Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ НА ПЕРВОМ КУРСЕ


 

Откровения

ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ НА ПЕРВОМ КУРСЕ

 

Кто-то рассказал такую теорию: русский – это не национальность, а принадлежность к Православию. Если африканец – православный, он уже и русский.

 

Мне этот взгляд не пришелся по душе. Каждая нация, каждая культура имеет особенности – и ими богата. Надо хранить свое – и радоваться чужому.

 

-А что по этому поводу думаете вы? – спрашиваю Аллу Кирилловну КОНЕНКОВУ, ректора Государственной академии славянской культуры, профессора, кандидата искусствоведения.

 

-Конечно, отрадно, что в Африке тоже есть православные люди, - отвечает Алла Кирилловна. - Но русскими их не назовешь. Они люди своей культуры, в них заложены другие качества, не такие, как наши.

Русская культура очень древняя, ее природа, искусство, города воспитывают людей. Потому мы и хотим, чтобы наши дети много путешествовали. Недавно нас возили в Юрьев Польский. Он лежит среди великолепных полей, там русская земля, люди. Дети должны это почувствовать, ощутить свою принадлежность к родной стране.

-Детьми вы, вероятно, называете студентов?

-Да, простите! (Улыбается) Конечно, они взрослые, но для меня все равно дети.

-Вы внучка великого скульптора Сергея Тимофеевича Коненкова?

-Дедушка жил на улице Горького (там теперь находится его музей). А мы – рядышком.

-Любовь к искусству у вас от деда?

- У Сергея Тимофеевича было мощное творческое начало, которое ему самому досталось от предков и, конечно, передалось всем в нашем роду. Оно проявляется в разных областях. Мой папа Кирилл Сергеевич не занимался искусством, не был художником. Зато он стал выдающимся конструктором, имел около ста авторских изобретений. Папа разрабатывал приборы, которые определяют состояние породы в глубине земли.

Он мне рассказывал: «Я тоже в молодости хорошо резал из дерева, отец мне даже говорил: «Надо учиться». Но я решил так: у нас в семье уже есть замечательный художник, я буду его повторять и всегда находиться в тени славы своего отца. Нет, я лучше выберу свое дело и буду им заниматься».

Папа оставался творческим человеком до последних лет жизни. Ему было почти 90 лет, а он занимался научной работой.

-После школы вы поступили в МГУ?

-Да, на исторический факультет, отделение искусствоведения. Причем с третьего раза. Поступить туда было сложно, требования там высокие. Когда я современным абитуриентам рассказываю, какие вступительные экзамены мы сдавали, они охают и говорят, что точно туда не прошли бы.

-Там встретились с мужем?

-Первого сентября на первом курсе. Мы учились в одной группе. А на пятом курсе поженились.

Я работала в Союзе художников, театральном музее имени Бахрушина. Потом родились детки.

-Сколько их у вас?

-Двое – сын и дочь. Уже взрослые. Ирочка закончила филологический факультет нашей академии, работает в Гоголевской библиотеке и преподает малышам английский, готовит их к школе. А Олег после искусствоведческого отделения нашей академии учится в аспирантуре и еще в Техническом университете имени Баумана. Получает второе высшее образование по компьютерам.

-Как случилось ваше воцерковление?

-Мой муж был крещен, а я нет. Но в детстве мы часто играли в церкви Воскресения Словущего на улице Неждановой. Мне всегда там было хорошо. А когда училась в университете, то общение с древнерусской живописью, храмами, их архитектурой всегда было таким цельным, что я чувствовала себя частью этой культуры.

Родилась дочь, и я поняла, что в ответе за жизнь, судьбу, нравственное состояние этого маленького человечка. Поэтому не было вопроса, крестить ее или нет. Сразу покрестили. И меня вместе с ней.

Через детишек и пошло наше воцерковление. Думаю, многие современные родители могут рассказать подобные истории. Сказано же, что женщина спасется через своих деток. Так и происходит. Мы начали ходить в церковь, причащать детей.

-Вместе с мужем?

-Конечно.

-Чем он занимается?

-Профессор кафедры искусствоведения в нашей академии, преподает несколько дисциплин, воспитывает студентов. А начинал с реставрационной фотографии. Мужа зовут Юрий Васильевич Робинов. Его отец Василий Васильевич был первым фотографом, который начал делать реставрационную съемку. Мой муж эту профессию взял по наследству.

-Но продолжим о вашем вхождении в храм.

-Мы же после советского времени ничего не знали о Православии. Но что-то в душе подсказывало (говорят, это Ангел подсказывает), что деток надо духовно образовывать. И совершенно случайно…

-А случайностей не бывает!

-…через людей нецерковных мы узнали, что открыта воскресная школа, создается духовных хор. И я пошла на его поиски в храм на Чистых прудах. Стала спрашивать. Мне ответили, что руководителя хора давно не видно.

Вышла из храма, иду вдоль бульвара, а навстречу – девушка. Что-то меня подтолкнуло, я повернула назад и пошла за ней. Оказалось, это руководитель хора. Детишки начали у нее заниматься. Лучшего педагога духовного пения я никогда не встречала.

Через несколько месяцев, как водится, хору отказали в помещении. И тогда его принял под свою опеку отец Михаил Громов в храме Воскресения Словущего. Потом наша община вместе с отцом Михаилом перешла в храм Большого Вознесения у Никитских ворот. Там образовалась гимназия. В ней я проводила занятия. И оттуда меня пригласили в академию.

-Интересный путь! Вы были кандидатом наук?

-Тогда еще нет. Аспирантуру я закончила сразу после университета, но диссертацию не защитила – и уже махнула на это рукой. А в академии настояли, чтобы я все-таки защитилась.

-За эти годы ваши взгляды, безусловно, изменились. А тема научной работы?

-Конечно! У меня была почти полностью написана диссертация о театральном творчестве художника Бориса Михайловича Кустодиева. Но мне это стало неинтересно. Новая тема возникла тоже как бы случайно.

Изольда Константиновна Кучмаева, президент нашей академии, давно занимается творчеством Пришвина. Она организовала конференцию для студентов и школьников на даче писателя в Думино. Мы туда поехали большой группой. Сотрудники музея провели нас по участку. Это было осенью, в октябре, в замечательный пасмурный день.

- Вы любите пасмурные дни?

-Да, природа была полна тихой красоты. И я вдруг поняла, о чем буду писать. Дело в том, что мой дедушка Сергей Тимофеевич Коненков жил в Думине. В 1905 году он туда приезжал к брату своего друга – художника Петра Петровича Кончаловского. И тут, видимо, происходило что-то для него дорогое.

Когда дедушка вернулся из Америки, он посещал места, связанные с его юностью. Одна из первых поездок была в Думино. Там уже жил Михаил Михайлович Пришвин. Они познакомились, подружились.

-В 40-х годах?

-Да, после войны. Потом в дневнике у Пришвина я нашла примерно такую запись: «Сейчас, по прошествии времени, когда отсеялись все «измы», я понял, что есть такое единство – Кустодиев, Коненков, Шаляпин; это единство требует осмысления».

Так родилась тема моей диссертации (она культурологическая): «Поэтика природы в творчестве Пришвина и Коненкова». Мне было очень интересно писать. Родство этих двух людей несомненно.

-В чем оно?

-О Сергее Тимофеевиче Коненкове написано много монографий, но творчество его описано только по поверхности, по стандартным образцам. А оно глубокое и по существу православное.

Читая дневники Пришвина, я понимала творчество дедушки. У этих двух людей существует духовное единство. И хотя на поверхности это могло не проявляться, но оно у русских людей сохранялось всегда.

-Думаете?

-Да, и сейчас сохраняется. На поверхности плавает мишура. Но единство обнаруживается сразу, как только она слетает. Это видно по нашим студентам. Они приходят на первый курс из дикой жизни, а потом пропитываются духом академии, и оказывается, что все дети открыты для общения. Мы говорим на одном языке. Всегда можно объяснить человеку, в чем он не прав.

-У вашей семьи есть увлечения?

-Одно: наша работа. Занятия искусством, преподавание, общение с детьми.

-А как же странничество?

-Русскому человеку оно очень близко. Мы с мужем всегда много ездили по древнерусским городам. Даже с маленькими ребятками, насколько позволял их возраст. Как-то захотелось поехать к святыням. Сказала об этом своему крестному, а он (Царство ему Небесное!) был удивительным человеком. Крестный ответил: «Если так, то это Господь стучится в сердце».

И тут все удачно сложилось. Стали организовывать практики для студентов в Крыму, Новгороде. Мы там всюду побывали. Возникло молодежное объединение «Странники».

-Почему не паломники?

-Потому что паломничество – только для православных, воцерковленных людей. А мы принимаем в академию разных студентов – крещеных и некрещеных. У нас учились и атеисты, и католики, и мусульмане. На собеседовании им объясняют, что у нас изучают русскую культуру как возникшую на почве Православия.

Странничество – это путешествие не только по земле, но и духовное. Вот мы поехали в Сергиев Посад. Обычно люди посещают Лавру – и уезжают назад. А мы обошли весь город. Он связан с дореволюционной Россией, с трагическими событиями 20-х годов прошлого века.

-Там, рядом с преподобным Сергием, после революции 17-го года селились великие писатели, философы, священники...

-И мы нашли их дома. Это, кстати, и было началом нашего объединения.

-В славянской академии открыли загадку славянской души?

-А для нас нет загадки, потому что мы сами принадлежим к славянам. У русского человека поэтичная душа, склонная к искусству, открытая Православию. В ней всегда есть Бог. Может, это кажется загадкой для рационального западного мышления?

 

Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ

Фото из семейного архива


В избранное