Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета ПОСТАРАЙСЯ НЕ СПЕШИТЬ


 

Интервью


ПОСТАРАЙСЯ НЕ СПЕШИТЬ


Просыпаешься утром. Впереди – полно дел. И сразу мысль: «Надо побыстрей помолиться, чтобы приступить к работе!» Но ведь самое главное – молитва. Так куда же я спешу?


В храме начинается Причастие. Женщина отходит от исповеди. Ей шепчут:
-Быстрей! Опоздаешь!


На это реагирует батюшка:
-Неправильные слова! Пришел к Богу – не спеши.


-Действительно так, - говорит священник и писатель Ярослав ШИПОВ. – Спешка – это производное от человеческой суетливости. Можно вообще никуда не спешить – и все успеешь.


Вероятно, спешка происходит от нашей гордости, самости. Мы полагаем, что все должны сами сделать, успеть. А это – в руках Божиих. Если тебе чего-то не надо, то спеши или не спеши, – все равно не получится. А если надо – получится обязательно.
У меня с детства есть урок на этот счет – история, которую рассказал отец. На фронте он вместе с другим офицером должен был куда-то лететь. Они ехали на фронтовой аэродром. И машина все время ломалась. Офицеры нервничали, ругали водителя.
Наконец въехали на аэродром и увидели, что самолет уже взлетает. Тут уж они пригрозили водителю: «Все, идешь под трибунал!». И вдруг самолет упал.


-И те, кто там был, конечно, погибли.


-Так они потом этого водителя чуть не на руках носили. А надо было просто не спешить: значит, Бог тебя от чего-то отводит.


Подобные вещи происходят не часто, но и не редко. Когда разбиваются самолеты, всегда находятся люди, которые на них опоздали.


-Я тоже видела такого человека. Он просто ошалел от радости.


-В моей практике был случай не столь серьезный, но на ту же тему. Я ехал в Шереметьево, стоял в пробках. Потом свернул, где не надо, долго выбирался на дорогу. Думал: «Все, уже регистрация закончилась. Никуда я не улетаю. Что ж это у меня возникает препятствие за препятствием?»


Приезжаю, бегу к стойке менять билет. А у меня спрашивают: «Почему вы не слушаете объявлений? Ваш рейс задерживается на 2 часа».
Ну, не надо было нервничать. Мы успеем сделать на земле все, что нам положено. Если не будем бежать впереди паровоза, а пойдем за Богом, за молитвой, все у нас получится.


-В Евангелии Господь даже говорит, что люди, которые имеют веру, сделают больше, чем Он Сам (от Иоанна. 14. 12).


-Да. И есть такое правило: если ты спешишь куда-то и очень нервничаешь, остановись, успокойся – и дальше двигайся быстро, но без спешки. И попадешь, куда надо.


-Еще один случай. Как-то я оказалась первой на исповеди. После меня подошли две строгие женщины и сказали: «Никого не пропускай! Нам тут стоять некогда, надо идти молиться». И тут мимо меня к священнику прошмыгнул мужчина. Женщины стали ругаться. Но как можно было его остановить?


-Это немножко другая ситуация.


-Разумеется. Но женщины – спешили.


-Женщины часто куда-то спешат. Что нам делать, когда нам велят никого не пропускать, а он – пробежал? Значит, Бог его пропустил. Так было надо.


-Иногда и сама впадаешь в спешку на исповеди. Начинаешь раздражаться.


-С раздражительностью надо бороться. Знаешь, есть поговорка: «Нет ничего хуже, чем ждать и догонять». Ждать – очень тяжело. Особенно если исповедь идет во время службы. Ты одним ухом – там, а тут – все задерживается. Кого-то батюшка долго исповедует. У тебя были случаи, чтобы ты из-за этого не причастилась?


-Нет.


-И у меня никогда не было. Бог управляет. Иногда мамы с младенцами опаздывают, но им тоже хватает Причастия. Если кому-то не хватило, значит, Бог не дал. Возможно, человек плохо подготовился. Говоришь ему: «Ну, давай, приходи завтра» Но это крайне редко. Все успевают.


-Пришел к Богу – не спеши. Но спешка в храме – постоянное явление: когда идут к Кресту, разливают масло после соборования, раздают артос, святую воду.


Митрополит Волоколамский Питирим (Царство ему Небесное!) даже шутил: «Если на Крещение никто не подрался, значит, праздника не было!» Куда люди спешат?


-Не знаю. Но это перенос мирских привычек (не лучших!) в церковную жизнь. Интересно, что, когда люди от них в храме отказываются, это приобретает другую крайность. Стоят на исповеди, кланяются друг другу, как Чичиков с Маниловым: «Проходите вы!» - «Нет, проходите вы!» Скажешь им: «Вы бы так в очереди в магазине друг друга пропускали». Посмеются.


Подобных переносов очень много. И этот – не самый страшный. Некоторые люди раньше ходили к какой-нибудь гадалке, а теперь ищут – прозорливого батюшку, чтоб указал им, что впереди. Или они любили туризм, путешествия, а теперь становятся паломниками. Внешне все облекается в другую форму, а содержание – остается прежним.


-Спешка приводит к тому, что мы начинаем сокращать слова.


-Особенно – в Интернете. И это страшно. У нас Бог – Слово, по-гречески – Логос. В переводе с греческого языка «логос» означает еще и «разум». Люди, коверкающие слова, коверкают свой  разум и дух.


Многие слова мы теряем, забываем, перестаем понимать их смысл. А они такие глубокие. Кто такая «невеста»? Да она мужа «не ведает».
А совесть? В Ветхом Завете, в древнееврейском языке этого понятия вообще не было. Оно появилось в Новом Завете и означает совместное знание человека – с Богом. У нас Евангелие называется Благая Весть.


-И слово «совесть» тоже эту «весть» в себе содержит?


-Конечно. Ведь в других языках это понятие тоже существует, но переводится как «со-ведение», «со-понимание». У нас тоже могли бы использовать одно из этих слов. Но получилось глубже - совесть. Это как бы наше со-участие в Благой Вести. Звучит глубоко и проникновенно.


Кстати, иностранцы не понимают, когда мы говорим: «Совесть не позволяет». Спрашивают: «Какие знания не позволяют?» Но это не рациональные знания. Младенцам бывает стыдно, а их еще ничему не обучили.


-Это в нас вложено?


-Да. Из литературы и священнической практики известно: очень часто в самых глухих деревнях жили бабушки, которые никогда не совершали неблаговидных поступков. Совесть не позволяла. Совесть – как компас внутри человека, который указывает нам, что хорошо и что плохо. Пока он действует, не сломан, Богу легче вести нас по доброму пути.


-Сейчас говорят, что мы живем в бессовестное время…


-И что власти у нас бессовестные, и телевидение. Но Церковь всегда существовала в нецерковном окружении, не участвующем в Благой Вести.


-Твердят еще, что наш мир – безобразен.


-А слово «безобразие» откуда пришло? Человек создан по образу Божию. И если утрачивает, сжигает его в себе, становится безобразным. И мир тоже. Но он все-таки Божий.


-Бывает, что весь день проводишь в спешке. И вечером возникает ощущение: все пропущено. Куда-то бежала, что-то делала, а вроде – и не жила.


-Несколько лет назад у меня было много издательской работы. С утра до вечера сидел, готовил к печати церковные книги. А священники перед службой или во время нее исповедуются друг другу в алтаре. И вот однажды я стою и думаю: «Так, а у меня и грехов-то нету…»


-Со мной тоже недавно такое было. После очередной перегрузки.


-Я тогда испугался, что не вижу греха. Понял: в этом трудоголизме  (а он тоже замешан на спешке) утратил в себе какие-то человеческие качества, допустил какой-то глубинный грех.


Это очень опасно. Не надо столько работать. Не человек существует для труда, а труд – для человека. Ну, куда ты гонишь-то? Сделай перерывчик, посмотри, что у тебя внутри. А потом опять вернешься к работе – и выполнишь ее быстрее, спокойнее, удачнее.


Вышли те книжки, над которыми я сидел. Они могли бы выйти на пять дней позже, на неделю. Ничего страшного не произошло бы.


-Согласна, спешка – недопустима. Но и расслабленность - тоже.


-Обе крайности – нехороши. Так же, как расточительность – и жадность. Надо искать узкий, царский путь, золотую середину.


Я читал в старых книгах – спокойно, без спешки (отец Ярослав улыбается), – что в прежние времена крестьяне не работали с четверга на Страстной Седмице и всю Светлую Седмицу. Даже если была самая подходящая погода для того, чтобы пахать, боронить, сеять. Молились, ходили в храм. В отношениях с Богом они были прямее и понимали: эти дни надо отдать Ему. И Господь все управит, как надо. Прямодушные отношения с Богом помогали им избегать спешки.


-Старые книги написаны в другом темпе. Чтобы в них вчитаться, мне требуется много времени.


-Да, это точно. Люди тогда жили размереннее, были больше воцерковлены. Не формально, а внутренне. Чтобы писать, как Гончаров, надо спокойно, никуда не торопясь, сидеть за письменным столом.


А как строили? Человек преклонных лет начинал возводить храм, зная, что он, может, дальше фундамента ничего сделать не успеет. Спешка в значительной мере пришла из материалистического мира, в котором считается, что жизнь ограничена земными сроками. Это обязывает человека торопиться, чтобы все успеть. Ему надо быстренько книжку написать, продать, получить деньги.


Но торопливость снижает качество любой деятельности. А тому, кто воспринимает жизнь как Вечность, спешить некуда. Начинал человек строить храм, продолжали – сын, внук. Вот и получались шедевры зодчества.


-Церковные люди, которые поняли, что спешка – нехороша, иногда начинают эксплуатировать других: «Не торопись, выслушай меня!». И долго проговаривают то, что и без слов понятно. В итоге я получаю какую-то пользу от того, что терпеливо слушаю? Или только теряю время?


-Пустое слушать не надо. А если человеку трудно и надо выговориться, то помоги ему, выслушай. Не торопись. Надо действовать по ситуации.


-В Москве и провинции разные темпы жизни. На бегу, как у нас, вроде бы и Бога не услышишь, и к вере не придешь. Но и там при спокойном темпе к вере приходит не больше людей, чем у нас?


-Даже меньше. Это тайна, как человек приходит к вере. Пути Господни неисповедимы. И торопливого Бог к Себе приводит, и неспешного, и трудоголика.


Провинция более консервативна в своем безбожии. А век назад, вероятно, была более консервативна в вере. Хотя провинцию столетней давности по отношению к Богу я тоже не переоцениваю.


Из моей сельской практики знаю вот что. У нас были постоянные прихожане. Новые люди обычно приходили с просьбами о требах. И вот женщина зайдет в храм, а муж дожидается ее на крыльце и курит. По запаху я чувствовал, что она пришла не одна.


-Почему он не входил?


-Это ниже его достоинства. Понятия у людей перевернуты. И чтобы это исправить, вероятно, нужно много лет. Если в лесу собьешься с пути и 5 часов идешь не в ту сторону, то надо не меньше 5 часов, чтобы вернуться назад. У нас в стране похожая ситуация. Мы почти век круто уходили от Бога. Хотя все возможно Господу. И не обязательно ситуация у нас будет развиваться так, как в лесу.

Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ
Фото из архива отца Ярослава

 


В избранное