Семейная православная газета ИСКУССТВО – ОСТРОВОК СПАСЕНИЯ
Интервью
В толковом словаре Владимира Даля слово «культура» объясняется так: «обработка и уход, возделывание… образование, умственное и нравственное». Культура народа многообразна: земледельческая, кулинарная... И особое место в ней занимает искусство, которое нужно – для души.
Понятно, что «возделывание» человека начинается с самого рождения. Родители, педагоги, люди рядом, обстановка дома, природа, книги, фильмы, – все входит в нашу душу, формирует ее.
Священник Константин СОПЕЛЬНИКОВ, настоятель Троицкого храма в Чертанове, много работает с детьми, подростками. Руководит театральной студией (раньше он был профессиональным актером и режиссером). Занимается с ребятами в детских садах и школах.
-У апостола Павла есть слова о том, что во Христе нет ни иудея, ни эллина. Это не отрицает национальную культуру? – спрашиваю отца Константина. -Конечно, нет, – отвечает он. – Апостол Павел говорил о том, что перед Господом мы все равны, все Христовы. Но у каждого народа есть своя культура – и она хороша. Те же сказки, те же песни, которые мы слышали с колыбели. Редко найдется человек, который из детства вынес бы что-то плохое. Я смотрю на бомжа или преступника – и все равно понимаю:
он был ребенком, лежал на руках у матери. -Да, он – единственный. -Кто-то у его колыбели читал молитвы, пел народные песни. -В культуре есть духовная составляющая? -Конечно! Народное наследие не может быть в отрыве от духовного, иначе народ станет другим. -Значит, культура даже выражает духовную сущность народа? -Каждого народа. Недавно в детской студии мы разбирали с детишками сказку о царевне-лягушке. И дети (сами дети!) определили,
что эта сказка учит послушанию. -Каким образом? -Младший сын выпустил из лука стрелу – и она упала в болото. Из-за послушания отцу, чтобы его не обидеть, сын женился на лягушке, хотя и не знал еще, что она была царевной. -Интересный поворот темы! Ваша театральная студия – это прежде всего воспитание культуры: слова, движения, пения, общения. Но есть мнение, что православным людям это не нужно. -Неправильно, мы ведь живем в этом мире. Конечно, Господь сказал,
что мы будем в поте лица добывать свой хлеб, что земля нам произрастит волчцы и тернии. Но на земле у нас есть радости, и мы должны их замечать. Вот мы входим в храм – и что видим прежде всего? Красоту. Прекрасные лики на иконах, со вкусом расставленные цветы. Это церковное искусство и церковная культура. Заметьте, духовную красоту человек может ощущать даже в полуразрушенном храме. Он начинает себя вести по-другому. -Иногда – лучше, иногда – наоборот. -Да, потому что, насколько
человек по Божественному творению высок, настолько бывает и низок. В храм мы приходим с грузом своих житейских забот, внутренней греховности. А что происходит потом? Вот вы помните свою первую исповедь? -Конечно! -Выходишь из храма – и не идешь, а летишь. -И еще: все становится красивее. Небо, деревья, цветы, люди. За порогом храма красота тоже притягательна для нас. -Конечно! Попадаем в лес – и любуемся деревьями, цветами. Найдем гриб – и говорим: «Надо
же, какой он удивительной формы!» Я приехал к сестре в Донбасс, а у нее дача в степи. Ночью вышел посмотреть на небо. А там в июле – звездопад. И такое впечатление, что можно дотянуться рукой до звезды. Когда смотришь на всю эту красоту, думаешь: «Дивны дела Твои, Господи! Все премудростью сотворил еси». Другое дело, что мы странники и пришельцы на земле, ни к чему этому не прилепляемся. И, по слову апостола, «не имамы бо зде пребывающаго града». -Земная красота – это отражение небесной? -Да, и напоминание о ней. Все настоящие произведения искусства – тоже напоминание о Божественном творении. Они несут в себе заряд добра. Людям полезно смотреть хорошие спектакли, фильмы. Это шаг к Богу. У меня в юношеском возрасте появилась привычка перед сном что-нибудь читать. Как-то я открыл для себя Омара Хайяма. У него есть такое стихотворение: Словно сердце, горит, не сгорая – любовь. Словно птица небесного рая – любовь. Но еще не любовь – соловьиные стоны. Не стонать от любви,
умирая, – любовь. Казалось бы, небольшое стихотворение, но о любви сказано все. И потом, когда я прочитал слова апостола Павла, что любовь долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, они сразу стали мне близки. -Поэзия стала шагом к Богу? -Да. Искусство в нашем мире является островком спасения. Особенно для людей мало и не воцерковленных. -Практически для всех. -Есть много такого, что нам нужно поддерживать, развивать для последующих
поколений. Мы же сохраняем картины лучших художников, доброе кино, которое у нас было. Записи оркестра Поля Мориа. -И песенки Булата Окуджавы. -А какие у него военные песни! -А что происходит с детьми у вас в театральной студии? -Они на глазах меняются. Это трудно объяснить. Когда мы прикасаемся к хорошему материалу, то начинаем его чувствовать – и что-то с нами происходит. Человек словно просветляется. За больше чем 10 лет существования студии никто
из наших ребят не стал актером. -Это плюс? -Думаю, да, потому что они приходили в студию не себя показать. Это была их внутренняя потребность узнать о духовной жизни. Потом уже я некоторых из них венчал, детей у них крестил. Со многими поддерживаем добрые отношения. -Прививка культуры, красоты что-то им дала? -Конечно. Мы начинали ставить ту или иную вещь – и говорили, о чем спектакль будет, что мы хотим им сказать. И это были спектакли-проповеди. Прежде
всего – для нас самих. -Как-то иду по улице. Следом – две девочки лет по двенадцать. И одна другой говорит: «У меня есть такая классная тюремная песенка!» Что за странный интерес к «тюремному» искусству? -В начальную школу приходят разные детки. По оценкам учителей, около 70 процентов из них – педагогически запущены. Их никто не воспитывал, не прививал им вкус. Мы можем подарить ребенку только ту жизнь, которой сами живем. Согласны? -Да. -И ничего другого
ему подарить не сможем. Детей надо воспитывать, учить их читать хорошую литературу. Начиная со сказок бабушки Арины. -Но получается, что большинство родителей этим не занимается. -Поэтому девочка не знает, что такое хорошо и что такое плохо. Интуитивно, может, и догадывается. Но границы добра и зла сейчас все больше стираются. То, что раньше было неприемлемо, становится нормой. - Иногда возникает чувство, что за порогом дома все зло мира обрушивается на детей. -А наша молитва? Мы отпускаем ребенка в мир – другого варианта нет. И молимся за него. Он учится, вращается среди сверстников. Да, иногда слышит колкие слова. -И получает нешуточные удары. -И все-таки сила молитвы велика. А что делать, когда дети не слышат тебя? Святитель Феофан Затворник говорит: не надо стучать в закрытые двери. Надо молиться. Мы живем в таком мире. Недавно иду по улице, а навстречу – компания подростков. И один парень, представительный, симпатичный, зло посмотрел
мне в глаза и сказал: «Ну, здравствуй, поп!» -А вы? -Тихо ответил: «Здравствуй!». Он этого, похоже, не ожидал. -Видно, не совпало с тем, что ему говорили о священниках. -Кстати, «поп» – не русское слово и означает отец. -Да, я тоже смотрела у Даля, и оказалось, что оно «поминается у нас впервые в Песнословии Пророков, 1047 г.». Такая древность! -Дети не виноваты, что не воспитаны. Однажды к Паисию Святогорцу пришла группа подростков
– панки, хиппи. Он встретил их доброй, приветливой улыбкой, поздоровался, усадил, напоил чаем. Стал спрашивать, как и чем они живут. И когда они уходили, один подошел к нему и попросил разрешения поцеловать ему ноги. И все, наклоняясь, целовали ноги старцу в знак благодарности. -Что с ними случилось? -Преображение. Оно происходит с нами, когда мы соприкасаемся с чем-то высоким, особенно духовным. И даже когда мы хороший фильм смотрим, задумываемся после него о том, о чем, может, никогда
раньше не думали. Но только надо оставить пагубную привычку массовых походов в театр или кино. -Почему пагубную? -Когда дети идут массово, они начинают и вести себя массово. А там, где собирается толпа, стоит только одному кинуть клич – и понеслось! Я бы советовал родителям вместе с детьми бывать на концертах, спектаклях. Но только хороших. Дети сейчас удивительные. У меня в школе есть одна девочка. Очень гиперактивная. А тут подходит ко мне и тихо-тихо спрашивает: «Батюшка,
а есть такая молитва, чтобы папа с мамой дружно жили?» Ее это волнует: есть же какие-то средства. И я ей написал молитву: «Господи Иисусе Христе, помилуй мою маму, моего папу и меня!» Через некоторое время она подошла снова: «Получше стало». А я ей сказал: «Только не оставляй молитву. Не оставляй! Ты же каждое утро умываешься, зубы чистишь. И молись – обязательно».