Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета ЗАПОВЕДИ ХРИСТА



Воскресенье, 20 Июл 2014 | Рубрика: №7, июль 2014 г.
Метки:

(Продолжение. Печатается с № 10 2004 г.)

«Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдёт небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречётся в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречётся в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царство Небесное» (Мф. 5. 17-20). Об этой заповеди мы продолжаем говорить.


Прежде чем нарушить «одну из заповедей сих малейших», её надо услышать. А слышать другого — значит быть в единстве с ним. Настоящее чудо: «Я слышу твой голос». Но мы обычно воспринимаем это как обязанность, обузу.

По этому поводу у Христа есть прямые слова: «овцы Мои слушаются Моего голоса» (Лк. 10. 27). Они не выполнили Его заповедь — только слышат её. Но здесь раскрыто то, что почти никогда не обсуждается — и тем самым крадётся надежда у людей. Оказывается, великое дело — если душа способна услышать Христа, обрадоваться слову Господа, хотя пока совершенно не способна выполнить Его слово, принять, сохранить. Это уже достойно нашей благодарности. А у того, кто не благодарит за встречу, за прозрение в иной мир, отнимается и то, что он надеется иметь (см. Лк. 8. 18).

Повторю ещё раз: только увидев свет, мы можем понять, что натворили, сколько тьмы принесли в отношения с людьми. Человек, когда-то предавший свет, воспринимает грех мелко — как пустяк. Но, встав перед Христом, мы обнаруживаем, понимаем глубиной, что творим. Правда, почти никто перед Ним не встаёт лицом к лицу — не хочет. И это одна из причин, почему люди ищут закона, а не духа, как Его дети и друзья. Перед законом легче оправдаться: «Ну, виноват чуть-чуть, вот тут кое-что нарушил…»

А способен ли ты, человек, быть чадом Божиим? Исполнять то, что Господь тебе завещал, вручил? Если чувствуешь, что способен, с тебя один спрос. А если считаешь, что это удел святых, избранников, а ты никто, — спрос другой. Тут уже лукавая совесть заявляет: «Ты меня не доделал, Господи! Я не совершенен — и ничего не могу, горбат — и только могила меня исправит».

А ведь это форма отречения от Бога. И она широко принята людьми, входит в наш повседневный символ веры, основываясь на котором мы оцениваем происходящее и строим планы.

Христос вручил людям молитву «Отче наш…» — обращение к Небесному Отцу. Кто такой отец? Тот, кто близок, доступен, чьим наследником является человек — не по карману, а по уму, совести, чувствам, возможностям.

Но мы, похоже, считаем себя детьми обезьян, или каких-то рабов, или негодяев. Чей ты сын, наследник? Ответь.

Живой закон — Сам Христос. Отвергая малейшее в Нём, мы становимся нарушителями этого живого закона. Господь говорит каждому человеку: «Ты богоподобен!» А что слышит в ответ? «Нет, Ты ошибся! Я хуже, чем Ты думаешь!» Спаситель вновь напоминает: «Ты из Моего дома, Я за тобой пришёл на землю!» И опять слышит: «Небо не подойдёт мне — и не выдержит меня! Мне нужны еда, одежда и твёрдая почва для опоры».

Этот спор продолжается из века в век, давно стал не спором, а отречением.

Протоиерей Алексий ПОТОКИН

(Продолжение следует)


В избранное