святой сошел на Него в виде голубя и Бог Отец изрек Своим Божественным
Гласом: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в котором Мое благоволение». Так, при крещении Господа, явно обнаружилось, что три лица единого по существу Бога есть – Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой: Отец свидетельствовал с неба о Сыне; Сын крестился от Иоанна в Иордани, а Дух Святой низошел на Сына телесным образом в виде голубя.
В чём состоит взаимное отношение трех лиц единого по существу Бога?
Первое лицо Пресвятой Троицы, Бог Отец, ни от кого не рождён, не сотворён, и не исходит, имеет жизнь в самом себе.
Бог называется Отцом не только в отношении своего Сына, но и в отношении нас. Он не только наш Творец и Вседержитель, но (через Сына) усыновил Себе нас, удалившихся от Него по грехам, сделал Себе родными и позволил нам именовать Его в молитвенном обращении к Нему. Называя в молитве Бога « нашим отцом», мы исповедуем Его неограниченную к нам любовь. Второе лицо Пресвятой Троицы, Бог Сын, не сотворен
Богом Отцом и не исходит от Него, но предвечно рожден, т.е. вечно был, есть и будет Сыном Божиим. Третье лицо Пресвятой Троицы, Бог Дух Святой, не рожден и не сотворен Богом Отцом, но от вечности исходит от Него.
Вера в Единого Бога, Троичного в лицах, отличается от всякого другого единобожия (например, у магометан, или иудеев) еще тем, что открывает намвозможность лучше уяснить себе, что Бог есть Любовь.
Действительно, те народы, которые считают Бога не только единым, но и одиноким, естественно представляют себе Его суровым, далеким от людей, иногда прямо жестоким.
Мы же знаем, что Бог, это Пресвятая Троица, что Он Един и в тоже время Он есть самое тесное Единение, или Единство Трех бесконечно любящих друг друга лиц. Поэтому мы и говорим, что Бог есть Любовь.
Мы можем, хотя бы от части понять тайну Святой Троицы только любя, находясь в союзе любви, то есть только находясь в Церкви.
Учение о Святой Троицы непостижимо, но следующий рассказ о святом Константине может служить некоторым его объяснением. Однажды сарацинские мудрецы спросили св. Константина: «Как вы, христиане, единого Бога разделяете на три Бога? У вас есть Отец, Сын и Дух Святой». На это святой отвечал: «Не злословьте о Святой Троице; Отец и Сын и Дух Святой – три лица, существо же одно. Взгляните на солнце:
в нем три вещи: круг, сияние и теплота; также и в Пресвятой Троице – Отец, Сын и Дух Святой. Солнечный круг – подобие Отца: ибо, как круг не имел ни начала, ни конца, так и Бог есть безначалени безконечен; и как от круга солнечного происходит сияние и теплота, так от Бога Отца рождается Сын и происходит Дух Святой. Солнце состоит из трех вещей: из круга, сияния и теплоты, но разделяются ли они на три солнца, хотя каждая имеет особое свойство? Одно есть круг, другое – сияние, третье – теплота;
но кто скажет, что не одно, а три солнца? Так и Пресвятая Троица, хотя имеет три лица – Отца, и Сына, и Духа Святого, однако, не разделяется на три Бога, но есть един Бог».
Мудрецы ничего не смогли возразить против этого объяснения и стали говорить о другом.
Итак, мы веруем во Единого Бога Отца, веруем в святую, единственную, животворящую и нераздельную Троицу. Её прославлением священник начинает всенощную: «Слава святей, единосущней, животворящей и нераздельной Троице всегда, ныне и присно и во веки веков».