Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета ЦАРСТВО БОЖИЕ ПРИШЛО НА ЗЕМЛЮ


 

Интервью

ЦАРСТВО БОЖИЕ ПРИШЛО НА ЗЕМЛЮ

 

Звонят колокола, вызванивают Пасху. Заливаются, щебечут птицы – на все голоса, но слаженным хором. Сияют солнце и лица людей. А в храмах распахнуты Царские врата. Значит, открыт вход в Небесное Царство.

Христос воскрес из мертвых. Каждый год мы повторяем эти загадочные слова – и не устаем радоваться их красоте, надежности, глубине. Смотрим на иконы Воскресения Спасителя – и удивляемся, как их много, они такие разные.

 

-Одна из этих икон – явление Ангела женам-мироносицам, - рассказывает протоиерей Александр ЛАВРИН . - Ангел сидит на камне, рядом – погребальные пелены Господа.

На другой иконе в центре изображен восходящий Христос с хоругвью (то есть знаменем) в руках, камень отвален от гроба, по сторонам – два Ангела. Этот образ довольно поздний и говорит только о половине праздника: «Христос воскресе из мертвых…» Но не объясняет, ради кого происходит Воскресение.

-О какой иконе мы будем говорить?

-О той, которая выражает полноту торжества. Она называется «Сошествие во ад».

-В центре этого образа – Господь в светлой одежде .

-Он движется, нисходит сверху вниз – к человеку, в державу смерти.

- Спаситель спустился в ад после того, как умер на Кресте?

-Да, и вместе с Его человеческой душой туда вошло Божество. Есть такой пасхальный тропарь: «Во гробе плотски, во аде же с душею, ако Бог, в Раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняй, Неописанный».

-Бог – везде?

-Совершенно верно, но здесь – иное. Иисус Христос был первым Человеком, который именно человеческой волей, решимостью перед лицом смерти остался верен Небесному Отцу. Вспомните, как Он молился в Гефсиманском саду: «Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя» (от Матфея. 26. 42). В этот момент борения не произошло главного – раскола между Богом и человеческой душой. Поэтому во время крестной смерти Господа, при разделении души и тела Божество Христово оставалось и в гробу – с Телом, и в аду – с душой.

-Что за обломки под ногами у Христа?

-Символическое изображение «начал и властей тьмы». Они тут представлены как скрещенные «врата», потому что были сокрушены Крестом. В аду властвуют смерть и диавол. Святитель Иоанн Златоуст комментирует: то, что Бог разрушил, уже невосстановимо. Теперь держава смерти бессильна: она не может никого удержать насильно.

-Значит, в аду человек тоже выбирает?

-Конечно, об этом говорит апостол Петр: «Христос, чтобы привести нас к Богу... быв умерщвлен по плоти, но ожив духом… сошед проповедал» (Первое послание Петра. 3. 18-19).

Воскресение подается не тому, кто его «заслужил» (это невозможно), а тому, кто с надеждой поверил, что Иисус Христос пришел ради него. Как разбойник на кресте. Он ведь и в Рай вошел первым, хотя, казалось бы, всю жизнь прожил грешником.

-Почему так случилось?

-Потому что он сумел разглядеть в Распятом Праведника, Надежду и Спасение. Но как раз, труднее всего увидеть милость Божию в страдании. Как мы относимся к трудным обстоятельствам, болезням?

-Если честно, стонем, рыдаем, ропщем.

-Да, печалимся обычно, унываем. Это свидетельствует о том, что мы видим Бога жестоким господином, который жнет, где не сеял, и собирает там, где не рассыпал (Мф. 25. 24). Но ведь вначале, когда приходили к вере, мы четко сознавали: никаких заслуг у нас нет. Снисхождение Бога к нам произошло вопреки всему – и нашей жизни, и свойствам характера.

Память об этом всегда помогает вернуться к благодарному началу. Вот и не будем отчаиваться, унывать. По заслугам естественный итог любого из нас – смерть. А вместо нее Господь дарит нам воскресение. И не за порогом земной жизни, а уже здесь и сейчас.

-Стоп! Мы что же – уже воскресли?

-Мы начинаем воскресать, когда у нас в духовной жизни появляется что-то живое. Господь говорит, что Царство Божие находится внутри нас (от Луки. 17. 21). Наше общение с Ним проявляется не в эйфорических, сладких чувствах, а в покаянии и благодарности. Переживание о том, что нас разъединяет с Богом, желание Его, поиск, надежда – это и есть Царство Божие, пришедшее в силе внутри нас. На иконе оно показано славой, которая окружает Христа.

-Вы говорите про этот круг?

-Да, сферу, в которую должны войти все стоящие перед Ним.

-А слава – это жертвенная любовь Бога?

-Здесь, среди нас, она всегда жертвенная, а в Царстве Небесном – торжествующая! Эта любовь отдает Себя любому грешнику без остатка. Милость Христа – дар всем людям, а не плата тем, кто молился и постился. Поэтому на Пасху мы читаем слова святителя Иоанна Златоуста: придите все, постившиеся и не постившиеся…

-Зачем же тогда пост и молитва?

- Для того чтобы этот дар увидеть и принять. Цель поста не нарастить мнимые духовные мускулы, а как раз увидеть свою собственную духовную немощь. Тогда возникнет желание милости. И человек, который в простодушном покаянии чает и надеется на нее, обязательно с ней встретится. У Господа она есть всегда и для каждого, однако чтобы на самом деле ее увидеть, сознать и пожелать, воистину, нужна метанойя (изменение ума по-гречески)! Но тогда уже человек становится радостным свидетелем Воскресения Христова. Пост к этому и призывает.

-На иконе вокруг Христа множество людей.

-Впереди всех – наши праотцы Адам и Ева. За ними – цари и пророки Давид, Соломон, пророк Исаия. На образах всегда делают надписи, и в первых рядах мы можем прочитать, кто там стоит. Но дальше имена не надписаны, изображены только верхние части голов с нимбами.

-Значит, все они – святые?

-Конечно. В Царстве Славы не святых нет. И образы, написанные за ветхозаветными праведниками и пророками говорят о том, что спасающихся множество!

Святой Епифаний, епископ Кипрский, рассказал о таком предании. Когда Христос в аду приблизился к Адаму, наш праотец сказал: «Господь мой со всеми». От этих слов дух захватывает: Он с живыми и мертвыми, бывшими и будущими поколениями. С любым человеком, который рождается на земле.

-А что ответил Спаситель?

-«И со духом твоим». Он не противоречил Адаму.

Конечно, в этой жизни святости достигают немногие, но ведь спасаются не только они. Вот что сказал святитель Тихон Задонский: не думайте, что перед вратами райскими вы явитесь в чистых ангельских одеждах. Нет, наши одежды будут оструплены грехами. Но святитель говорил, чтобы люди не отчаивались из-за этого: мы становимся причастны к Воскресению, если жизнь наша была покаянна.

-Это еще раз подтверждает то, что вы говорили.

-Христос на иконе изображен в движении: Он нисходит вниз. А люди неподвижны, статичны, как бы застыли на месте, только руки протянуты в жесте моления. И это богословски очень верно: не может человек сам, своими силами загладить грехи «добрыми делами» и торжественно подняться на небо. Это Бог нисходит и выводит из тенет смерти доверчиво устремившихся к Нему души.

Вот здесь мы как раз и видим, ради кого происходит Воскресение. Икона воплощает и утверждает слова пасхального тропаря: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».

-Спаситель сходит в ад в Великую Субботу?

-Да, и этот день уже как бы соединяется со следующим – Пасхой. На субботней службе произносятся слова об умерщвлении смерти , что является сущностью праздника Пасхи.

Состояние людей на иконе передают руки: они в молении и поклонении. Души ожидают, надеются. Сейчас им надо только одно – открыться Богу.

Адам и Ева, как и все, устремлены к Христу. Они стоят на коленях. Обессиленная рука Адама, которую на иконе как бы бережно и нежно взял в Свою десницу Господь, снова выразительно свидетельствует о том, что спасение – дело Бога. Люди могут и должны сделать только доверчивый шаг навстречу Ему. Наше собственное добро – немощно.

-У нас есть только вера?

-И надежда. В поэме Алексея Толстого «Дамаскин» преподобный Иоанн произносит перед смертью очень точные слова: «Иду в неведомый мне путь, иду меж страхом и надеждой». Наша реальная духовная жизнь – всегда «меж страхом и надеждой»

На Пасху мы поем о том, что являемся свидетелями Воскресения Христа, участвуем в нем: «Воскресение Христово видевши, поклонимся святому Господу Иисусу…»

-Это так?

-Конечно, ведь все, что Он сделал на земле, осталось с нами. Воскресение совершилось, значит, цель жизни, высшее благо, Царство Божие – принадлежат нам. В этом смысле полнота времен уже достигнута (поэтому после смерти и Воскресения Спасителя времена называются «последними»). Это данность, которую никогда и никто не сможет у нас отнять.

-Рай – на земле? Странно.

-Да, на земле, но не внешне. До второго пришествия Христа, как сказал Господь: «Царство Божие не приходит приметным образом» (Лк. 17. 20). Увидеть его можно только внутренними, духовными очами, но оно есть. Это известные «плоды духа», перечисленные апостолом Павлом: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Послание к Галатам. 5. 22).

Православная икона показывает преображенный мир именно таким. Как ни парадоксально, но она не изображает Божество, а указывает на причастие человека к Божественной жизни, начиная с Иисуса Христа.

Евангелие – Благая Весть говорит, а икона являет нам: смотрите, люди, Бог встретился с человеком! Небеса открыты. Любой из нас может жить этим.

 

Беседу вела Наталия ГОЛДОВСКАЯ

Фото Александра КЛИМОВА


В избранное