Ещё мы веруем, что Бог есть Вседержитель. Что значит Вседержитель? Это значит, что Бог всё держит в Своей силе и власти, всем ведает, всем управляет. Своею всемогущею волею Бог поддерживает существование мира и всех порядков, действующих в нем, поддерживает до времени, пока это ему угодно.
Далее по Символу, мы веруем в Бога Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. Бог сотворил небо и землю и все, что на ней. Представим себе, что мы находимся в большом доме, и живущие в нем говорят нам: дома этого не строил никто и прежде его не было, но в одно утро он сам собой, совершенно случайно, появился здесь. Неужели можно поверить этим словам? Никогда. Кто не
будь, построивший этот дом, должен быть непременно. О происхождении мира можно сказать тоже. Мир не мог произойти сам собою. Должен быть некто, кто сотворил его, и этот некто есть Бог; только Он Один мог сотворить весь мир. Апостол Павел говорит в послании к евреям: « Всякий дом устроится кем либо, а устроивший все есть Бог». Об этом интересно и верно рассуждал блаженный Августин: « Однажды я, рассказывает он, пожелал узнать, где или в каком месте находится мой Бог? Спросил я землю « Скажи мне земля, где мой
Бог»? Она ответила и сказала: «не я твой бог». И все что находятся на ней, тоже самое сказали мне. Тогда спросил я море и все глубины и животных его: где мой Бог? И они ответили мне: « не мы твой Бог; ищи Его выше нас». Спросил я воздух веющий: где мой Бог? И воздушное пространство со всеми обитателями своими сказало: « не мы твой Бог». Спросил я небо – солнце, луну и звезды, но и их речь была: « не мы тот Бог, Которого ты ищешь». Тогда я обратился ко всем, представлявшимся кругу моего зрения предметам и сказал
им: «вы ответили мне, что не вы мой Бог; что же вы можете сказать мне о Нем»? И все они громко закричали: « Он сотворил нас»!
Первоначально не было даже материи, из которой мог бы быть создан мир. Бог сотворил мир из ничего по Своей воле, Своим всемогущим словом. Сотворил постепенно в шесть дней – периодов. О творении мира рассказывается в Библии, в первых словах книги Бытия: « В начале сотворил Бог небо и землю» и т.д. Уже из этих слов Священного
Писания видно что Бог был прежде мира, что Он безначален и вечен. Всё существующее получило своё бытие от Бога и без Бога ничто не произошло, что существует. Бог же, ни от кого не получил Своего начала, и есть Дух несотворенный. ( О творении мира смотрите в Библии книгу Бытия главу 1.)
Бог бесконечно превосходит мир. Он всемогущ, премудр и благ. Достаточно посмотреть со вниманием на небо и землю, на всю природу, на все творения Божии, чтобы почувствовать всё величие и славу Божию. Вот почему на всенощной священник возглашает: « Слава Тебе, показавшему нам свет»! – и хор поет великое славословие Богу – Творцу неба
и земли и всё что на ней.
Что значит в символе веры выражение: «верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым всем и не видимым»? Этим словом мы исповедуем, что кроме видимого мира, т. е. кроме того мира, который можно видеть, Бог сотворил и ещё мир невидимый. К невидимому миру принадлежат духи, не имеющие плоти и костей и потому и невидимые. Мы
веруем, что есть бесплотные духи – ангелы ( слово ангел значит вестник ). Сам Бог открыл нам в своём слове ( в Священном Писании ), что есть Ангелы: в Библии, в рассказе о грехопадении первых людей, сказано: «изгнал Бог Адама, и поставил на востоке, у сада Едемского, Херувима и пламенный меч обращающейся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Бытия 3, 24). Упомянутый здесь Херувим был небесное существо, Ангел Божий. Так, уже в самом начале истории человечества, упоминается Ангел, который, как вестник
и служитель Божий, должен был совершать своё служение на земле. В течение всей священной истории встречаются указания на сосуществование и служение Ангелов. Например, в Ветхом Завете явление Ангелов Божих было Аврааму, когда тот готов был поразить своего сына Исаака; Иакову, когда он видел Ангелов Божих восходивщих и нисходивших по лестнице. В Новом Завете мы хорошо знаем явление Ангелов Захарию, отцу Иоанна Предтечи, Пресвятой Богородице при Благовещении, Вифлеемским пастухам в ночь Рождества Христова и т.д.
В ночь Рождества Христова Ангелы впервые воспели ту священную песнь: « Слава в Вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение», которую теперь мы часто слышим в церкви и которая особенно радостно и торжественно звучит в храме в праздник Рождества Христова.
Ангелы, сотворенные Богом духовные существа, живут на небе, находятся перед лицом Божиим. Они ближайшие служители Божии и одарены разумом и волею высшими, чем у человека. Пророк Исаия, когда видел Бога, сидящего на престоле, видел и Ангелов – серафимов, взывавшим к Богу: « Свят, свят, свят Господь Саваоф. Вся земля полна славы Его»!
Это ангельское песнопение сохранилось до сих пор и поётся за литургией.
Невидимые Ангелы, хотя и живут на небе, но не далеки от нас. Они видят всё, что происходит с нами. Они знают, когда грешник обращается на путь правильной жизни и радуются этому. « Так говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся», - говорит Господь Иисус Христос в заключении притчи о заблудшей
овце и о потерянной драхме (Лука 15, 10). Святые Ангелы принимают участие в судьбе каждого человека, каждый христианин при крещении своем получает особого Ангела, который сопутствует ему на всех путях жизни его до самой смерти, помогает ему в добре и предохраняет от зла. Эти Ангелы называются Ангелы Хранители. Из жизни Св. Поликарпа, епископа Смирнского, мы знаем следующий рассказ, показывающий, как ангел – хранитель помогает человеку. Св. Поликарп путешествовал со своим диаконом. Для ночлега они остановились
в гостинице. В полночь ангел толкнул св. епископа и сказал: « Поликарп, встань и скорей выходи из гостиницы: она сейчас упадет». Святитель разбудил диакона и приказал ему выходить вместе с ним. Но тот разоспался и не хотел вставать: «ты, говорил он святителю, непрестанно размышляешь о божественном писании, сам не спишь и другим не даешь отдохнуть». Ангел снова велел святителю выйти из гостиницы. Тогда святитель опять разбудил диакона и сказал ему, что гостиница обрушиться. Диакон всё не хотел вставать. Ангел
явился в третий раз. И как только святитель с диаконом вышли, гостиница упала и разрушилась до основания. Так Господь через Ангела – Хранителя сохранил от опасности Своего угодника. Ангелы Хранители помогают людям в разных обстоятельствах.
Но для того чтобы, Ангелы Божии постоянно находились при нас и были бы в общении с нами, мы должны приближаться к ним своею благочестивой христианской жизнью, то есть должны стараться быть хорошими людьми и жить так, как заповедовал Христос. Мы должны исполнять волю Божью так, как на небе исполняют её святые ангелы и потому мы молимся в молитве господней: «
да будет (исполнятся) воля Твоя, как на небе (ангелами), так (так же быстро и хорошо) и на земле (людьми).
Кроме добрых и святых духов или ангелов, есть и злые несвятые духи. Бог сотворил всех ангелов добрыми, но часть ангелов согрешила, и поступила против заповедей Божих, оказала непослушание Богу. Эти духи пожелали быть больше того, чем они должны были быть по воле создавшего Бога, пожелали большего господства, больше для себя славы. Другими словами они
возгордились. Значит, гордость был тот грех, через который эти духи пали и отпали от Бога.
Злые духи образуют из себя целое царство, в котором есть свой верховный начальник – Сатана, Диавол, клеветник, обольститель. Их много. Все их мысли направлены не на добро и правду, а на зло и неправду, не на любовь к Богу, к Его святым и к людям, но на вражду против Бога, против ангелов и людей. Добрые духи делают только добро, а злые духи – только зло. Диавол называется
лжецом и человекоубийцею. Что Диавол лжец, обманщик, ясно видно из истории искушения первых людей. Бог сказал, что люди умрут, если вкусят от древа познания добра и зла. Диавол же, напротив, утверждал, что они не умрут. Эта была ложь и обман. Диавол говорил Еве, что люди сделаются равными Богу, как только вкусят от запрещенного плода. Эта опять была ложь – не одно творение не может быть равным Богу. Диавол хотел направить людей не на путь добра и правды, но на путь греха и неправды. Он разделяет
людей, отвращает от любви и от Бога и господствует всюду, где грешат и служат греху. « Кто делает грех, тот от Диавола, потому что сначала Диавол согрешил», - говорит св. ап. Иоанн.
Как предохранить себя от искушений и хитрости злых духов? Мы, христиане, - дети Божии. При крещении нас называют воинами Христа. Но воин всегда должен быть на страже, чтобы враг не причинил ему вреда. Точно и так – же необходимо стоять на страже своей души, оберегать её от злых чувств и мыслей, от всякого греха и молиться Богу: «не введи нас во искушение,
но избави нас от лукавого». Будем, бодрствовать и молиться и крепко верить в Бога, и тогда ни какие силы ада не в состоянии будут повредить нам. Верую во единого Бога Отца Вседержителя Творца небу и земли видимым всем и невидимым. Следующие шесть членов Символа Веры излагают нашу веру во Второе Лицо Пресвятой Троицы, в Сына Божия, Господа Иисуса Христа, Врача наших душ и Спасителя от грехов