Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета ЗАПОВЕДИ ХРИСТА


Азы

(Продолжение. Печатается с № 10 2004 г.)


Дух злобы искушал Христа в пустыне. Поставил Господа на крышу храма и предложил: «Если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» (от Матфея. 4. 5-6). Сама ситуация здесь уже рисуется искаженно-противоречиво: Христу предлагается броситься с крыши храма – дома, где живет Бог.

В Раю храма не было. Там был Сам Господь. А на земле нам нужно место, куда мы приходим для встречи с Ним. Ожидаем этой встречи. Мы входим в храм и свидетельствуем, что слишком мало знаем Бога, связаны с Ним. В нас чересчур слабы благодатные дары – покаяния, благодарности.

В храме мы склоняем головы в знак того, что сердце наше – не склоняется. Просим милости, прощения. Просим, чтобы в Таинствах была восполнена немощь, неправда нашего сердца. Храм – место особого присутствия Бога на грешной, гибнущей земле, где милостью, снисхождением Неба в конце концов преодолеваются умирание и смерть.

Так неужели кто-то из нас может стать настолько дерзким, что заявит: «Я прыгну с кровли – и Ангелы меня понесут, потому что я этого достоин, обладаю чистотой и полнотой веры»? Если так, то в этом человеке явно проявятся лукавство, лицемерие, двойственность. И еще – ожидание чуда: пусть другой покажет свою силу, а Бог – всесилие и власть.

В подобной ситуации можно и нужно сказать человеку: «А ты спустись по лестнице!» Именно об этом говорит Христос: «Не искушай Господа Бога твоего» (от Матфея. 4. 7). И оставляет эту заповедь нам.

У Максима Исповедника есть такое определение: грех – это неправильное использование вещей. Слово «вещь» тут понимается в широком смысле и означает не только предметы, но и мысли, чувства, веру, ближнего, Бога.

Бывает жизнь естественная и противоестественная. Что обычно нарушает естественность? Вредители – в широком смысле слова. Их мы принимаем в свою жизнь – и открываем путь, которым входит смерть. Например, если человек нужен нам не для дружбы, а для того, чтобы от него получить какую-то выгоду, то это – уже противоестественно. Болезнь зашла далеко.

Слова о том, что сила Божия проявляется в человеческой немощи, мы обычно понимаем так: «Что-то я совсем никуда не гожусь, Господи! Так Ты давай, действуй!» А на самом деле они вот о чем: нам надо свои силы истратить до конца, дойти до предела. И когда принесем все, что имеем (скажем, две лепты), тогда вступит Сам Бог – и восполнит Своей дружбой с нами нашу нищету и поможет все устроить. Пусть у тебя ничтожное количество сил. Но ты будь Ему со-работником.

А как узнать, сколько у нас сил? Обычно человек мечтает о себе: то ему кажется, что он велик – и все может. То воображает, что ничтожен – и не может ничего. И то и другое – ложь. Нужен немалый путь, чтобы нам протрезветь, понять свои возможности.

Иногда не может трудиться душа – так поработай телом. Порой происходит наоборот, иссякают физические силы. Тут есть такое правило: терпеливо жди согласия, когда душа и тело будут едины. Такое возможно. И тогда человек становится целомудренным, цельным, единым с Богом и богатым Его богатством.

Протоиерей Алексий ПОТОКИН
(Продолжение в следующем номере)


В избранное