Мы продолжаем говорить об искушении Христа в пустыне (от Луки. 4. 1-13). И в прошлый раз пришли к выводу: пища не от мира сего совершенно необходима человеку. Он и сам может ее найти при желании, и поделиться с другими.
И снова мы изумляемся: то, что высоко перед Богом, низко перед людьми. Нам кажется, надо иметь всего побольше. Но, оказывается, человеку важнее – отдавать себя, чем принимать. Хотя, конечно, нужно и то, и другое. Нужна взаимность. Мы же, в отличие от Бога, не являемся источником света. Нам надо сначала принять свет от Господа – и тогда делиться с другими от своего светильника. Жажда, алкание иной, вечной жизни – это важный признак здоровой души. Человек превращается в циника (тоже своеобразная вера!),
когда считает: «Все счастье – в земле и ее количестве!» Попросту – в материальном.
Часто подобные люди даже начинают изображать счастье. И это проявление слабости. Ведь вся история человечества свидетельствует: как только кто-нибудь становится всевластным обладателем хоть чего-то, даже великого, он начинает глубоко скучать.
Конечно, мы подчиняемся законам земли. Материальное богатство для нас – часто притягательно. При этом человек, им владеющий, бывает не важен. Его «не видно» за богатством. Приходя к нему дом, люди нуждаются не в нем, а в том, что есть в этом доме.
Христос и тут утверждает нечто новое для нас. Заканчивается эпоха, когда человек был только плотью и абсолютно зависел от еды (не только для желудка, но и для ума, чувств). Пришла другая жизнь, иное Царство. Мы можем стать сыновьями этого Царства и получить богатство в наследство от Небесного Отца. Не создать или заработать, но принять от Господа Его жизнь.
Человек, который увидит, поверит, что лично за ним – не за кем-то! – пришел на землю Христос, поймет и то, что Господь в нем всегда нуждался. Не как в богаче, а как в том, кто пропадал. И хотел одарить Своей милостью, прощением, исцелением, освобождением.
Все слова, исходящие из уст Бога, – об этом: о милости и о шаге навстречу другому. О забвении Себя, отречение от Себя – ради плохого, а не хорошеньких.
По примеру Господа мы тоже входим в пустыню – в пост. Это нужно нам, потому что там человеком не владеет небытие обыденности, злобы дня. И не определяет его сознание. Сердце, становясь свободным, не соглашается продавать себя ни за какие деньги.
Раньше человек этого не мог, а теперь может. При одном условии: «Господи, если Ты будешь со мной, я постараюсь не предавать Тебя, себя и людей!»
Вероятно, это получится не сразу. Ведь нам еще надо испытать, насколько мы уже успели «влезть в долги» на земле. Порой кажется, что невелик выкуп, который надо за нас принести. А на самом деле – он очень и очень большой.
В пост мы хотим убедиться, в частности, что без зрелищ, без разнообразия пищи жизнь может быть счастливой.
Человек способен думать, рассуждать. Быть самостоятельным в мыслях. И если эти мысли неправильные, исправлять их. Наше бессилие – не вечно, не абсолютно. Признавая его перед Богом, человек возрождается.
Но эта сосредоточенная, свободная жизнь, конечно, немыслима в рабстве. И Господь разрушает власть разнообразного «богатства» над нами приходом в пустыню нашей души. Бог богаче любого богатства.
Протоиерей Алексий ПОТОКИН (Продолжение в номере № 9)