Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета «ВЕЛИКАЯ ЖЕНА БЫЛА ОНА…»


— Великая и святая жена была  она, матушка Агафья Семёновна, вельми великая и святая! — говорил преподобный Серафим Саровский. И рассказывал, что она имела духовный дар, что из глаз её постоянно текли слёзы. Тёплые, молитвенные. Когда Агафья Семёновна бывала в Саровском монастыре, то во время Богослужения стояла напротив чудотворной иконы Божией Матери «Живоносный Источник». И сама становилась «благодатным источником» слёз.

Мы знаем её теперь как преподобную Александру Дивеевскую. Сведения о ней находим в «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», составленной ещё одним святым — священномучеником Серафимом (Чичаговым).

«ИДИ НА СЕВЕР РОССИИ»

Агафья Семёновна Мельгунова родилась в Нижегородских краях. Она была женой полковника. Владела богатыми поместьями в Ярославской, Владимирской и Рязанской губерниях.

В тридцать лет Агафья Семёновна овдовела и приехала в Киев. С нею была трёхлетняя дочь — её единственный ребёнок. Остановилась Мельгунова во Фроловском монастыре и через какое-то время приняла там монашество с именем Александра. Известно, что она недолго жила в Киеве. Как-то монахиня Александра допоздна молилась, а потом прилегла. То ли во сне, то ли наяву ей явилась Царица Небесная:

—Это Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе Мою волю.

Дальше Владычица сказала, что Мельгуновой надо покинуть Киев, отправиться на север Руси. Там обойти монашеские обители, посвящённые Богородице

—И будет место, где Я укажу тебе окончить твою жизнь, и там прославлю Моё Имя. На месте твоего жительства осную такую великую женскую обитель, на которую изведу все благословения Божии и Мои — со всех трёх Моих жребиев на земле.

Видение закончилось.

Монахиня Александра была мудра и осторожна. Она пошла к духовнику с вопросом: можно ли всему этому верить?

ЖРЕБИЙ

Тут важно объяснить, что такое жребий. Воскресший Спаситель отправил Апостолов на проповедь — и они выбирали, кто куда пойдёт. Божия Матерь, по преданию, тоже тянула жребий — и Ей выпала Иверия (Грузия). Правда, во время земной жизни Владычица туда не попала, уже в конце III—начале IV века Она послала в Грузию равноапостольную Нину — и святая привела этот народ ко Христу.

Именно Богородица считается Игуменией Афона — всех его монастырей. Она была там, благословила это место — Свой второй жребий. Третий — Киево-Печерская Лавра. В Киев Пречистая отправила с Афона монаха Антония — преподобного Антония Печерского, основателя русского монашества.

И вот Царица Небесная посылает Агафью Семёновну из Малороссии, куда входил Киев, на север России. Она выбрала себе ещё один удел. Высока же была перед Богом Агафья Семёновна, получившая такое поручение!

СТАРЦЫ И СТАРИЦЫ РАССУДИЛИ

Монахиня Александра обратилась к старцам и старицам высокой жизни. Их было тогда много в Киеве. Просила совета. Старцы и старицы рассудили: это было настоящее явление Царицы Небесной. И Её повеление надо выполнить.

Они предложили Агафье Семёновне скрыть монашество, одеться по-светски и под именем помещицы Мельгуновой ехать на север России.

Неизвестно, долго ли, коротко ли путешествовала Агафья Семёновна по обителям, посвящённым Пресвятой Богородице. В 1760 году она приближалась к Саровской Успенской пустыни. Двенадцать вёрст оставалось до неё. Мельгунова устала — и в селе Дивеево остановилась отдохнуть.

Село было с рабочим населением, шумным, нетрезвым. Агафья Семёновна уединилась, присела на кучу брёвен за стеной деревянного храма. И то ли уснула, то ли нет, но ей снова явилась Царица Небесная:

—Вот место, которое Я велела тебе искать на севере России… Живи и угождай здесь Богу до конца дней, и Я всегда буду с тобой, буду посещать это место. И здесь Я осную такую Мою обитель, равной которой не было, нет и никогда не будет во всём свете. Это Мой четвёртый жребий во вселенной.

Радость наполнила сердце Агафьи Семёновны. Теперь уж она отправилась за советом к Саровским старцам, благо, было недалеко. А в Саровском монастыре духовная жизнь тогда процветала.

Удивительно, что Владычица привела Агафью Семёновну не в тишину и безлюдье, а в шумный, почти бандитский посёлок. Драки, разборки тут не утихали. Как жить, молиться монахине в таких условиях?

Саровские старцы рассудили: пусть подвижница поселится в деревне — в двух верстах от Дивеева.

СВЯЗИ С МИРОМ ОБОРВАЛИСЬ

Сказано — сделано. Агафья Семёновна подыскала жильё и обосновалась в деревне. Вскоре заболела и умерла её девятилетняя дочь. Последняя связь с миром оборвалась. Богатые имения, которые пошли бы в приданое дочери, Агафья Семёновна решила продать. И она уехала из Дивеева.

На устройство дел у неё ушло несколько лет. Капитал полковницы сильно умножился. Она сделала богатые вклады в монастыри, чтобы там поминали об упокоении мужа, дочь, родителей, родню. Помогла достроить и возобновить двенадцать храмов. Обеспечила нескольких сирот, вдов, обнищавших семей. И вернулась назад.

На этот раз саровские старцы благословили Агафью Семёновну поселиться у приходского священника. Она построила себе келью. Занималась простым деревенским трудом: ухаживала за скотиной, чистила хлев, стирала, готовила. Летом бывала в крестьянских избах — и там убирала, кормила детей. Тайком выходила на поля и жала хлеб у немощных хозяев.

По праздникам и воскресеньям после Литургии она останавливалась на площади у храма и беседовала с людьми. Рассказывала о праздниках, о том, какой может и должна быть христианская жизнь. Это внешние труды. А главным делом её была молитва.

КАЗАНСКИЙ ХРАМ

В 1767 году Агафья Семёновна начала строить в Дивееве новый храм в честь Казанской иконы Божией Матери — на том месте, где ей явилась Царица Небесная. Старый деревянный храм, у стены которого она когда-то отдыхала, совсем обветшал. Был он посвящён святителю Николаю Чудотворцу.

В новом церковном здании сделали два придела. Один — Никольский. А кому посвятить второй, Агафья Семёновна не знала и просила Бога, Владычицу открыть ей это.

Ночью монахиня Александра молилась. Вдруг — стук в окошко. Чей-то голос произнёс:

—Да будет престол сей первомученика архидиакона Стефана!

Матушка выглянула в окно. Никого там не было. Но на подоконнике лежала икона святого, написанная на почти неотёсанном обрубке дерева. Радостно, невыразимо радостно стало монахине…

Она поехала в Казань, чтобы заказать и привезти в Дивееево список с чудотворной иконы Божией Матери. Потом отправилась в Киев — просить частички мощей святых. Мощи вложили в серебряный с позолотой крест.

Из Москвы Агафья Семёновна привезла богослужебные сосуды и большой колокол — семьдесят шесть с половиной пудов. А иконостас в Казанскую церковь прибыл из старого собора Саровского монастыря.

Наконец храм готов. Все три престола освящены.

ДУХОНОСНАЯ СТАРИЦА

В Дивееве и его окрестностях постепенно узнавали о высокой жизни матушки Агафьи Семёновны. Свет не скроешь, он сильнее тьмы — и пробивает её. К свету стремятся те, кому он нужен.

И к Агафье Семёновне начали приходить за советом и благословением соседи, крестьяне, купцы, священники. Она была умной, начитанной, хорошо воспитанной. Умела сказать человеку доброе слово, подбодрить. В общем, настоящая старица.

Духовная дружба связывала матушку с игуменом Пахомием — настоятелем Саровского монастыря. Она много жертвовала на обитель — и Агафью Семёновну там считали благотворительницей.

Прошло уже двадцать восемь лет с тех пор, как монахиня Александра появилась в Дивееве. Она болела, слабела. Но пока никак не складывалась община, из которой, как понимала матушка, должен вырасти самый значительный монастырь Божией Матери, больше которого — не будет.

ОБЩИНКА

За полгода до смерти Агафья Семёновна получила неожиданный подарок. Дивеевская помещица, владевшая землёй около Казанского храма, пожертвовала ей 1300 квадратных сажен (около шести соток).

Саровские старцы посоветовили строить на этой земле кельи и здания для хозяйственных нужд. Епархиальное начальство тоже не возражало. И в кратчайший срок были воздвигнуты три кельи. Одна — для самой монахини Александры, вторая — для послушниц и последняя — для паломников, которые направлялись в Саров.

Послушницы вскоре появились — их тоже было три. Жили по строгому и трудному уставу Саровского монастыря. Под опёкой и присмотром настоятеля отца Пахомия. Сёстры занимались рукоделием: шили свитки (длинную верхнюю одежду), вязали чулки и всё, что было необходимо саровским насельникам. Таким образом зарабатывали себе на пропитание. Пищу в общинку присылали из обители — с братской трапезы.

ПРОЩАНИЕ

В июне 1789 года Агафья Семёновна почувствовала близкую кончину. Она отправила послушницу в Саровский монастырь — и на этот зов к ней приехал отец-казначей Исаия. Он постриг матушку в схиму. Имя оставил прежнее — Александра.

Послушница волновалась. А схимница успокаивала её и пророчествовала:

—Молись Богу, Господь не оставит тебя! Я уж скоро отойду от сего света, а ты ещё долго проживёшь и увидишь, что сбудутся слова мои, соберётся на этом месте большая обитель.

Несомненно верила она обещанию Божией Матери.

Примерно 23 июня отец-настоятель Пахомий вместе с казначеем отцом Исаией и молодым иеродиаконом отцом Серафимом ехали из Сарова на похороны одного монастырского благодетеля. По дороге навестили Агафью Семёновну.

Она попросила соборовать её — и великие отцы выполнили просьбу схимницы. Мать Александра отдала отцу-настоятелю все деньги, которые у неё оставались, потому что понимала: послушницы не смогут ими правильно распорядиться. Просила поминать её об упокоении в Сарове. И не оставлять общинку. Отец-настоятель ответил:

—Матушка! я стар и слаб… А вот иеродиакон Серафим молод. Ты поручи ему это великое дело!

И матушка Александра поручила молодому иеродиакону отцу Серафиму потрудиться над созданием Дивеевской обители. Обещала: во всём наставит его Сама Царица Небесная.

Так перед переходом в Вечность преподобная Александра Дивеевская передала заботу о создании Свято-Троицкого Дивеевского монастыря преподобному Серафиму Саровскому.

…Через три дня, на обратном пути, саровские отцы отпели схимонахиню Александру. Похоронили её за алтарём Казанской церкви.

ПАМЯТЬ

Теперь мощи преподобной Александры покоятся в самом Казанском храме. Он находится на территории огромного Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. Преподобный Серафим Саровский об этом храме говорил:

—При светопреставлении вся земля сгорит, радость моя, и ничего не останется. Только три церкви со всего света будут взяты целиком, не разрушенными на небо… третья-то Казанская. Всё место, освященное подвигами матушки Александры и прочих, взойдёт в этот храм, а теперешняя-то церковь останется как бы ядрышком…

Дело, которое не успела завершить преподобная Александра, продолжил святой, о котором Царица Небесная свидетельствовала:

—Сей из рода нашего.

Всю жизнь поминал в молитвах преподобный Серафим Саровский схимонахиню Александру и повторял:

—Великая и святая жена была  она, матушка Агафья Семёновна, вельми великая и святая!

Наталия ГОЛДОВСКАЯ


В избранное