Семейная православная газета ПОССОРИЛИСЬ. ОБИДЕЛИСЬ. ЧТО ДАЛЬШЕ?
Интервью
Жила-была одна женщина. Утром она вставала и шла на рынок или в магазин, чтобы… поругаться. Делала она это от всей души, творчески. Возвращалась домой и говорила: -Сегодня день прожит не даром! Конечно, это пример крайний. Но скажите, кто из нас, христиан, избегает ссор?
-Отчего они происходят? – спрашиваю священника Михаила ПОТОКИНА. -Человек свободен в своих желаниях, - отвечает батюшка. – А наши желания сталкиваются, как мелкие частички в воздухе. Если бы у нас не было нравственного закона, таких столкновений было бы гораздо больше. -Но он, к счастью, есть. -И чем меньше мы его соблюдаем, тем больше ссоримся. Причем, как показывает
Библия, ссоры сразу начались после грехопадения людей. Первая была – у Адама с Богом. Причем, ссорился именно Адам. Предъявлял Богу претензии: «Это Ты виноват! Сам дал мне такую плохую жену!» (см. Бытие. 2. 12). А потом ссоры начались и у людей. Их причины нам показаны в Библии. Это самолюбие, зависть, гордость. Все страсти, разрушающие человека, ведут и к разрушению наших отношений. И какая-то из этих страстей питается от наших ссор. -Как у той женщины? -Да, берет от них силы,
пускает в нас корни. Это или зависть, или гордость. Или все вместе – целый оркестр. С духовной точки зрения ссора и обида – дело противозаконное. Господь в Евангелии говорит: если ты находишься в ссоре с братом, оставь дартвой в храме у жертвенника и иди, примирись (см. от Матфея. 5. 23-24). Христос не рассматривает, кто прав, кто виноват. А указывает на то, что мы не угодны Богу, если находимся в состоянии обиды по отношению к ближнему своему. -Иногда люди внутренне
раздражены, провоцируют ссоры. -Ну, так пусть успокоятся. Зачем им быть внутренне раздраженными? К тому же, как показывает практика, почему-то по отношению к одним мы бываем не сдержаны, а по отношению к другим – любезны и открыты. -Верно. -Причем одновременно или через короткий срок. -И это уже называется лицемерием? -Вероятно, бывают случаи, когда человек ведет себя не лицемерно, а просто у него такое раздраженное состояние души. Но это исключение,
которое оставим для Николая Васильевича Гоголя. У него Иван Иванович с Иваном Никифоровичем из-за свиньи поссорились. Давайте говорить о том, что беспокоит всех нас. Обычно мы сами даем зеленый свет любым своим чувствам, словам, переживаниям, эмоциям. Или, наоборот, пытаемся их спрятать, побороться с ними хотя бы немножко внутри себя. -Что уже хорошо. Часто ссора возникает в споре. Там, где люди имеют разные мнения по одному предмету. Как избежать этих ссор? -Вообще лучше избежать
самого спора. Христос говорит, что наше слово должно быть простым: да или нет. А что прочее, то от лукавого (см. от Матфея. 5. 37). Прочее – это какие-то объяснения, изъяснения и так далее. В Евангелии нет слов о том, что мое видение надо отстаивать, оспаривать, доказывать. Исключение составляет только научный спор. -Почему? -Да потому, что в нем высказываются сомнения, которые помогают человеку разобраться в каком-то предмете. А к обычным спорам нас толкает наше обычное самолюбие. Если я хочу передать, как мне видится какое-нибудь событие, нужно просто сказать об этом. И стараться думать о других, а не о себе. -Это как? -Тому, кто думает о себе, надо высказать свое «я». Но другой человек может быть не в состоянии его сейчас выслушать, понять. И нужно потерпеть, подождать, сказать не полностью. Это не значит – утаить. Но что-то можно добавить потом, когда наш собеседник, что называется, первую порцию переварит, и эта мысль для него уже будет не внешней, а внутренней.
Его собственным побуждением. Вспомним пример преподобного Силуана Афонского. В юности он носил отцу обед в поле. И как-то в пятницу принес мясное блюдо. Отец сказал ему об этом через много лет, когда сын собрался уходить в монастырь. -Значит, правду надо высказать? -Но важно, как и когда. И если все-таки думать о других, то нам будет легче себя сдержать, никому ничего не доказывать. А остальным людям будет легче принять наше суждение. Христос тоже иногда уходил от ответа.
Говорил кратко или притчами, в зависимости от состояния слушающего. Вот и нам пора учиться так излагать свои взгляды, чтобы не вызвать осуждения или раздражения у другого человека. Наверное, это можно сделать. -Вы сомневаетесь? -Нет, но иногда и сам поддаюсь эмоциональным, сердечным движениям. Не могу сдержать себя. И это тоже нужно признавать. Наше терпение – крайне ограничено. Иногда начинаем что-то говорить, пусть даже с благим намерением. Но как только захлестнут эмоции, так разум
уже остается позади. Мы доказываем, спорим, обижаемся. А спорящий подобен тому, кто не хочет слышать ни правды, ни другого человека, ни себя. Прекрасный пример и тут дает Евангелие: не стоит вынимать сучок из глаза брата, если в своем глазу не видим бревна (см. от Матфея. 7. 3-5). Это верно и точно сказано о любом споре, в котором мы хотим человека наставить, убедить, поправить. А что, собственно, поправлять? То, что не исправлено у нас самих. -В основном, да. -С другой стороны,
возможно, кто-то скажет, что нужно на недостатки указывать. -Нужно? -Да, но это должно быть сделано определенным образом, с духом кротости, как советует апостол Павел (К Галатам. 6. 1). Такой кротости у нас нет. А просто так замечание человеку делать не нужно. Надо подумать о нем немножко, поставить себя на его место: а мы-то что чувствуем, когда нам делают замечания? Совсем без них – не обойтись. Иначе как, например, воспитывать детей? Или работу организовывать? Но часто замечания
тоже являются причиной ссоры. -А еще бывают выдуманные обиды. Когда человек предъявляет претензии к другим. Непонятно, почему. -Чаще всего ссоры – это именно плод подозрений, не имеющих отношения к реальности. -Но бывают обиды, которые имеют реальную основу? -Да, настоящая несправедливость. Она попущена Богом. -Как к ней относиться? -Как относился Сам Господь. Он ее не одобрял, требовал объяснения: как это понимать? Когда один из
служителей первосвященника ударил Христа по лицу, Господь «отвечал ему: «Если я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (от Иоанна. 18. 23). Христос задал прямой вопрос: в чем дело? Чтобы все расставить по местам. -Нам надо поступать так же? -Конечно. -Но не всегда на прямой вопрос получаешь прямой ответ. -И это о многом говорит. Настоящее зло всегда скрывает себя. Не признает, что это ненависть, жадность, а утверждает: таков
закон, порядок, традиция. -Маскируется? -Да, и здесь нужно не бороться с ним, а пролить на него свет. Сказать, что это бессовестно, подло. Когда мы снимаем покрывало, зло прячется: там, где свет, нет никакой тьмы. И всем становится ясно, что это такое. Как Христос вел Себя с Иудой? -Спрашивал: «Друг, зачем ты пришел?» (от Матфея. 26. 50). -И еще: «Иуда, не целованием ли предаешь Сына Человеческого?» (от Луки. 22. 48). Господь всегда давал ему
возможность выбора. Ставил прямой вопрос: предаешь? Скажи: да, предаю – и покайся. Или уйди от ответа, солги, – и тогда зло останется в тебе. Несправедливость есть, была и будет на земле. Но прямые вопросы должны ее изобличить – и тогда с ней станет проще разобраться тем, кто ее совершает и судит. -Как быть, если на тебя обижены – по претензии? Понятно, попросить прощения, чтобы сбить настрой. А если не получится? -Предоставить человека самому себе, дистанцироваться. И постараться
иметь терпение. Оно помогает многое в жизни переосмыслить. Нетерпеливый человек находится в раздраженном состоянии. -Готов к конфликту, как вы уже отмечали. -Если бы мы были терпеливее, то научились бы слушать других людей. Говорить тем языком, который понятен им. Но все упирается в то, что мы сами несовершенны. -И не можем быть правы до конца. -Да, и часто срываемся или машем рукой: «Здесь разговор бесполезен!» На самом деле, это не так. Бог грешника терпит,
хотя всякий грешник спорит с Ним – самой своей жизнью. Господь говорит: «Ты меня слушай!» А мы отвечаем: «Нет, я себя послушаю. Вот мое мнение, я так живу и буду жить!» А Он терпит, не начинает с нами сразу спорить со всей силой Божественных убеждений, которые как гром гремят. Ждет, надеется, что мы переосмыслим жизнь, обратимся к Нему за помощью. Поймем, что в жизни истинно, и не будем держаться за свое мнение. -А если человек не понимает того, что вроде бы понимают все? -Это
легко принять за собственное превосходство. Но надо помнить: мы и сами мало что понимаем. И тогда становится смешно от малого – искать чего-то меньшего. Это мы сами являемся теми слепыми, которые пытаются вести слепых. И Господь верно указывает: «если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (от Матфея. 15. 14). Человек, который ставит себя скромно, подальше от мудрости, наверное, скорее к этой мудрости приблизится. И поможет приблизиться к ней другим. -Что ж, подведем итоги? -Физиологически поводов для ссор у нас мало. Мы пока на планете помещаемся, нам хватает солнца, воздуха, пищи. И нет необходимости обижать, унижать, оскорблять человека, что законом Божиим осуждается. Господь говорит очень строго: кто скажет о брате «безумный», тот подлежит геенне огненной (от Матфея. 5. 22). Значит, на это есть основания. Нам-то кажется, что мы слово произнесли – и оно забылось. А Христос судит наши слова. Видимо, мы ими что-то сильно разрушаем в себе и в людях, когда
ссоримся и так говорим. Но без ссор, без обид мы, наверное, не можем прожить. Наш грех обязательно вызовет недоумение у другого человека и приведет к какому-то столкновению. Прямо или опосредованно. Иное дело, как с этим бороться. -Как? -Начать с малого. Если внутренне находимся в состоянии вражды, постараться сдержаться. Не добить человека. И это значит, что между нами уже начинается любовь. А потом, как мы уже говорили, постараться дистанцироваться. Когда наши эмоции схлынут,
успокоятся и разум начнет искать выхода из положения, нам помогут Священное Писание, Таинства.