Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета ЗАПОВЕДИ ХРИСТА


 

Азы
ЗАПОВЕДИ ХРИСТА
(Продолжение. Печатается с № 10 2004 г.)


Христос дает нам заповедь: «Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божиими нарекутся». Но что это значит – быть сыном? Давайте подумаем. Прежде всего, сын становится наследником отца. Следовательно, он должен дорасти до отца.


Вспомним евангельскую притчу о блудном сыне (от Луки. 15. 11-32). Когда он вернулся домой, отец принял его с радостью и устроил пир. Вечером пришел с поля старший сын и начал с обидой выговаривать отцу: «Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, Ты заколол для него откормленного теленка». И отец ответил ему: «Сын мой, ты всегда со мною, и все мое твое». А сын этого не чувствовал.


Для нас наследство Бога – это труд, в который мы пока не можем войти. Это жизнь духа, нам не принадлежащая, художество, не нами сотворенное. Сеяли и жали не мы. Но нас может обрадовать уже созданный Богом мир, а в нем – могут заинтересовать и стать близкими люди.
Наша жизнь постепенно становится такой, что в нее вмещаются все живущие и умершие. Мы начинаем понимать, что после нас на землю придут новые люди. И надо что-то сохранить для них, передать, поделиться с ними. О чем-то – предупредить.


Выходит, первое блаженство сыновства – в том, что сын получает богатство, над которым не трудился. Это самое простое. А высшее – понять, что сын и отец – это одно («все мое – твое»). Ничего не спрятано, не утаено. Все открыто – до конца.


Мы называем миром окружающую нас обстановку. Но миром можно назвать и то, в чем и чем живет Бог, Кем Он является. Поначалу Он был во всем. Смерть – это отделенность от Него. Она началась с того момента, когда человек сказал: «Хочу обходиться без Тебя!» (в этом суть падения первых людей).


Нам надо начинать с себя, если мы хотим обрести, открыть другим Божий мир, Его жизнь. Чтобы она коснулась всего – нашей несчастной природы, человеческих душ. Это и есть принесение духовного мира.
Не случайно в заповеди Христос произносит слово «миротворцы». Не «миродельцы» или «мироносцы» (приносящие мир). Здесь мир – именно творится.


«Творить» и «созидать» - разные понятия. Бог и творил, и созидал вселенную. Сначала Он творил из ничего: сушу, небо, птиц, рыб, животных. А когда они уже появились, то в Библии по отношению к живому миру стал использоваться другой глагол – созидать.


Человек, принимающий мир Бога, Его жизнь, именно творится заново. В нем созидается иное сердце. Блаженство миротворцев – двойное, как и остальные блаженства: миротворцы могут еще и доносить это творение до других людей.


Не нужно думать, что речь в заповеди идет об улаживании конфликтов. Мы ведь тоже называем это миром. Но Христос Свой мир как бы противопоставляет миру человеческих земных жизней: «Что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (от Луки. 16. 15).

Протоиерей Алексий ПОТОКИН
(Продолжение в номере 2. 2009 г.)


В избранное