Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета ЗАПОВЕДИ ХРИСТА


 

Азы

ЗАПОВЕДИ ХРИСТА

(Продолжение. Печатается с № 10 2004 г.)

 

Сегодня мы снова обращаемся к заповеди Христа «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Можно сказать, что она содержит в себе как бы двойное блаженство. С одной стороны, человек с чистым сердцем начинает видеть Бога. А, с другой, Бог тоже зрит этого человека.

 

Хотя мы только знакомимся с верой и нам еще нужно учиться грамоте в ней, но чистота сердца дает возможность нам на земле увидеть нетварный Божий свет. Эта чистота – не просто умение себя хранить после того, как нас простили, помиловали (мы говорим – очистили). Человек словно заново рождается. Недаром в 50-м псалме Давидовом звучит просьба: «Сердце чисто созижди во мне, Боже…». То есть сотвори – из ничего.

 

Нам кажется, что мы всегда будем такими, как есть, и остается только развивать уже имеющиеся способности. Но это не так. Перед верующим человеком стоит неведомая жизнь, в которую он может родиться. И если бы наша вера не была опошлена маловерием, сведена до обрядовости, то мы бы чувствовали рождение в новую жизнь в Крещении, вступлении в брак, любом другом Таинстве.

 

Обновление происходит, когда человек понимает: он становится другим, не вмещается в прежние мерки, не может жить, как раньше. В нем появляется нечто, делающее его жизнь детской. Господь сказал нам: «Будьте как дети». Почему? Да потому, что они рождаются с неумением жить. Им надо все начинать сначала. Вот и в вере нужно всему учиться заново: иначе смотреть на мир, на людей, беседовать с ними, строить отношения. По-старому – уже нельзя. Невозможно.

 

Сотворение чистого сердца – это открытие новой, духовной вселенной. Она становится все шире. И в этом – необыкновенное блаженство. Опять-таки оно присуще только тому, кто больше возлюбил свет. А ленивому, унылому важно другое – «уверенность в завтрашнем дне». Для него призыв к свободе, дерзанию равносилен муке, истязанию. Ведь чаще всего свобода нам только кажется желанной. По-настоящему мы хотим свободы для греха, поэтому просим здоровья, сил, благоприятных обстоятельств, чтобы эти дары щедро потратить на грех, иметь для него больше возможностей. Да чтобы и сам грех был покрупнее.

 

Люди возлюбили его, почти отказались от возможности поступать благо. Не случайно же появилась поговорка: «Охота пуще неволи». Мы отбрасываем волю остальных людей. Главное – наше желание. Оно сильнее, чем запоры тюрьмы. Стоит человеку захотеть – и он подчинит себе весь мир. Везде ему будет тюрьма, пока этого не добьется. В такой жизни, если и появляется свободный выбор, он может восприниматься только как трагедия, мука.

 

И все-таки, когда человек входит в единство с Господом, узнает милость к себе, он ясно понимает: если меня самого простили, то и весь мир находится под Божией милостью. Никакую душу нельзя считать темной или ненужной. Да, на земле остаются страдания, болезни, но их цель – не погубить, а возродить нас. Мы живем с Богом Воскресшим – с Пасхой.

 

Наша жизнь такова, что приводит к смерти. А Его смерть дает другим возможность жить.

 

Протоиерей Алексий ПОТОКИН

(Продолжение в следующем номере)


В избранное